К основному контенту

Текст для электронного курса

Текст все равно остается одним из основных носителей информации в электронном курсе. Мы сокращаем его, делаем визуализацию, что-то убираем в озвучивание, но крайне редко можно говорить о том, что у нас есть курс без текста. Да и звук возможен не везде. Сложная анимация и мультипликация тоже далеко не всегда доступны, как по техническим возможностям, так и по бюджету. В итоге получается, что текст в курсе все равно будет, и от того, каким он будет, зависит эффективность восприятия информации и ее дальнейшего использования в работе.

1. Для начала - текста не должно быть много. Чем его больше, тем меньше у него шансов быть прочитанным. Если учесть, что в корпоративном обучении большинство сотрудников проходят курсы не по собственному желанию, то о высокой мотивации и внимательном изучении каждой строчки говорить не стоит.
2. Когда вы пишите текст, постоянно помните про то, для чего сотруднику нужен будет курс и что он должен будет делать после его изучения. И текст должен быть адаптирован под эти задачи. И помните про тех, кто его будет читать и с каким настроем. В целом - чем текст проще и легче написан, тем больше людей его легко воспримут.
3. Текст нужно писать. Это, конечно, очевидно. Но главное не брать в курс текст слайдов презентации или какого-то раздаточного материала, который был ориентирован на использование при поддержке тренера. Лучше всего исходник прочитать, понять и написать своими словами, рассказать о том, что вы прочитали, добавить связки и пояснения. Курс должен говорить со слушателем.
4. Используйте тезисы и подзаголовки. Они должны быть содержательными и емкими, тогда они не только будут привлекать внимание, но и станут опорой для "быстрого читателя", который просто просматривает материал.
5. Используйте маркированные списки. В курсах это нормально и даже полезно, в отличии от презентаций для публичных выступлений. Есть масса исследований, которые показывают, что читатели экранного текста списки сразу ищут глазами списки и им уделяют внимание.
6. Написанное стоит попробовать прочитать вслух. Если текст зазвучит хорошо, значит этот "голос" услышат и слушатели. Недавно читала книгу Робинсона и обратила внимание, что она написана так, что я автора слышу. И это создает ощущение, что я с ним говорю, с живым человеком.
7. Пишите "мы", "наши", "ваши", "вы" и прочие местоимения. Это сделает курс более живым. Как только мы уходим в формальный академический язык, к которому нам приучили еще во времена написания курсовых работ в вузе, мы сразу теряем внимание человека, потому текст - неживой.

И еще - тексту нужен воздух. Когда вы размещаете текст на экране курса, не прижимайте его со всех сторон графикой, схемами и границами самого экрана. Пусть лучше будет два слайда, но текст будет окружен достаточным количеством свободного места, будет написан удобным для чтения шрифтом, а важное - пусть будет выделено. 

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
На мой взгляд, тут дан универсальный подход, который не может удовлетворять индивидуализации электронного обучения. Нужно менять содержательные подходы ибо в содержание одного и того же материала должно быть построено по разным принципам, одним важны объективные факты, другим субъективные и т.д.)))

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...