Очень интересный пост от коллеги по e-learning Дмитрия Аббакумова.
На конференции eLearnExpo2012, прошедшей недавно в Москве, я заметил, что в профессиональном сообществе тесты в e-Learning и тесты в очном обучении воспринимаются равнозначно (или, не различаются). Измерение в eLearning понимается как тест, предлагаемый обучающимся после изучения модуля. Чаще всего этот тест состоит 20-25 заданий. Обычно это закрытые вопросы, реже - задания на установление соответствия и восстановление последовательности, еще реже – открытые вопросы.
Это не совсем корректно. Измерения в e-Learning имеют ряд особенностей. В этом посте хотелось бы рассмотреть некоторые из них.
1. Содержательная емкость заданий. Обычно, для целей проверки знаний, содержание модуля разделяют на части – смысловые единицы. Для каждой смысловой единицы разрабатываются задания. В очном обучении мы можем осуществить проверку знаний в рамках материалов модуля, используя два-три десятка однотипных тестовых заданий (от одного до нескольких заданий для каждой смысловой единицы). В электронном обучении это довольно опасно, т.к. мы имеем дело с повышенными рисками:
- списывания,
- когнитивных перегрузок,
- снижения мотивации.
Поэтому, важно «умещать» в каждое задание индикаторы для проверки знания сразу нескольких смысловых единиц, а количество самих заданий необходимо сокращать.
2. Функциональные особенности заданий. Задания в электронном обучении должны выполнять не только диагностическую функцию. При их проектировании необходимо закладывать обучающую составляющую. Примером могут быть задания, которые строятся по типу квеста, когда ответ (или ход решения) является подсказкой, но не очевидной, для последующих заданий. Другой пример: одно задание является составной частью второго. Таким образом, увеличивается функциональность заданий (здесь уместна метафора «полезной площади»).
3. Границы обучения и диагностики. В очном обучении эти границы прослеживаются очень четко. Электронному обучению, наоборот, характерна физическая интеграция обоих процессов - и обучение, и проверка знаний проводятся за компьютером. При этом, необходимо усиливать и содержательную интеграцию, вплоть до полного «размывания» границ тестирования и обучения. Например, при решении обучающимся кейса, компьютерная программа фиксирует как верное, так и неверное решения (диагностическая составляющая), и одновременно предъявляет пояснения в случае допущенной ошибки (обучающая составляющая). Этот прием позволит снизить стресс-фактор и тревожность перед процедурой проверки знаний.
4. Особенности обратной связи. В очном обучении зачастую сообщается балл (процент правильных ответов), и положение обучающегося относительно других участников группы (процентильный ранг). Тестирование в электронном обучении требует расширения обратной связи, например:
- указания на ошибочные действия в ходе решения,
- демонстрации наиболее эффективных путей решения,
- формирования «групп по несчастью» (коллабораций) на основании анализа допущенных ошибок с возможностью последующей работы над ошибками внутри этих групп.
Это лишь некоторые особенности, которые стоит учитывать, моделируя измерения в e-Learning. При этом, важно помнить о фундаментальных основах психометрики и тестологии.
Комментарии