К основному контенту

Текст для электронного курса

Текст все равно остается одним из основных носителей информации в электронном курсе. Мы сокращаем его, делаем визуализацию, что-то убираем в озвучивание, но крайне редко можно говорить о том, что у нас есть курс без текста. Да и звук возможен не везде. Сложная анимация и мультипликация тоже далеко не всегда доступны, как по техническим возможностям, так и по бюджету. В итоге получается, что текст в курсе все равно будет, и от того, каким он будет, зависит эффективность восприятия информации и ее дальнейшего использования в работе.

1. Для начала - текста не должно быть много. Чем его больше, тем меньше у него шансов быть прочитанным. Если учесть, что в корпоративном обучении большинство сотрудников проходят курсы не по собственному желанию, то о высокой мотивации и внимательном изучении каждой строчки говорить не стоит.
2. Когда вы пишите текст, постоянно помните про то, для чего сотруднику нужен будет курс и что он должен будет делать после его изучения. И текст должен быть адаптирован под эти задачи. И помните про тех, кто его будет читать и с каким настроем. В целом - чем текст проще и легче написан, тем больше людей его легко воспримут.
3. Текст нужно писать. Это, конечно, очевидно. Но главное не брать в курс текст слайдов презентации или какого-то раздаточного материала, который был ориентирован на использование при поддержке тренера. Лучше всего исходник прочитать, понять и написать своими словами, рассказать о том, что вы прочитали, добавить связки и пояснения. Курс должен говорить со слушателем.
4. Используйте тезисы и подзаголовки. Они должны быть содержательными и емкими, тогда они не только будут привлекать внимание, но и станут опорой для "быстрого читателя", который просто просматривает материал.
5. Используйте маркированные списки. В курсах это нормально и даже полезно, в отличии от презентаций для публичных выступлений. Есть масса исследований, которые показывают, что читатели экранного текста списки сразу ищут глазами списки и им уделяют внимание.
6. Написанное стоит попробовать прочитать вслух. Если текст зазвучит хорошо, значит этот "голос" услышат и слушатели. Недавно читала книгу Робинсона и обратила внимание, что она написана так, что я автора слышу. И это создает ощущение, что я с ним говорю, с живым человеком.
7. Пишите "мы", "наши", "ваши", "вы" и прочие местоимения. Это сделает курс более живым. Как только мы уходим в формальный академический язык, к которому нам приучили еще во времена написания курсовых работ в вузе, мы сразу теряем внимание человека, потому текст - неживой.

И еще - тексту нужен воздух. Когда вы размещаете текст на экране курса, не прижимайте его со всех сторон графикой, схемами и границами самого экрана. Пусть лучше будет два слайда, но текст будет окружен достаточным количеством свободного места, будет написан удобным для чтения шрифтом, а важное - пусть будет выделено. 

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
На мой взгляд, тут дан универсальный подход, который не может удовлетворять индивидуализации электронного обучения. Нужно менять содержательные подходы ибо в содержание одного и того же материала должно быть построено по разным принципам, одним важны объективные факты, другим субъективные и т.д.)))

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела