08.06.2012

Про тендеры, пустую работу и про смысл жизни


Вчера писали заявку на очередной тендер. На входе - 10 строчек текста про то, что именно нужно заказчику в итоге и 50 страниц описания того, какие нужны документы, чтобы в этом тендере принять участие. И все про нас и про нашу работу, и про наши налоги и про наши финансы - много всего. И заказчика я понимаю - у них там кражи, у них там незаконные сделки, все хотят на них заработать. И надо как-то защищаться. 

Потратим мы на все документы пару рабочих дней, отправим все. Получит заказчик от нас толстое предложение, там много всего про нас. Но только там про нашу работу почти ничего нет, разве что мы честные и про налоги не забываем. В конце большой стопки пристроился небольшой документ, в котором собственно и прописано то, что мы будем делать. Причем прописать надо и концепцию и методику и технологии. На основании 10 пунктов оглавления материала и названия курса. 

Как, простите меня, я могу написать концепцию курса, если у меня есть только название тем, которые там будут. Да и то в весьма общей форме - введение, теория, основы, заключение и тому подобное? Предположим я придумаю некую идею, что подобный материал можно представить так-то и так-то. Но как написать методические подходы? Подходы к чему? К изучению некого материала? Который будет изучать неизвествная нам целевая аудитория? В ситуации, о которой нам ничего не известно?
Что мы предложим в проверке знаний и в тестировании? Какие тут могут быть подходы, если не понятно к чему подходить? 

Но есть и еще один вопрос - как Заказчик будет выбирать? Вариант один - цене. Потому что в общих словах на заданную тему ничего предложить толком нельзя. Более того, половина предложенного в момент получения материала вообще ничего значить не будет, потому что посмотрев на исходник можно легко прийти к выводу, что все нужно делать иначе. И начнется конфликт, мол играли, договорились, а что вы тут теперь нам предлагаете? 

Нет--нет, я не против тендеров. Они полезные. Они уравнивают поставщиков, они учат работать. Но только тендер должен иметь смысл. Нужно предлагать решение к задаче, которая есть и которую можно понять. А не просто решение к чему-то, и это что-то отдаленно напоминает задачу. 

От того, кого мы учим, в каких условиях, по какой причине, могут быть использованы подходы не менее разные, чем день и ночь. И где-то это будет формальная подача, а где-то игра, где-то игра спокойная и сдержанная, а где-то совершенно неформальный детектив. Где-то материала будет больше, а где-то меньше. Но нам нужно знать хотя бы что-то, чтобы показать заказчику то, что мы можем сделать. 

9 коммент.:

Сергей Снегирёв комментирует...

Разумнее разбивать такие тендеры на 2 части: концепция и разработка. Т.е. сначала потратим Х, чтобы понять, что мы покупаем, а потом 10*Х - чтобы купить именно то, что нужно.

А так заказчик рискует сузить круг участников и получить цену в 20*Х за неизвестно что.

Сергей Снегирёв комментирует...

С другой стороны, в таком тендере останутся только те, кто и концепцию, и реализацию обеспечит, и при этом достаточно уверен в своих силах, чтобы участвовать в тендере, результат которого пока что описан 10 строками.

Якорев Денис комментирует...

А как вам тендер на внедрение системы разработки технической документации, который проводит.... (барабанная дробь) Правильно! - Служба безопасности.
И таких примеров миллион. И все бы это было так смешно, когда бы не было так грустно

Марина Унгер комментирует...

+1 к посту и всем комментариям.

А еще бывает, что провайдер уже заранее выбран. И тендер - это чистая формальность.

Elena Tikhomirova комментирует...

Самое обидное даже не в том, что кого-то уже выбрали. Пусть и так, потому что в этом случае заказчик хотя бы понимает, что именно он покупает, понимает, что ему предлагают и тогда проводит формальный тендер. Ок, мы тратим некоторое время на все это, но у заказчика будет, возможно, нормально решение.

Но как можно именно выбирать в слепую? Разве кто-то может предоставить решение проблемы, которую не знает?

Есть большое желание написать болванку тендерного задания, что в нем нужно написать, чтобы было понятно, какое решение предлагать...

Ольга, ADOZ Group комментирует...

"Болванка тендерного задания" это, по сути говоря, стандартизация тендерного запроса. А кто такой стандарт будет принимать? Невольно навеяло: как-то наткнулась на тендер по "Оказанию телепатических услуг". Долго думала. Ошибка была в одной букве - требовались телеМатические услуги...

Владимир Наумов комментирует...

Согласен с Еленой, что "болванка тендерного задания" на столь специфический конечный продукт, как е-курс, не помешала бы. И с Сергеем, что тендеры стоит разбивать на 2 части (по крайней мере мы уже внутри одного ТЗ фактически пишем (или просим от заказчика) 2 подТЗ: одно на на процессы реализации образовательных задач, другое на физическую реализацию).

Может, стоит организовать коллективную работу по выработке "Типового тендерного задания на создание эл.курсов", а то и шире - организацию и внедрение еL а) в компании, б) вузе?
Выложить в сети, рассылать и и иными способами предлагать потенциальным заказчикам обучения?

Марина Унгер комментирует...

Мне кажется, что на elearningPRO уже делалась попытка составить прототип ТЗ на электронный курс. Я, к сожалению, не в курсе, что получилось в итоге. Думаю, что многое можно взять оттуда. Правда, есть сомнения, что клиент будет реально заполнять такой документ.

Я довольно часто сталкивалась с подобными тендерными запросами. И если не получалось вытянуть из заказчика более подробную информацию, чаще всего, приходилось отказываться от участия.

Владимир Наумов комментирует...

Марина, с ТЗ все гораздо проще. С тендерным заданием и задача другая, и уровень взаимодействия иной