К основному контенту

Про аудио книги в обучении

Возможность передавать контент в аудио формате в свое время вызвало массу восторгов в образовательной среде. Мол, студент едет в транспорте и слушает запись учебника. И время не теряет и полезную информацию получает. Я сама никогда особенно ими не увлекалась - слушать могу только за рулем, а там они меня укачивают.

Летний московские пробки в пятницу вечером в области заставили пересмотреть мое отношение к аудио книгам и я решила попробовать, потому как очень уж жалко 3-4 часа, которые уходят в пустую. Открыла чудесный сервис от Amazon - Audible, приобрела интересную книжку и стала слушать.

Укачивание я победила, потому что просто заставила себя слушать. Но не победила другое важное желание - желание записать важное. И вот тут я стала думать про то, насколько вообще реально использовать аудио книги в обучении.
1) Как правило, там, где удобно их слушать, записывать совсем не получится. То есть большой объем слушать нет смысла, важные моменты просто потеряются (оперативная память хоть и тренированная, но все ограничена);
2) В прослушанном трудно ориентироваться. Если только ставить закладки (что неудобно, например, за рулем). Если электронную книгу можно просмотреть/пролистать и найти нужно место по ключевым словам, то по аудио записи делать это трудно. Да и на память вспомнить, что в какой последовательности говорилось - трудно.
3) Еще сложнее с повторным обращением к книге. Через какое-то время остаются только основные мысли, а остальное многие ищут по заметкам в книге (если она читается внимательно). В аудио формате - опять же сложно.

К моему большому удивлению, я поняла, что для обучения аудио книги можно использовать либо в очень малых дозах, либо как альтернативный формат для тех, кто на слух хорошо воспринимает информацию или там, где важно именно восприятие на слух (например, иностранные языки). Как основной источник аудио книгу лучше не использовать. 

Комментарии

Денис написал(а)…
Абсолютно согласен. После нескольких попыток послушать что-то серьезное отказался от этой затеи.
Зато, я много и с удовольствием слушаю художественную литературу. Если она еще и профессионально прочитана, то слушать вообще одно удовольствие.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Кстати да, художественную и легкую можно слушать, потому что запоминать можно просто эмоции!
Постников Сергей написал(а)…
Этот комментарий был удален автором.
Постников Сергей написал(а)…
Как ни странно, только этим летом открыk для себя художественную литературу в аудиоформате. В междугороднем автобусе вещь незаменимая: и интересно, и засыпаешь быстрее, чем под музыку. )))
Татьяна написал(а)…
Есть еще формат аудиоуроков. Они, как правило, содержат в описании содержание с указанием времени начала каждого раздела. Если содержание подробное, то в уроке очень легко ориентироваться и можно легко вернуться потом к нужному разделу.
Александр Алексеев написал(а)…
Работа с аудио требует других техник и способов работы. Если художественная литература хорошо может восприниматься, то служебная, профессиональная - с большими оговорками. Одна из них - период слушания - очень короткий, буквально несколько минут. И таких циклов восприятия-осмысление (запоминание) не м.б. много.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела