К основному контенту

Про курсы, которые поражают своей красотой

Изо дня в день слышу: "Курс должен быть очень красивый! Он должен поражать своим внешним видом, графикой и дизайном". Я очень долго спорила: сначала сама с собой, потом с коллегами, потом и с заказчиком. Спорила о том, что курсы могут быть и "черным по белому", главное, чтобы там был смысл, была мысль и идея. Главное, чтобы сотруднику сразу было понятно, зачем ему этот курс, что там для него есть полезное и ценное.

Понятное дело, коллеги со мной согласны. С клиентами сложнее. В поисках аргументов (причем как "против", так и "за" красоту, потому что может я и не права вовсе, и одной яркостью можно решить все проблемы) я стала все чаще наталкиваться на мысль, что красота - вещь субъективная. И то, что кажется красивым одному, другой видит совсем иначе.

Вот такой пример. На Саммите разработчиков мы все наблюдали некоторые диковинные предметы интерьера - стулья, тумбочки и прочие вещи. Очень необычные, неочень функциональные и очень дорогие. И кто-то их покупает. Потому что иначе бы их никто не делал, и уж тем более не продавал бы в одном из центральных выставочных залов страны. Кому-то это кажется красивым, интересным и достойным того, чтобы поставить свою столовую или гостиную. А вот мне показалось мягко скажем некрасиво. И не только мне. То есть красота - для всех разная.

Теперь вернемся к курсу. Когда мы хотим сделать очень-очень красивый курс, чтобы там все было очень-очень модно, современно, ярко и вообще очень-очень, мы, получается, сразу сталкивается с проблемой. Кому-то этот курс очень понравится, а кому-то нет. Как правило, дизайн курса согласовывают около 5 человек, редко больше. Это нерепрезентативная выборка для курса, который будет проходить эдак минимум 500 человек.

Получается, что если мы не делаем исследование фокус-группы для выбора графики, то мы просто пытаемся попасть пальцем в небо. Тем более, что представители заказчика, которые принимают курс (и заказывают его) чаще всего не являются представителями основной целевой аудитории курса. И вкусы тут могут очень сильно отличатся.

Что в итоге?
- чем больше целевая аудитория, тем нейтральнее должно быть оформление курса (иначе мы не попадем в представления большой ЦА);
- если же мы хотим нарисовать что-то очень-очень интересное, то стоит обратиться к опыту тех, кто снимает рекламу - они всегда проводят тестирование на фокус-группе прежде, чем показать ролик на всю страну. Потому как если он "не пойдет", то речь пойдет не просто о потерянных деньгах на создание ролика, а про имидж бренда и расходы по его восстановлению. А это уже совсем иные суммы;
- привлекательность не значит, что все должно быть ярким, мигающим и крутящимся. Посмотрим на Apple - все просто, очень просто, но аккуратно и по делу.

В общем, красота - страшная сила. И с ней надо быть осторожнее. 

Комментарии

Анонимный написал(а)…
Написано очень складно, но на мой субъективный взгляд пост выглядит попыткой обоснования (в первую очередь для себя, т.е. автора) отсутствия в команде сильных (и, соответственно, дорогих) дизайнеров и, возможно, специалистов по оформлению интерфейсов и их usability. Слово красота здесь конечно не к месту (здесь я полностью согласен с автором) - разумным заказчикам нужны отлично работающие курсы, единообразно и качественно оформленные с использованием самых современных из доступных пользователю технологий. Единообразие подразумевает использование какого-то стиля.

Стиль большинства современных образовательных ресурсов любя сейчас можно характеризовать словом "минимализм" или "становление". Меня лично это очень расстраивает, так как пользователи встречают продукт "по одёжке", а пользоваться схематичным интерактивом и элементами интерфейса им приходится "всю дорогу". Я склонен считать это халтурой - работает конечно, но смотреть на это приходится как на данность, оправдывая внутри себя фразой "ну это же учебник, должен быть строгим" и т.п. Напоминает современную архитектуру - приходится жить внутри бетонных коробок, но гулять и жить действительно хочется в Зимнем дворце или усадьбе Царицыно. Если построить Зимний дворец для каждого не возможно, то оформить ресурс и медиа элементы примерно так, как оформлены популярные и качественные сайты технологически вполне возможно. Да, стоимость результата возрастёт в два раза, а очевидная польза не увеличится так же значительно.

Про фокус группы, пять человек принимающих решения и целевую аудиторию - заказчики платят разработчикам электронных ресурсов в том числе за их знания и опыт в этой области. Предполагается, что разработчик уже знает как качественно и в каких формах подать учебный материал. Обычно разработчик предлагает несколько возможных вариантов оформления материалов и интерфейсов, а заказчик должен выбрать один из них, либо обоснованно отказаться. Если заказчик не доверяет разработчику, нормально работать вместе не получится.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Александр, спасибо за комментарий! Есть много моментов, где я с вами согласна. Единственное, что я не пыталась сделать - оправдать себя. С дорогими разработчиками у меня все отлично :) Дело в том, что дизайнеру, разработчику, художнику, кому угодно - нужно пояснить, что хочет заказчик. А вот слово красиво очень трудно преобразовать в ТЗ.

Я недавно выступала на Саммите разработчиков курсов и там говорила, что курсы должны быть приятными взгляду, потому что на 100% с вами согласна, что встречают по одежке. И курс - дело визуальное. Но вот есть такой момент - стиль оформления курса и сайта будет всегда отличаться. Потому что на сайтах мы проводим сравнительно немного времени, а если и читаем что-то, то часто пользуемся такими штуками, как Instapaper.

Курс же проходят минимум минут 30 и тут излишняя яркость и насыщенность может навредить. Но и аскетичность тоже будет нехороша, согласна с вами.

И вот вопрос фокус группы, кстати, возникает именно тогда, когда заказчику показываются варианты, которые многим кажутся интересными, а он необоснованно говорят не то. И вот тут после 3-5 попытки и возникает потребность в фокус группе, потому что иначе прийти к общему решению часто не получается.
rabamaster написал(а)…
У меня была похожая история. Делали сайт компании, контактным лицом был менеджер по продажам. Точкой преткновения стал дизайн. Сначала, с согласия менеджера, мы придерживались корпоративного стиля и формировали узнаваемость бренда, через две недели они почему-то изменили логотип, цвета и все оформление своей продукции. мы конечно же переделали, все хорошо!
Приношу акт выполненных работ на подпись, мне говорят: "Дизайн должен быть БОГАТЫМ и КРАИВЫМ". После этих слов у меня лопнули 324 миллионов сосудов в голове! О
фокус группе почему-то даже не думали - бюджет маловат, а спор можно было решить малой кровью.
Успокою - история закончилась хорошо))

Больше внимания следует уделять эргонимеке ! А дизайн должен быть креативным, красивым, а самое главное - богатым!

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...