К основному контенту

Практика в адаптационном курсе

Адаптационный курс - это начало электронного обучения во многих компаниях. Все очевидно: люди новые приходят в компанию по одному, обучать каждого отдельно невыгодно и неэффективно, ждать группу - долго и тоже неэффективно. Поэтому чуть ли не первый курс в большинстве компаний - адаптационный, вводный или, как его часто называют, induction.

Сама по себе задача разработки адаптационного курса непростая, потому что хочется, чтобы он был "Вау!" и сразу решал задачу текучки кадров на испытательном сроке - чтобы все увидели, какие мы классные и никто не захотел уходить. Но после того, как решение об оформлении курса принято и уже даже подобраны основные материалы, которые в него войдут, возникает еще одна задача - нужно как-то сделать практику.

В отличии от любого другого курса по бизнес-процессу или по продукту, в таком курсе информация будет очень разношерстная, ее там немало, и уложить в какую-то одну историю достаточно просто. Тем не менее, без практики обойтись нельзя: учитывая уровень стресса, который есть у сотрудника в первые рабочие дни, когда не все понятно и люди новые, предполагать, что просто просмотрев даже самый красивый курс человек что-то запомнит, не стоит. Нужны какие-то задания, которые заставят человека подумать, то есть попытаться вспомнить то, что ему только что говорили. Вспоминание поможет заложить информацию в долгосрочную память.

Про простые тесты не говорю, потому что в данном случае от них тоже будет мало толку.

Какие могут быть варианты практики и как ее делать?
1) Стоит сразу понять, что из материалов курса человеку нужно будет применять в рабочей деятельности? Чем пользоваться? То, что носит исключительно информационный характер, для общего развития, сначала вообще не трогаем.
2) Теперь разбираемся с ситуациями, в которых знания нужно будет применять: общение с коллегами, подготовка документов, проектная работа и прочее.
3) Вот на этом этапе можно делать сценарий. Самые простые и практически везде подходящие варианты:
- после всего материала курса, даем человеку "прожить" один день в компании, в течении которого он сталкивается с ситуациями, в которых ему нужно будет действовать и принимать решения в соответствии с только что изученным материалом;
- аналогично первому варинту, но проще - подборка ситуаций, идут последовательно, с мыслью "представьте себе ситуацию";
- более сложный контекст:
  • "После работы вы рассказываете другу о своей новой работе" (тут вопросы на ответы друга)," 
  • "Вас попросили, через пару месяцев работы в компании, встретить нового сотрудника и все ему рассказать?" (тут нужно выбирать информацию, которую нужно обязательно сказать)
Если курс исключительно с общей информацией о компании - история, миссия, цели, ценности и прочее - то можно "организовать" интервью, в котором сотруднику нужно будет рассказать о компании. 

В практикумы не стоит брать информацию, которая сотрудником в рабочей деятельность будет использоваться очень редко или только в первые рабочие дни. Редкую информацию все равно никто не запомнит, потому что у нее не будет практического применения. Тут лучше обучить тому, где ее искать, а потом практикум по информационным ресурсам компании будет очень даже кстати. 

Информация, которая нужна только в первый рабочий день, например, как сделать учетку, как получить доступ к нужным ресурсам и прочее, лучше всего будет смотреться в памятке, которую можно распечатать по итогам курса. Что-то вроде пошаговой инструкции на первые рабочие дни. Можно даже сделать что-то вроде плана с чек-листом, где будет прописано все, что нужно. А практика на эту тему не нужна в таком случае - нет смысла запоминать, если есть подсказка, да и информация это актуальной будет не долго. 

Главное - чтобы вводный курс заработал, там должна быть практика. Курс в режиме "телевизора" работает плохо, даже самый красивый и яркий. 

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Добрый день, Елена!
Первое с чего бы я начал, определился бы с профеcсиолограммой той должности куда придет новобранец:), почему с профессиолограммой, а не должностной, она дает более полное понимание какими способностями должен обладать претендент. В должностных пишут что попало, такие качества которые в одной личности практически не могут быть совместимы. Далее следует определиться с документооборотом входные, выходные... Иными словами первый этап, это понимание какая личность на должность нужна и какими способностями должена обладать, потом понимание функций, если хотите операционный анализ чем будет заниматься.
Второе, что касается ситуаций тут идет полная привязка к личности, ибо решение задачи всегда процесс индивидуальный. Иными словами задачу можно решать фронтально продавливая вопрос, а можно например менять отношение к ситуации и тем самым тоже решить вопрос:) А для этого надо очень хорошо знать претендента и какой вариант будет ближе ему:)или к какому варианту он будет склоняться, тяготеть:).
Что касается сценариев, то тут все пляски начинаются с регламентов работ и операционного анализа, тут необходимо учесть максимальное кол-во вариантов стандартных и нестандартных решений и всегда операться на знание объекта обучения и свойственные ему варианты решения. Ну вот и все!!!

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела