К основному контенту

Про курсы, которые поражают своей красотой

Изо дня в день слышу: "Курс должен быть очень красивый! Он должен поражать своим внешним видом, графикой и дизайном". Я очень долго спорила: сначала сама с собой, потом с коллегами, потом и с заказчиком. Спорила о том, что курсы могут быть и "черным по белому", главное, чтобы там был смысл, была мысль и идея. Главное, чтобы сотруднику сразу было понятно, зачем ему этот курс, что там для него есть полезное и ценное.

Понятное дело, коллеги со мной согласны. С клиентами сложнее. В поисках аргументов (причем как "против", так и "за" красоту, потому что может я и не права вовсе, и одной яркостью можно решить все проблемы) я стала все чаще наталкиваться на мысль, что красота - вещь субъективная. И то, что кажется красивым одному, другой видит совсем иначе.

Вот такой пример. На Саммите разработчиков мы все наблюдали некоторые диковинные предметы интерьера - стулья, тумбочки и прочие вещи. Очень необычные, неочень функциональные и очень дорогие. И кто-то их покупает. Потому что иначе бы их никто не делал, и уж тем более не продавал бы в одном из центральных выставочных залов страны. Кому-то это кажется красивым, интересным и достойным того, чтобы поставить свою столовую или гостиную. А вот мне показалось мягко скажем некрасиво. И не только мне. То есть красота - для всех разная.

Теперь вернемся к курсу. Когда мы хотим сделать очень-очень красивый курс, чтобы там все было очень-очень модно, современно, ярко и вообще очень-очень, мы, получается, сразу сталкивается с проблемой. Кому-то этот курс очень понравится, а кому-то нет. Как правило, дизайн курса согласовывают около 5 человек, редко больше. Это нерепрезентативная выборка для курса, который будет проходить эдак минимум 500 человек.

Получается, что если мы не делаем исследование фокус-группы для выбора графики, то мы просто пытаемся попасть пальцем в небо. Тем более, что представители заказчика, которые принимают курс (и заказывают его) чаще всего не являются представителями основной целевой аудитории курса. И вкусы тут могут очень сильно отличатся.

Что в итоге?
- чем больше целевая аудитория, тем нейтральнее должно быть оформление курса (иначе мы не попадем в представления большой ЦА);
- если же мы хотим нарисовать что-то очень-очень интересное, то стоит обратиться к опыту тех, кто снимает рекламу - они всегда проводят тестирование на фокус-группе прежде, чем показать ролик на всю страну. Потому как если он "не пойдет", то речь пойдет не просто о потерянных деньгах на создание ролика, а про имидж бренда и расходы по его восстановлению. А это уже совсем иные суммы;
- привлекательность не значит, что все должно быть ярким, мигающим и крутящимся. Посмотрим на Apple - все просто, очень просто, но аккуратно и по делу.

В общем, красота - страшная сила. И с ней надо быть осторожнее. 

Комментарии

Анонимный написал(а)…
Написано очень складно, но на мой субъективный взгляд пост выглядит попыткой обоснования (в первую очередь для себя, т.е. автора) отсутствия в команде сильных (и, соответственно, дорогих) дизайнеров и, возможно, специалистов по оформлению интерфейсов и их usability. Слово красота здесь конечно не к месту (здесь я полностью согласен с автором) - разумным заказчикам нужны отлично работающие курсы, единообразно и качественно оформленные с использованием самых современных из доступных пользователю технологий. Единообразие подразумевает использование какого-то стиля.

Стиль большинства современных образовательных ресурсов любя сейчас можно характеризовать словом "минимализм" или "становление". Меня лично это очень расстраивает, так как пользователи встречают продукт "по одёжке", а пользоваться схематичным интерактивом и элементами интерфейса им приходится "всю дорогу". Я склонен считать это халтурой - работает конечно, но смотреть на это приходится как на данность, оправдывая внутри себя фразой "ну это же учебник, должен быть строгим" и т.п. Напоминает современную архитектуру - приходится жить внутри бетонных коробок, но гулять и жить действительно хочется в Зимнем дворце или усадьбе Царицыно. Если построить Зимний дворец для каждого не возможно, то оформить ресурс и медиа элементы примерно так, как оформлены популярные и качественные сайты технологически вполне возможно. Да, стоимость результата возрастёт в два раза, а очевидная польза не увеличится так же значительно.

Про фокус группы, пять человек принимающих решения и целевую аудиторию - заказчики платят разработчикам электронных ресурсов в том числе за их знания и опыт в этой области. Предполагается, что разработчик уже знает как качественно и в каких формах подать учебный материал. Обычно разработчик предлагает несколько возможных вариантов оформления материалов и интерфейсов, а заказчик должен выбрать один из них, либо обоснованно отказаться. Если заказчик не доверяет разработчику, нормально работать вместе не получится.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Александр, спасибо за комментарий! Есть много моментов, где я с вами согласна. Единственное, что я не пыталась сделать - оправдать себя. С дорогими разработчиками у меня все отлично :) Дело в том, что дизайнеру, разработчику, художнику, кому угодно - нужно пояснить, что хочет заказчик. А вот слово красиво очень трудно преобразовать в ТЗ.

Я недавно выступала на Саммите разработчиков курсов и там говорила, что курсы должны быть приятными взгляду, потому что на 100% с вами согласна, что встречают по одежке. И курс - дело визуальное. Но вот есть такой момент - стиль оформления курса и сайта будет всегда отличаться. Потому что на сайтах мы проводим сравнительно немного времени, а если и читаем что-то, то часто пользуемся такими штуками, как Instapaper.

Курс же проходят минимум минут 30 и тут излишняя яркость и насыщенность может навредить. Но и аскетичность тоже будет нехороша, согласна с вами.

И вот вопрос фокус группы, кстати, возникает именно тогда, когда заказчику показываются варианты, которые многим кажутся интересными, а он необоснованно говорят не то. И вот тут после 3-5 попытки и возникает потребность в фокус группе, потому что иначе прийти к общему решению часто не получается.
rabamaster написал(а)…
У меня была похожая история. Делали сайт компании, контактным лицом был менеджер по продажам. Точкой преткновения стал дизайн. Сначала, с согласия менеджера, мы придерживались корпоративного стиля и формировали узнаваемость бренда, через две недели они почему-то изменили логотип, цвета и все оформление своей продукции. мы конечно же переделали, все хорошо!
Приношу акт выполненных работ на подпись, мне говорят: "Дизайн должен быть БОГАТЫМ и КРАИВЫМ". После этих слов у меня лопнули 324 миллионов сосудов в голове! О
фокус группе почему-то даже не думали - бюджет маловат, а спор можно было решить малой кровью.
Успокою - история закончилась хорошо))

Больше внимания следует уделять эргонимеке ! А дизайн должен быть креативным, красивым, а самое главное - богатым!

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела