К основному контенту

Некоторые особенности измерений в e-Learning


Очень интересный пост от коллеги по e-learning Дмитрия Аббакумова.

На конференции eLearnExpo2012, прошедшей недавно в Москве, я заметил, что в профессиональном сообществе тесты в e-Learning и тесты в очном обучении воспринимаются равнозначно (или, не различаются). Измерение в eLearning понимается как тест, предлагаемый обучающимся после изучения модуля. Чаще всего этот тест состоит 20-25 заданий. Обычно это закрытые вопросы, реже - задания на установление соответствия и восстановление последовательности, еще реже – открытые вопросы.
Это не совсем корректно. Измерения в e-Learning имеют ряд особенностей. В этом посте хотелось бы рассмотреть некоторые из них.

1. Содержательная емкость заданий. Обычно, для целей проверки знаний, содержание модуля разделяют на части – смысловые единицы. Для каждой смысловой единицы разрабатываются задания. В очном обучении мы можем осуществить проверку знаний в рамках материалов модуля, используя два-три десятка однотипных тестовых заданий (от одного до нескольких заданий для каждой смысловой единицы). В электронном обучении это довольно опасно, т.к. мы имеем дело с повышенными рисками:
  • списывания,
  • когнитивных перегрузок,
  • снижения мотивации.
Поэтому, важно «умещать» в каждое задание индикаторы для проверки знания сразу нескольких смысловых единиц, а количество самих заданий необходимо сокращать.
2. Функциональные особенности заданий. Задания в электронном обучении должны выполнять не только диагностическую функцию. При их проектировании необходимо закладывать обучающую составляющую. Примером могут быть задания, которые строятся по типу квеста, когда ответ (или ход решения) является подсказкой, но не очевидной, для последующих заданий. Другой пример: одно задание является составной частью второго. Таким образом, увеличивается функциональность заданий (здесь уместна метафора «полезной площади»).
3. Границы обучения и диагностики. В очном обучении эти границы прослеживаются очень четко. Электронному обучению, наоборот, характерна физическая интеграция обоих процессов - и обучение, и проверка знаний проводятся за компьютером. При этом, необходимо усиливать и содержательную интеграцию, вплоть до полного «размывания» границ тестирования и обучения. Например, при решении обучающимся кейса, компьютерная программа фиксирует как верное, так и неверное решения (диагностическая составляющая), и одновременно предъявляет пояснения в случае допущенной ошибки (обучающая составляющая). Этот прием позволит снизить стресс-фактор и тревожность перед процедурой проверки знаний.
4. Особенности обратной связи. В очном обучении зачастую сообщается балл (процент правильных ответов), и положение обучающегося относительно других участников группы (процентильный ранг). Тестирование в электронном обучении требует расширения обратной связи, например:

  • указания на ошибочные действия в ходе решения,
  • демонстрации наиболее эффективных путей решения,
  • формирования «групп по несчастью» (коллабораций) на основании анализа допущенных ошибок с возможностью последующей работы над ошибками внутри этих групп.
Это лишь некоторые особенности, которые стоит учитывать, моделируя измерения в e-Learning. При этом, важно помнить о фундаментальных основах психометрики и тестологии.

Комментарии

DIGITAL WORLD PAGES ARCHIVE написал(а)…
Здраствуйте! Очень интересный блог!
DIGITAL WORLD PAGES ARCHIVE написал(а)…
Приглашаем вас посмотреть на наш блог!
DIGITAL WORLD PAGES ARCHIVE написал(а)…
caucasusgeography.blogspot.com

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около