23.04.2013

e-learning в Дубайском аэропорту

Возвращаясь из Дубая мы решили попробовать на себе новинки современных технологий и пройти полностью весь процесс регистрации на рейс (даже сдать багаж) самостоятельно, через чудесный терминал. Без багажа процесс достаточно простой, потому что результат видно быстро - вот посадочный, вот на нем рейс и место и номер выхода на посадку. Правильно - можно спокойно идти дальше, нет - идем на стойку регистрации и решаем вопрос. А вот с багажом процесс более ответственный - его очень хочется получить в аэропорту назначения. Но мы рискнули.

В процесс регистрации очень удачно оказался вписан e-learning - на каждом этапе показывают небольшой ролик о том, что и как нужно делать, куда нажимать и все прочее. До момента сдачи багажа я с профессиональной завистью смотрела, как все аккуратно, красиво и по делу. Но в самый ответственный момент поняла, что не все так гладко.

Итак, как только система подтверждает, что вы действительно имеете билет на этот рейс и что лететь вам можно, а вы ей сообщаете, что у вас есть чемодан, вам нужно: распечатать багажную бирку, отклеить от нее талончик и прикрепить его на определенное место чемодана, затем на ручку чемодана прикрепить оставшуюся часть багажной бирки, причем сделать это правильно (оказывается, что то, что девушки на стойке регистрации делают так быстро и просто, требует определенной сноровки в работе с клейкими поверхностями). После чего ваш чемодан отъезжает на метр, сканируется и если все правильно, то отправляется дальше по маршруту. Вот эта проверка очень успокоила, потому что стало понятно, что сделали мы все верно.

Перед печатью бирки терминал показывает вам ролик со всем процессом, который я только что описала. Это анимированная последовательность действий, достаточно подробная и аккуратно сделанная. Но! Ролик нельзя остановить в тот момент, когда вы собираетесь делать одну из операций. Он достаточно быстрый, а информации много (для первого раза точно). И если вы сделав одно действие не уверены, как делать второе, вам нужно будет весь ролик посмотреть снова.

Мы, имея 3 чемодана, ролик посмотрели раз 10 точно. В какой-то момент я начала честно злиться, потому что ради того, чтобы посмотреть каким боком наклеивать этикетку, нужно смотреть все с момента печати этой самой этикетки. И подумала, что если в электронном курсе в демонстрации процесса мы так сделаем и при этом будем предполагать, что обучение все-таки идет на рабочем месте и сотрудник обратится к курсу тогда, когда ему нужно будет сделать то, чему курс учит, то такой подход его точно не обрадует.

Любой ролик в курсе, который длится более 20 секунд:
- должен иметь элементы управления - как минимум "паузу";
- если ролик больше 1 минуты, то нужна не только пауза, но и возможность прокрутить вперед-назад, скажем интервалами по 10-15 секунд;
- последовательность, которая представлена в ролике, стоит продублировать текстом - для тех, кто понял, как делать, но не помнит точную последовательность (или сомневается);
- скорость у ролика должна быть такая, чтобы можно было успеть зафиксировать действие в памяти (а в опреденных случаях даже записать). (Вот тут вопрос будет спорный, потому что не понятна, какая это скорость. Лучше всего протестировать на себе и на коллегах, которые с темой незнакомы.).

Для меня лично - хороший урок, полученный собственным опытом. А сам по себе пример очень хороший - обучение легко и просто интегрированно в процесс и делает его очень даже увлекательным. 

4 коммент.:

Андрей Рабой комментирует...

Мне кажется, что здесь было бы уместно разбить ролик на фрагменты. После показа, пассажир выполняет несколько операций и подтверждает их выполнение, после чего будет показана следующая часть инструкции.

kblrka комментирует...

Елена, Вы фанат своего дела! Классно!

Elena Tikhomirova комментирует...

Андрей, про фрагметы - точно! Потому что целиком ничего не запоминаешь, а частями - сделал и идешь дальше. Или добавляем элементы управления - пауза/проиграть. Но это менее удобно - все-так тач-скрин, не самый чувствительный и человек с вещами, документами и прочим. Условия тут тоже имеют значение.

Петров И.Е. комментирует...

Шаталова тут не хватает...)))