24.10.2012

Почему не работает электронное обучение?

За последнее время накопился очередной список трудностей, с которыми сталкиваются комании. 

На первом месте, как и всегда, отсутствие понимания руководства, что такое e-learning, как он работает и сколько это стоит. Отсюда начинается сразу много сложностей: долгое время согласование разработки курсов и закупки программ, урезание бюджета, отсутствие поддержки в реализации непростых проектов. В итоге получается, что максимум на что хватает возможностей - очень простые информационные слайдовые курсы, без интерактивных практикумов, интересных решений и увлекающих элементов. E-learning получается скучным, обычным. Сотрудники его воспринимают без интереса, не видят там ничего особенного и отностятся к нему, как к лишней нагрузки. Ну, он и не работает в итоге. 

Далее идут материалы. Их для электронных курсов готовят по принципу учебников. Оглавление, вступление, главы, заключение. Без понимания, что это не "читать", а "делать". Примеров мало или почти нет. Практикумы делают разработчики курсов на запоминание материала, а не на формирование навыка. Многие внутренние эксперты вообще не знают, какой может быть курс и никакого отличия от текста с тестами просто не видят. Из такого материала без проработки и фантазии курсы получаются скучными, сотрудники их проходить не хотят, а руководство говорит, что на "это" они точно больше денег не дадут. 

Еще дальше отсутствие социальной составляющей в обучении. Сиди себе, листай материалы, сдавай тесты и все. А то, что обучение происходит в общении, спорах и сотрудничестве - забыли. А меж тем - это человеческая природа. Мы же не даем возможностей задать вопросы, обсудить, поспорить. Сразу понятно, почему ничего не запоминается и не применяется потом. И почему эффекта не видно. 

Это основное. И самое удивительное, что почему-то при внедрении электронного обучения никто и не думает изучить, что это такое, как работает и зачем используется. Вполне естественно, что часть проектов в итоге ожидаемых результатов не демонстрирует. 

2 коммент.:

Постников Сергей Николаевич комментирует...

В вузах - это еще и инертность преподавательского состава, помноженная на профессорский снобизм.

Петров И.Е. комментирует...

Отсутствие адекватной методологии ДО. Педагогика доказала свою Не состоятельность в этом вопросе, а инновации(патенты) придти в ДО не могут, так как не создана макро среда. И самое страшное менять макро среду некому, посмотрите чем занимается наша ГОС дума, народ как пил и курил, так и будет дальше... Вместо того чтобы создавать среду развития своего народа, давать ему зарабатывать они страдают ерундой. Профанация и имитация вот удел нашей власти... Остается надеятся только на Бога)))