К основному контенту

Как работать с экспертами по теме курса?

Совершенно очевидно, что разработчик не может хорошо разбираться во всех темах курсов, которые он создает. Да и материалы чаще всего готовят те, кто владеет темой. Но практически все разработчики сталкиваются с проблемой - от экспертов очень трудно получить информацию для разработки курса, да еще и в том виде, из которого можно этот самый курс сделать.

Для начала стоит помнить, что большинство экспертов, особенно те, кто проводит по теме тренинги и семинары или уже написали какие-то учебные материалы, часто исходят не из позиции применения знаний на практики, а из позиции знания того материала, который они подготовили. Именно поэтому они часто предлагают нам много текста и задания с тестами на проверку запоминания этого материала. А нам нужно изменить поведение сотрудника и обучить его делать/действовать/принимать решения.

Если эксперт уже немного отошел от практики и много времени занимается обучением, то есть два варианта действий:
- найти второго эксперта, который никого не учит, но является одним из лучших в своей области именно с точки зрения деятельности;
- постоянно задавать имеющемуся эксперту вопрос - Что должен делать сотрудник после того, как он изучит курс? Это будет акцентировать внимание на практической части курса, а не теоретической.

Лучше всего разговор с экспертом делить на две части. Первая часть - получение ответов на вопросы о том, что сотрудник после обучения должен делать, что он сейчас делает не так, как можно будет понять, что деятельность поменялась. Затем запрашиваем те материалы, которые есть.

На основе полученных материалов и результатом разговора нужно составить структуру курса, разнести материалы по структуре. На второй встрече нужно согласовать структуру, попросить пояснить то, что не понятно и рассказать о том, как вы планируете все это представлять в курсе.

Стоит помнить, эксперты часто не понимают, как может выглядеть курс. Поэтому на первых этапах общения, особенно перед согласованием структуры и концепции курса, эксперту стоит показать примеры курсов по другим темам или по аналогичным. Тогде у него будет представление, как все это вообще может работать. В противном случае, может получится так, что эксперт будет создавать образ своего курса уже сделанному вами продукту, что увеличит время и затраты на разработку.

Для работы с экспертами стоит завести единый документ, в котором будут фиксироваться все изменения, дополнения и комментарии, тогда это будет удобно и разработчику и самому эксперту.

Когда уже началась разработка, эксперту стоит показывать курс частями. Как правило, из сценария и прототипа, эксперт, у которого опыта в разработки нет, понять как курс выглядит не может. Он может все согласовать, а потом по готовому курсу будет очень много правок. Стоит сделать тему или модуль и показать сразу в готовом виде. Тогда вы увидите реальную реакцию. 

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
Очень верно. Вспомнил ещё один аспект.

При работе с экспертом (и особенно с несколькими экспертами) важно точно знать, кто именно принимает окончательное решение по любому вопросу (вы, эксперт, учебный центр, внутренний заказчик курса и проч.). Иначе в попытках сделать как лучше легко забрести с экспертами в тупик, часто конфликтный - либо "мы против SME", либо "SME против SME". В результате увеличивается шанс зафейлить проект - мы вот сейчас строим курс для одной западной гос.организации, где 2 раза менялся согласованный сценарий, потом 2 раза - согласованный дизайн, и вот сейчас идёт третий раунд правок в уже готовом собранном курсе, некоторые по кругу (схема "сделали-убрали-вернули"). Нам, конечно, в данном случае только на руку, ставка часовая, но клиент вешается уже (у них бюджет фиксированный). А всё от того, что де факто ЛЮБОЙ эксперт в компании может внести свою лепту в курс на любом этапе и ничего ему за это не будет. Сами сталкивались "по молодости", никому не пожелаю.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Сергей, очень ценный комментарий! Мы в какой-то момент даже в договорах начали прописывать, кто именно имеет право принимать окончательное решение по всем аспектам курса, чье слово будет законом для нас и для всех.

Мы тоже "по молодости" половину курсов согласовать месяцами не могли, потому что эксперты и "эксперты" сыпали своими мнениями, одно противоречило другому и окончательного решения мы никак получить не могли.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела