К основному контенту

Что делать с техническими проблемами на вебинаре?

Неприятная история сегодня с утра - первый вебинар курса "Педагогический дизайн" и платформа для вебинара упала в первые же минуты. И не восстановилась. Точнее полчаса ничего не работало, а потом не загружалась презентация. В итоге пришлось отменить и придумать вариант, как весь материал рассказать участникам курса на других вебинарах, не добавляя еще время.

С одной стороны - это техническая проблема, которая может быть у каждого. В конце концов от аварии с участием интернет-кабеля во дворе дома никто не застрахован. И у провайдера услуги тоже всякое бывает. И Google тоже, пусть и редко, но не работает. Но ситуация все равно неприятная: потому что это ваш курс, ваши участники, ваша репутация и, что самое важное, ваши нервы.

Что делать?

Для начала понять, в чем проблема (если это возможно).
- если вас не слышно, но переключаются слайды и работает чат, то может быть канал перегружен. Можно попробовать перезагрузить вебинар со своей стороны. Кстати, стоит уточнить - у всех ли такая проблема. Если у 1ого участника, то проблема может быть с его стороны (и, скорее всего, именно так и есть). Проблема со звуком часто "лечится" отключением видео.
- если ничего не грузится, что это может быть или проблема на вашей стороне (тормозит ПК) или на стороне провайдера.

Я обычно стараюсь сначала устранить потенциальные проблемы со своей стороны. Провожу я только на одном ноутбуке, на нем все проверено и точно работает, значит можно проверить соединение с нашей стороны. Если у коллег все работает нормально, другие сайты тоже работают, то скорее всего - это не Интернет у вас. Для верности можно попросить загрузить вебинар у коллеги. Если не запускается ни у кого, то, вероятнее всего, проблема на стороне провайдера.

Если не работает с вашей стороны, то либо нужно зайти с другого ПК, либо нужно писать письмо, что у вас проблема и что будет дальше. Но лучше иметь резервный ноутбук и канал связи, на всякий случай. В любом случае, проблема с вашей стороны, как правило, если и не понятно, то легко решается путем замены оборудования. А вот если проблема на стороне подрядчика,..

..то начинается интересная часть. Участникам нужно быстро написать письмо и сказать, что у нас технический сбой и минут через 10 постараемся все устранить, для этого напишем еще одно письмо (можно попросить повторно зайти через это время). Дальше нужно быстро звонить провайдеру и спрашивать, в чем проблема. (Кстати, большая просьба к провайдерам вебинаров - пишите на сайте крупно телефон техподдержки. В критической ситуации очень не хочется искать портал поддержки пользователей, в нем список частых проблем, а там "если все равно проблема осталась, позвоните по тел").

Из личного опыта - если в техподдержке сразу говорят, что в курсе, то скорее всего уже решают проблему. Если нет, то вы - первые. А значит уйдет еще время на то, чтобы понять, что проблема есть и в чем она состоит. Теперь нужно выяснить, сколько времени нужно на решение. Скорее всего, вам скажут 10 минут. И если проблема не в том, что просто что-то зависло и нужно перезапустить, то будет больше 10 минут (особенно, когда нужно будет посмотреть в код, там что-то поправить и применить изменения). Значит, нужно участникам написать, что вебинар минут на 20 точно задержится.

Через минут 10-15, если все не заработало, опять выясняем, как дела у провайдера. И вот тут - точка принятия решения. Если говорят - еще 10 минут, то отменяем/переносим.

Да, это неприятно. Но такое бывает и, надо сказать, что это нормально. Потому что это технологии, которыми управляют живые люди и всякое бывает. Участникам в открытую сказать, что случилась проблема, проблема в том и в том. И предложить план действий. Кто-то будет возмущаться, но ничего не поделать.

И да, большая просьба к провайдерам - когда у вас что-то падает, не делайте вид, что мол, ну что ж теперь, упало, но сейчас-то рабоатает. Для нас, тех кто ведет вебинары, это нервы и переживания. Объясните все толком и скажите что-то, что поднимет настроение. 

Комментарии

Михаил Тресер написал(а)…
Я считаю, что решение технических проблем не должно лежать на плечах докладчика / ведущего. Должен быть продюсер онлайн-сессий или хотя бы просто технически подкованный человек, который знаком с используемым софтом и будет сопровождать онлайн-лекцию. В своей организации я помимо прочего занимаюсь вебинарами, стараюсь сопровождать технически лекции коллег по работе.

Если же самому приходится вести лекцию, то соответственно, приходится самому себя подстраховывать. Для этого я занимаю комнату встреч. Лекцию веду с ноутбука, но параллельно захожу под другим акаунтом, дублируя изображение на проектор. Во-первых, вести так гораздо удобней, потому что видишь всё, что видят обычные пользователи, во-вторых, если случаются технические проблемы, легче и быстрее вычислить на чьей стороне это произошло. Да и в случае, если выбило акаунт ведущего на ноутбуке, я могу тут же отправить всем участникам текстовое сообщение о технической паузе.

Хорошей практикой также считаю подключение к разным сетям. Ноутбук ведущего подключается к Wi-Fi точке, а компьютер с проектором к внутренней сети. Таким образом, даже если на одной из линий интернет упадет, можно будет легко вернуться в строй и продолжить с другого компьютера. Если есть конечно такая возможность.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...