В каком-то смысле этот пост - офф-топик. Без практики и решения каких-то задач. Но вот только проблема ставит под вопрос, что и как делать дальше и как развивать ИТ в обучении.
Сейчас работаю в МГУ на проекте по обучению преподавателей созданию собственных электронных учебных ресурсов. Финансирует проект Фонд Потанина, который преподавателям на эти работы выделяет гранты. Результатом должен стать авторский сайт на ресурсе Фонда.
Вторая половина дня вчера была отведена дискуссии о применении социальных сетей в обучении. Были приглашены преподаватели, которые уже давно и активно применяют и блоги и соцсети. Рассказали об опыте, о возможностях, о необходимости и неизбежности. Но тут случилось то, чего я никак не ожидала.
Небольшая цитата.
Информационные технологии меняют образ мышления, меняют привычки и взгляды. Даже у взрослых. Что получается? Преподаватели приходят в аудитории и стараются сделать из студентов людей, которыми они не являются. Они не знают, кого они учат. Они считают, что студент должен подстроиться под преподавателя. И не понимают, что есть моменты, в которых это просто невозможно.
Слишком многие свою работу видят лишь в том, чтобы читать лекции и вести семинары. Не в мотивации, не в том, чтобы заинтересовать. И уж тем более не в том, чтобы работать вместе. Нет, вместе они работать готовы, только вот условие для этого - активность студента. Именно он, студент, должен хотеть, только тогда преподаватель готов с ним работать.
Я никого не хочу обижать, я знаю отличных преподавателей, к которым мысли это поста не имеют никакого отношения! Но есть и те, кто пробует отрицать реальность, говорить, что студента можно заставить от того, что ему привычно, комфортно и все вернуть "как было раньше". Может быть и правда, что когда-то социальные сети погибнут. И что они разрушают личность. И что интернет убивает навыки глубокого познания. Возможно. Но только это реальность, это происходить здесь и сейчас и иначе не будет.
Самое страшное, что такое отношение я наблюдаю уже лет 10. Сегодня у меня в группе есть человек, который учился использованию ИТ около 8 лет, который был на множестве семинаров и тренингов по этой теме. С которым я работала. И он уверенно говорит - это невозможно, это плохо, все ерунда.
И пока так будет, у нас будут проблемы и с внедрением ИТ в обучение и с качеством образования в целом. Потому что не зная современных условий, а точнее - не принимая их, мы не можем эффективно работать с теми, кого учим (тем более, что и их мы не знаем), а, следовательно, не можем их нормально обучить.
Сейчас работаю в МГУ на проекте по обучению преподавателей созданию собственных электронных учебных ресурсов. Финансирует проект Фонд Потанина, который преподавателям на эти работы выделяет гранты. Результатом должен стать авторский сайт на ресурсе Фонда.
Вторая половина дня вчера была отведена дискуссии о применении социальных сетей в обучении. Были приглашены преподаватели, которые уже давно и активно применяют и блоги и соцсети. Рассказали об опыте, о возможностях, о необходимости и неизбежности. Но тут случилось то, чего я никак не ожидала.
Небольшая цитата.
"Если у них есть время, пусть читают Толстого и Пушкина, а не занимаются всякой ерундой"Кто-то скажет, что это частное мнение. И может быть даже имеет право на жизнь. Но есть одна большая проблема - преподаватели не воспринимают студентов такими, какие они есть. Никто не берет во внимание, что современное поколение формируется в определенных условиях и эти процессы необратимы. Отдельно взятый преподаватель не может изменить студентов, которые живут в этих условиях, которые иного не знают. И с каждым новым набором они все меньше представляют, что была жизнь и до социальных сетей.
Информационные технологии меняют образ мышления, меняют привычки и взгляды. Даже у взрослых. Что получается? Преподаватели приходят в аудитории и стараются сделать из студентов людей, которыми они не являются. Они не знают, кого они учат. Они считают, что студент должен подстроиться под преподавателя. И не понимают, что есть моменты, в которых это просто невозможно.
Слишком многие свою работу видят лишь в том, чтобы читать лекции и вести семинары. Не в мотивации, не в том, чтобы заинтересовать. И уж тем более не в том, чтобы работать вместе. Нет, вместе они работать готовы, только вот условие для этого - активность студента. Именно он, студент, должен хотеть, только тогда преподаватель готов с ним работать.
Я никого не хочу обижать, я знаю отличных преподавателей, к которым мысли это поста не имеют никакого отношения! Но есть и те, кто пробует отрицать реальность, говорить, что студента можно заставить от того, что ему привычно, комфортно и все вернуть "как было раньше". Может быть и правда, что когда-то социальные сети погибнут. И что они разрушают личность. И что интернет убивает навыки глубокого познания. Возможно. Но только это реальность, это происходить здесь и сейчас и иначе не будет.
Самое страшное, что такое отношение я наблюдаю уже лет 10. Сегодня у меня в группе есть человек, который учился использованию ИТ около 8 лет, который был на множестве семинаров и тренингов по этой теме. С которым я работала. И он уверенно говорит - это невозможно, это плохо, все ерунда.
И пока так будет, у нас будут проблемы и с внедрением ИТ в обучение и с качеством образования в целом. Потому что не зная современных условий, а точнее - не принимая их, мы не можем эффективно работать с теми, кого учим (тем более, что и их мы не знаем), а, следовательно, не можем их нормально обучить.
Комментарии
1. Вся педагогическая работа в соцсетях перенесена из школы домой (в подполье).
2. Вся работа легла на плечи учителей-энтузиастов.
3. Учителя-энтузиасты работают по интуиции, опираясь только на свой опыт.
Положительные результаты такой работы есть, что бы не говорили оппоненты. Но в целом в образовании ничего не изменится пока
1. Не признают на правительственном уровне о её необходимости.
2. Не выведут эту работу из подполья.
3. Не разработают научную методику обучения в соцсетях и не доведут её до всех учителей.
Пока этого минимума не будет сделано все остальные разговоры от лукавого.
…
3. Не разработают научную методику обучения в соцсетях и не доведут её до всех учителей.»
Коллеги, а кто ее должен разработать?
Даже не интересно кто ее будет «доводить до»! Я не гордый - сам к нему «постучусь».
И ещё одно замечание. У нас в гимназии у учеников компьютер дома есть практически у всех, а в гимназии только два класса на 300 чел. Вот где разрыв. Информационные технологии ученик может использовать только дома.
-Информационные технологии меняют образ мышления, меняют привычки и взгляды-, да это тенденции времени, которые неизбежно приведут к изменению методологии образования, на первый план выйдет методология информационного обмена, а не какая то там, дистантная педагогика или педагогический конструктивизм))). Этим я не хочу кого то обижать, а всего лишь натолкнуть на мысли не пора ли задуматься))).
-И что интернет убивает навыки глубокого познания- причин две первая отсутствие системной профориентации и отсутствие навыков и понимания индивидуальных особенностей работы с информацией, которой пока не учат(((.
-Самое страшное, что такое отношение я наблюдаю уже лет 10.- это время нахождения самой “любимой” партии власти, и думаю, что это будет продолжаться дальше... Моя оценка дейтельности ЕР кол с минуом... Они глухи к социальным проблемам, они глухи к профессионалам, ибо в их делах видят заговор))) . Для них нужны специалисты, бездумные и исполнительные.(((
Но задача каждого преподавателя, научить думать даже тех неправильно орентированных студентов, мы все должны поменяться и поменять в будущем власть с привлечением их к ответственности за все деяния.)))
Поколение которое не способно учится - в этом вина всех! Виноваты политики, которых мы выбираем, виноваты соцсети, которые мы не можем контролировать, но можем отключить (локально). Виноваты все, кроме нас, а мы бедные страдаем!
Имхо, проблема поколения - в поколении, если посмотреть на календарь, отсчитать возраст учащихся (или студентов, неважно) до даты рождения, и вспомнить события тех лет, то мы вспомним родителей, педагогов и все, кто не уделял внимания, кто проходил мимо ребенка с сигаретой, пивом и т.д.
Проблема и в инертности современных педагогов всех уровней, пару примеров:
В одном учебном заведении я установил две точки Wi-Fi, чтобы я, другие преподаватели, и конечно же дети могли получать бесплатный доступ в сеть.
Мне подрезали крылья, сказали: "Вы что! Это же на уроках дети будут сидеть в интернет и меня не слушать". Я ответил: "Давайте запретим шнурки, пуговицы, ручки, тетради. Ведь на ваших уроках они будут завязывать шнурки рисовать в тетради, рассматривать свои пуговицы. Педагог должен заинтересовать ученика, заставить забыть его о соц сетях, шнурках, пуговицы, и открыть прекрасный мир Физики, который поможет сформировать понимание целостной картины мира...". Представьте, эти слова я говорил педагогам "со стажем", мне было стыдно за такие банальные слова.
Соцсети - это улица, где дети встречаются с разными людьми, совершают различные поступки (хорошие и не очень). Ну, а если преподаватель идет по этой улице, разве но не может поинтересоваться как дела у ученика, напомнить ему о завтрашней контрольной работе, передать задание и т.д.
Вы не любите кошек? Значит вы просто не умеете их готовить!
Один мой знакомый хотел попробовать внедрить смешанную систему в ПТУЗ, вроде все хорошо - можно, но вот только ему сказали, что нет нормативной базы, которая бы описывала процедуру внедрения и применения. Мол, если хочешь - делай, все это хорошо, но если что-то пойдет не так, то тебя за это накажут.
Вывод, пока сам не сделаешь - никто не сделает, а взялся за гуж, не говори, что не дюж!
Пардон за сумбурность и эмоциональность, просто нет времени, нужно дальше блог читать.