К основному контенту

Как работать с экспертами по теме курса?

Совершенно очевидно, что разработчик не может хорошо разбираться во всех темах курсов, которые он создает. Да и материалы чаще всего готовят те, кто владеет темой. Но практически все разработчики сталкиваются с проблемой - от экспертов очень трудно получить информацию для разработки курса, да еще и в том виде, из которого можно этот самый курс сделать.

Для начала стоит помнить, что большинство экспертов, особенно те, кто проводит по теме тренинги и семинары или уже написали какие-то учебные материалы, часто исходят не из позиции применения знаний на практики, а из позиции знания того материала, который они подготовили. Именно поэтому они часто предлагают нам много текста и задания с тестами на проверку запоминания этого материала. А нам нужно изменить поведение сотрудника и обучить его делать/действовать/принимать решения.

Если эксперт уже немного отошел от практики и много времени занимается обучением, то есть два варианта действий:
- найти второго эксперта, который никого не учит, но является одним из лучших в своей области именно с точки зрения деятельности;
- постоянно задавать имеющемуся эксперту вопрос - Что должен делать сотрудник после того, как он изучит курс? Это будет акцентировать внимание на практической части курса, а не теоретической.

Лучше всего разговор с экспертом делить на две части. Первая часть - получение ответов на вопросы о том, что сотрудник после обучения должен делать, что он сейчас делает не так, как можно будет понять, что деятельность поменялась. Затем запрашиваем те материалы, которые есть.

На основе полученных материалов и результатом разговора нужно составить структуру курса, разнести материалы по структуре. На второй встрече нужно согласовать структуру, попросить пояснить то, что не понятно и рассказать о том, как вы планируете все это представлять в курсе.

Стоит помнить, эксперты часто не понимают, как может выглядеть курс. Поэтому на первых этапах общения, особенно перед согласованием структуры и концепции курса, эксперту стоит показать примеры курсов по другим темам или по аналогичным. Тогде у него будет представление, как все это вообще может работать. В противном случае, может получится так, что эксперт будет создавать образ своего курса уже сделанному вами продукту, что увеличит время и затраты на разработку.

Для работы с экспертами стоит завести единый документ, в котором будут фиксироваться все изменения, дополнения и комментарии, тогда это будет удобно и разработчику и самому эксперту.

Когда уже началась разработка, эксперту стоит показывать курс частями. Как правило, из сценария и прототипа, эксперт, у которого опыта в разработки нет, понять как курс выглядит не может. Он может все согласовать, а потом по готовому курсу будет очень много правок. Стоит сделать тему или модуль и показать сразу в готовом виде. Тогда вы увидите реальную реакцию. 

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
Очень верно. Вспомнил ещё один аспект.

При работе с экспертом (и особенно с несколькими экспертами) важно точно знать, кто именно принимает окончательное решение по любому вопросу (вы, эксперт, учебный центр, внутренний заказчик курса и проч.). Иначе в попытках сделать как лучше легко забрести с экспертами в тупик, часто конфликтный - либо "мы против SME", либо "SME против SME". В результате увеличивается шанс зафейлить проект - мы вот сейчас строим курс для одной западной гос.организации, где 2 раза менялся согласованный сценарий, потом 2 раза - согласованный дизайн, и вот сейчас идёт третий раунд правок в уже готовом собранном курсе, некоторые по кругу (схема "сделали-убрали-вернули"). Нам, конечно, в данном случае только на руку, ставка часовая, но клиент вешается уже (у них бюджет фиксированный). А всё от того, что де факто ЛЮБОЙ эксперт в компании может внести свою лепту в курс на любом этапе и ничего ему за это не будет. Сами сталкивались "по молодости", никому не пожелаю.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Сергей, очень ценный комментарий! Мы в какой-то момент даже в договорах начали прописывать, кто именно имеет право принимать окончательное решение по всем аспектам курса, чье слово будет законом для нас и для всех.

Мы тоже "по молодости" половину курсов согласовать месяцами не могли, потому что эксперты и "эксперты" сыпали своими мнениями, одно противоречило другому и окончательного решения мы никак получить не могли.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...