К основному контенту

Целевая аудитория курсов или коммерциализация e-learning проекта

Часто обсуждаем, как продавать электронные курсы. Не разработку, а именно обучение по ним. Особенно актуально для учебных заведений, тренинговых компаний и тех, кто хочет обучать внешних клиентов. В целом, если у вас интересная тема курса, которая многим важна, сам курс, его материалы и логика интересные, то такой курс будет хорошим источником дохода.

Но вот есть интересный вопрос - если вы проводите онлайн курсы, то нет у вас ощущения, что если набирать часто и много на один и тот же курс, то качество группы сильно падает? Вот у меня такой ощущение есть. И если сначала мне казалось, что это некоторая частная ситуация, то спустя немного времени я убедилась, что это реально так и есть.

Был у меня в прошлом году один проект. Некий онлайн курс на основе вебинаров. Проводился курс один раз в месяц, каждый месяц, в течении полугода. Группы по 25-30 человек, в первых наборах было даже по две группы одновременно. Набирали не мы, а партнеры.

Помню полностью позитивные ощущения от первых групп. Все такие веселые, вопросы интересные задают. А самое главное - берут знания. Группы, которым все интересно и которым нравится даже просто иной взгляд на то, что они уже умеют делать. И сами они готовы делиться знаниями.

Где-то к 4-5 группе начались странные вещи - на вопросы никто не отвечает или отвечают очень кратко, вроде да/нет. Сами задают вопросы непонятные: мешая вопросы по содержанию с вопросами по технологиям, самые основной вопрос - когда будет запись. Я послушала записи первого и одного из этих вебинаров - вроде все одинаково, подход не меняла, рассказываю все аналогично, общаюсь с людьми.

И тут я стала анализировать целевую аудиторию и то, как она узнала о том, что есть такой курс:
- Есть некоторая база потенциальных клиентов, пусть это будет 5000 контактов.
- Реально в этой базе около 20% тех, кому тематика может быть потенциально интересна и кому предлашаемые знания нужны в работе в краткосрочной перспективе, то есть 1000 человек.

Итак, делаем первую рассылку (и может быть даже какой-то обзвон по результатам рассылки).  Кто купит сразу? Те, у кого высокая мотивация к обучению по этой теме, есть внутреннее желание и потребность. Они понимают, что им нужно именно это. Вот с этой группой работать будет проще всего, потому что они изначально ориентированы на результат и на получение знаний по этой теме. Если в материале курса есть интересные вещи, то они будут обучаться с радостью, у них будут содержательные вопросы.

Прошла первая-вторая группа. Набираем снова. Тут мы уже имеем дело с теми, у кого мотивация ниже и с теми, кто имеет высокую мотивацию, но по тем или иным причинам в первую группу не попал. Средняя мотивация говорит о том, что люди в принципе понимают, что им это нужно, но может быть не сейчас. Или не очень понимают и не готовы тратить свое время именно на это именно сейчас. Таких, как правило, отправляют на обучение. Пусть и не по жескому приказу, но, скажем так, рекомендуют такое обучение пройти.

Тут уже работать будет сложнее, потому что часть группы будет менее инициативна и заинтересована. Но те, у кого мотивация высокая, могут группу за собой потянуть и особенно разницы не будет. Я такое наблюдала: буквально 5-7 активистов и группа уже более интесивно работает и общается.

Но как только активисты заканчиваются и в группах уже люди со средней и с низкой мотивацией - начинаются трудности. Даже если пара людей и будет таких, которые все-таки чему-то научится готовы, то им уже общий настрой никак не поднять, очень большая разница в настрое. Низкая мотивация - это те, кого отправили по приказу. Что интересно, то именно со третьей и далее рассылок на информацию о курсе начинают обращать руководители (сама не раз спрашивала). Они видят, что курс идет, что на него уже есть какие-то отзывы положительные и они принимают решение, что сотрудников нужно на этот курс отправить. И приходят люди уже не со своим желанием, а с установкой "это нужно изучить". И вот она группа, которая не задает вопросы, которая ждет, что ее научат и все разжуют, и которая в целом ни в чем не заинтересована.

Онлайн обучение всегда требует высокой внутренней мотивации. Про это пишут в любой книге на эту тему. И есть очень хорошая мысль на эту тему попадается у многих авторов: "Можно помочь в формировании мотивации и в понимании смысла обучения. Но сформировать внутри одного курса базовую мотивацию практически нельзя."

И еще один важный момент. Не стоит завлекать на обучения всяческими подарками и прочими сюрпризами, которые можно будет получить в процессе обучения или после него. Для тех, у кого высокая мотивация, они не будут особенно работать. А вот те, кому особенно знания не нужны, придут именно за этим. И это будет проблемой - они будут ждать только момента, когда смогут что-то унести и все.  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела