За последнее время накопился очередной список трудностей, с которыми сталкиваются комании.
На первом месте, как и всегда, отсутствие понимания руководства, что такое e-learning, как он работает и сколько это стоит. Отсюда начинается сразу много сложностей: долгое время согласование разработки курсов и закупки программ, урезание бюджета, отсутствие поддержки в реализации непростых проектов. В итоге получается, что максимум на что хватает возможностей - очень простые информационные слайдовые курсы, без интерактивных практикумов, интересных решений и увлекающих элементов. E-learning получается скучным, обычным. Сотрудники его воспринимают без интереса, не видят там ничего особенного и отностятся к нему, как к лишней нагрузки. Ну, он и не работает в итоге.
Далее идут материалы. Их для электронных курсов готовят по принципу учебников. Оглавление, вступление, главы, заключение. Без понимания, что это не "читать", а "делать". Примеров мало или почти нет. Практикумы делают разработчики курсов на запоминание материала, а не на формирование навыка. Многие внутренние эксперты вообще не знают, какой может быть курс и никакого отличия от текста с тестами просто не видят. Из такого материала без проработки и фантазии курсы получаются скучными, сотрудники их проходить не хотят, а руководство говорит, что на "это" они точно больше денег не дадут.
Еще дальше отсутствие социальной составляющей в обучении. Сиди себе, листай материалы, сдавай тесты и все. А то, что обучение происходит в общении, спорах и сотрудничестве - забыли. А меж тем - это человеческая природа. Мы же не даем возможностей задать вопросы, обсудить, поспорить. Сразу понятно, почему ничего не запоминается и не применяется потом. И почему эффекта не видно.
Это основное. И самое удивительное, что почему-то при внедрении электронного обучения никто и не думает изучить, что это такое, как работает и зачем используется. Вполне естественно, что часть проектов в итоге ожидаемых результатов не демонстрирует.
Комментарии