Совершенно очевидно, что разработчик не может хорошо разбираться во всех темах курсов, которые он создает. Да и материалы чаще всего готовят те, кто владеет темой. Но практически все разработчики сталкиваются с проблемой - от экспертов очень трудно получить информацию для разработки курса, да еще и в том виде, из которого можно этот самый курс сделать.
Для начала стоит помнить, что большинство экспертов, особенно те, кто проводит по теме тренинги и семинары или уже написали какие-то учебные материалы, часто исходят не из позиции применения знаний на практики, а из позиции знания того материала, который они подготовили. Именно поэтому они часто предлагают нам много текста и задания с тестами на проверку запоминания этого материала. А нам нужно изменить поведение сотрудника и обучить его делать/действовать/принимать решения.
Если эксперт уже немного отошел от практики и много времени занимается обучением, то есть два варианта действий:
- найти второго эксперта, который никого не учит, но является одним из лучших в своей области именно с точки зрения деятельности;
- постоянно задавать имеющемуся эксперту вопрос - Что должен делать сотрудник после того, как он изучит курс? Это будет акцентировать внимание на практической части курса, а не теоретической.
Лучше всего разговор с экспертом делить на две части. Первая часть - получение ответов на вопросы о том, что сотрудник после обучения должен делать, что он сейчас делает не так, как можно будет понять, что деятельность поменялась. Затем запрашиваем те материалы, которые есть.
На основе полученных материалов и результатом разговора нужно составить структуру курса, разнести материалы по структуре. На второй встрече нужно согласовать структуру, попросить пояснить то, что не понятно и рассказать о том, как вы планируете все это представлять в курсе.
Стоит помнить, эксперты часто не понимают, как может выглядеть курс. Поэтому на первых этапах общения, особенно перед согласованием структуры и концепции курса, эксперту стоит показать примеры курсов по другим темам или по аналогичным. Тогде у него будет представление, как все это вообще может работать. В противном случае, может получится так, что эксперт будет создавать образ своего курса уже сделанному вами продукту, что увеличит время и затраты на разработку.
Для работы с экспертами стоит завести единый документ, в котором будут фиксироваться все изменения, дополнения и комментарии, тогда это будет удобно и разработчику и самому эксперту.
Когда уже началась разработка, эксперту стоит показывать курс частями. Как правило, из сценария и прототипа, эксперт, у которого опыта в разработки нет, понять как курс выглядит не может. Он может все согласовать, а потом по готовому курсу будет очень много правок. Стоит сделать тему или модуль и показать сразу в готовом виде. Тогда вы увидите реальную реакцию.
Для начала стоит помнить, что большинство экспертов, особенно те, кто проводит по теме тренинги и семинары или уже написали какие-то учебные материалы, часто исходят не из позиции применения знаний на практики, а из позиции знания того материала, который они подготовили. Именно поэтому они часто предлагают нам много текста и задания с тестами на проверку запоминания этого материала. А нам нужно изменить поведение сотрудника и обучить его делать/действовать/принимать решения.
Если эксперт уже немного отошел от практики и много времени занимается обучением, то есть два варианта действий:
- найти второго эксперта, который никого не учит, но является одним из лучших в своей области именно с точки зрения деятельности;
- постоянно задавать имеющемуся эксперту вопрос - Что должен делать сотрудник после того, как он изучит курс? Это будет акцентировать внимание на практической части курса, а не теоретической.
Лучше всего разговор с экспертом делить на две части. Первая часть - получение ответов на вопросы о том, что сотрудник после обучения должен делать, что он сейчас делает не так, как можно будет понять, что деятельность поменялась. Затем запрашиваем те материалы, которые есть.
На основе полученных материалов и результатом разговора нужно составить структуру курса, разнести материалы по структуре. На второй встрече нужно согласовать структуру, попросить пояснить то, что не понятно и рассказать о том, как вы планируете все это представлять в курсе.
Стоит помнить, эксперты часто не понимают, как может выглядеть курс. Поэтому на первых этапах общения, особенно перед согласованием структуры и концепции курса, эксперту стоит показать примеры курсов по другим темам или по аналогичным. Тогде у него будет представление, как все это вообще может работать. В противном случае, может получится так, что эксперт будет создавать образ своего курса уже сделанному вами продукту, что увеличит время и затраты на разработку.
Для работы с экспертами стоит завести единый документ, в котором будут фиксироваться все изменения, дополнения и комментарии, тогда это будет удобно и разработчику и самому эксперту.
Когда уже началась разработка, эксперту стоит показывать курс частями. Как правило, из сценария и прототипа, эксперт, у которого опыта в разработки нет, понять как курс выглядит не может. Он может все согласовать, а потом по готовому курсу будет очень много правок. Стоит сделать тему или модуль и показать сразу в готовом виде. Тогда вы увидите реальную реакцию.
Комментарии
При работе с экспертом (и особенно с несколькими экспертами) важно точно знать, кто именно принимает окончательное решение по любому вопросу (вы, эксперт, учебный центр, внутренний заказчик курса и проч.). Иначе в попытках сделать как лучше легко забрести с экспертами в тупик, часто конфликтный - либо "мы против SME", либо "SME против SME". В результате увеличивается шанс зафейлить проект - мы вот сейчас строим курс для одной западной гос.организации, где 2 раза менялся согласованный сценарий, потом 2 раза - согласованный дизайн, и вот сейчас идёт третий раунд правок в уже готовом собранном курсе, некоторые по кругу (схема "сделали-убрали-вернули"). Нам, конечно, в данном случае только на руку, ставка часовая, но клиент вешается уже (у них бюджет фиксированный). А всё от того, что де факто ЛЮБОЙ эксперт в компании может внести свою лепту в курс на любом этапе и ничего ему за это не будет. Сами сталкивались "по молодости", никому не пожелаю.
Мы тоже "по молодости" половину курсов согласовать месяцами не могли, потому что эксперты и "эксперты" сыпали своими мнениями, одно противоречило другому и окончательного решения мы никак получить не могли.