К основному контенту

Эффективность электронного обучения на практике

На этой неделе у нас была одна занятная ситуация. Работаем над курсов для одного нашего любимого и постоянного клиента. Тема достаточно простая, из области управления персоналом. Задача у заказчика - масштабировать очный тренинг, на который могут попасть далеко не все те, кому в реальности нужны такие знания.

Материалы для разработки - записи нескольких дней того самого очного тренинга и несколько презентаций и рабочих тетрадей. Казалось бы, нет ничего сложного: делаем расшифровку видео, совмещаем со слайдами, делаем красивое представление материала и практикумы. И все, готово.

Но для того, чтобы сделать практику, мы всегда у клиентов спрашиваем - что должен сотрудник делать после того, как он пройдет курс? Какие именно новые действия должны появится или как изменятся те, которые они делают? Или может быть должно быть изменения в отношении, в общем поведении? Потому что иначе мы сделаем не практику, а задания на запоминания материалов слайдов, что совсем не означает, что человек потом сможет эти знания в реальной практике применить. На основе полученной информации мы делаем ситуации, кейсы, связываем их историями, героями и внешним видом.

Так вот, на эти вопросы наш клиент дал вполне конкретные и понятные ответы. И сразу стало понятно, какие практикумы делать. Но вот когда мы стали разбирать материал, который у нас есть, а именно видео, то мы поняли - сам очный тренинг к этим целям своих участников не приводит. Он интересный, увлекательный, держит внимание. Но поставленных целей не достигает (пусть меня простит мой клиент, который скорее всего это прочитает и себя узнает). Там много информации, но она не вся относится к делу, а самое главное - она не оформлена и не представлена в виде структуры, которую можно использовать как шаблон применения на практике. А тема - практическая. Мы в данном случае - представители целевой аудитории, потому как и тема нам понятна и близка, и занимаемся мы очень похожими вещами.

Получается, что электронный курс, а точнее процесс его разработки, это очень хороший способ проверить профпригодность материала. Как только начинаешь разбирать материал по целям и задаваться вопросом, как именно этот конкретный материал будет способствовать тем изменениям, которые требуются бизнесу, сразу становится понятно, что по делу, а что нет.

Материал курса получается локаничнее, потому что много-то все равно никто читать/слушать/смотреть не будет. И при этом - ориентированный на достижение целей, с практикой, которая этому способствует. Конечно, я не хочу сказать о том, что так будет всегда, и что всегда электронное обучение эффективнее очного. Но совершенно очевидно, что для ряда тем - формат электронной подачи с достаточным объемом практики на реальных примерах будет более рабочим, менее затратным (хотя бы по времени) и быстрее. 

Комментарии

rabamaster написал(а)…
К сожалению, на практике, не у всех получается пропустить очный курс через группу экспертов и найти в нем изъяны.
Бнальная ситуация. Преподователь (далекий от eL, но кандидат и доцент всевозможных наук) приносит свой материал технарю (знаток всяких CMS LMS, PHP, MySQL и т.д.) просто публикует материал.
Как вы заметили группа экспертов отсутствует в данной цепи...
Не у всех есть понимание необходимости промежуточного звена, не всегда консервативному руководству можно объяснить кто такой педдизайнер и зачем он нужен.
К сожалению...
Но, имхо, стоит уповать на эволюцию.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела