К основному контенту

Уточнение задач разработки курса

Самый больной вопрос - для чего именно создается ваш новый электронный курс? От этого зависит все: от практики до оформления. Самый лучший ответ на него - "После обучения сотрудник делает это, так-то и так-то". Тогда сразу понятно, чему учим, на что обращаем внимание, на какие темы даем практику или как строим игру. 

Но иногда в ответе на этот вопрос кроется один подводный камень. Например, курс по безопастности труда. Большинство сотрудников как минимум проходили инструктаж. Многие - не один раз. Кто-то работал в другой компании и там тоже его обучали. Да и просто общий жизненный опыт подскажет кое-какие правила. 

Но проблема все равно остается. Правила нарушаются, требования не соблюдаются. Часто делается один единственный вывод - нужно научить. Чему? Соблюдению правил. Как? Рассказываем о правилах в общем, потом даем примеры/кейсы, на которых пробуем отработать привычку поступать определенным образом. 

Курс сделали, обучение провели, результата особого не видно. Почему? Потому, что эти люди правила знают. И когда они открыли курс, то сначала им стало скучно, потому что им в сотый раз повторили то, что они и так уже знают. Потом стало чуть веселее, потому как нужно вроде что-то поделать. Но вот ответы на вопросы и так понятны - тут каску одеть, тут должен быть огнетушитель и так далее. Ну да, вроде все повторили. Вроде пока все свежее в памяти, должен быть результат лучше. Но нет. Почему? 

Потому что проблема не в том, что сотрудники не знают правил и требований, а в том, что они по каким-то причинам не хотят им следовать. Причины могут быть разные - от халатности до неудобства. И прежде, чем курс начинать делать, эти причины нужно понять. Может оказаться так, что курс вовсе и не нужен, а требуются новые каски или что-то еще. Или может быть достаточно в правильных местах повестить постеры с призывами. Или может быть и вовсе нужны административные меры. 

И если уж все-таки стало понятно, что курс нужен, то нужно понимать, что задача курса - изменить модель поведения и сформировать верную привычку. Тогда - минимум теорий и наствавлений (они будут действовать против нас, их плохо воспринимают), максимальное количество практики, то есть интерактивных кейсов, в которых нужно принимать решения и в которых видна причинно-следственная обратная связь. И дать как можно больше действий, чтобы человек понял, почему это нужно делать. И чтобы привычка сформировалась. 

Привычка - вторая натура. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела