К основному контенту

Курс по большим и сложным документам

Передали на разработку большой-большой регламент или положение. Нужно сделать из него электронный курс, потому что сам документ никто не читает. Удивительно, почему так многие думают, что от перевода в электронный курс все сразу очень захотят этот длинный и сложный труд изучать?! Вопрос практически риторический. Поэтому все равно приступаем к работе.

1. Для начала понимаем, кто будет курс изучать - новички или эксперты или те и другие?
2. Если это в основном новички, то весь документ последовательно давать нельзя (даже при условии, что вы его переработаете), потому что новичкам (с низким уровнем знаний по теме обучения) большой последовательный документ прочитать будет не просто (на эту тему есть даже исследования, правда документ платный).
3. Если учим специалистов, то тут чуть проще - чем больше опыта, тем проще воспринимаются сложные документы.
4. Дальше идем к эксперту по теме и по данному документу, которого спрашиваем "Что самое важное в этом документе? Без чего сотрудник не сможет работать? А что можно не знать сразу, а потом посмотреть в оригинале документа?". Тут сразу окажется, что весь документ знать не нужно.
5. Курс делаем в 2 уровня - самое важное на первом уровне, в основной последовательности, а то, что хорошо было бы знать - на втором уровне, под кнопкой "для любознательных". Таким образом и сразу охватываем обе целевых группы - новички не потеряются, специалисты получат всю информацию.

Теперь важно курс не перегрузить ссылками на дополнительную информацию, потому как когда на одном слайде слишком много ссылок, то основная информация теряется и не воспринимается так, как мы того хотим. Лучше всего на слайде ограничится одной кнопкой/ссылкой на дополнительные материалы.

Но самое главное - это практика. Вряд ли задача нашего заказчика в том, чтобы люди просто прочитали документ. Задача в том, чтобы сотрудники начали его использовать в своей работе, делали меньше ошибок, действовали эффективнее. Вот тут начинается самое интересное - в таком курсе должны быть кейсы применения документа на практике. Тогда действительно получится, что электронный курс по документу будет эффективнее самого документа.

Вопрос практики можно решить несколькими способами:
1. Сначала даем всю теорию, то есть содержание документа. Желательно ее перемешать с небольшими заданиями на запоминание и активацию внимания. Затем даем несколько практических заданий на применение изученного. Этот вариант не подходит для действительно длинных и сложных документов, потому что пока человек дочитает до конца, он уже может забыть, что было в начале и выполнять практикум будет сложно, особенно новичкам. Но для коротких документов это хороший вариант.
2. Даем небольшую часть теории, затем сразу даем кейс на применение этой части теории. Так проходим весь документ. В конце делаем общий практикум на одном кейсе, собирая в него все части, которые использовали после тем ранее, но только берем другой кейс (с другим содержанием).
3. Сразу даем практикум на весь документ. Такой вариант хорошо подходит для ЦА, где люди давно в теме, работают в этой области, но документу по каким-то причинам следовать не хотят. Теорию же мы вообще не даем в классическом варианте, а убираем ее в обратную связь по этам практикума, в подсказки к практикумам или даем в виде причинно-следственных связей действий пользователя в курсе.

2-ой вариант тут самый рабочий, он подходит и для всех ЦА и прост в разработке - полноценный тренажер или игру делать не нужно будет. Главное, чтобы во время обучения сотрудники не запоминали номера положений (если только это не является основной целью изучения) и учили формулировки наизусть (что тоже редко нужно), а учились применять документ в своей повседневной рабочей деятельности. 

Комментарии

Марина Литвинова написал(а)…
А вот мне пока с п. 4 не очень везет))

"4. Дальше идем к эксперту по теме и по данному документу, которого спрашиваем "Что самое важное в этом документе? Без чего сотрудник не сможет работать? А что можно не знать сразу, а потом посмотреть в оригинале документа?". Тут сразу окажется, что весь документ знать не нужно."

Часто эксперты, серьёзно кивая головой, говорят - все нужно знать, это важная инф-ция и я понимаю, что на самом деле причин несколько:
1) нет времени выделить важное
2) нет желания взять на себя ответственность выделить важное (вдруг какие риски, законодательство поменяется и т.п. а это же надо отслеживать, лучше дать просто постановление нацбанка на 100 стр, чем выделить важное и отвечать за него))
3) "пусть читают, это им все равно пригодится в работе"

Вот как с такими бороться, Лен?)
Elena Tikhomirova написал(а)…
Марин, тут самое главное - правильно работать с экспертами - нужно задавать очень конкретные и точные вопросы. Если просто говорить и задавать общие вопросы, то всегда получится, что все нужно. А если задавать вопросы по делу, то ответы на них будут ясными и тогда ты соберешь ту информацию, которая тебе нужна.

Кстати, как раз про это будет пост сегодня или завтра.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела