К основному контенту

Что делать с техническими проблемами на вебинаре?

Неприятная история сегодня с утра - первый вебинар курса "Педагогический дизайн" и платформа для вебинара упала в первые же минуты. И не восстановилась. Точнее полчаса ничего не работало, а потом не загружалась презентация. В итоге пришлось отменить и придумать вариант, как весь материал рассказать участникам курса на других вебинарах, не добавляя еще время.

С одной стороны - это техническая проблема, которая может быть у каждого. В конце концов от аварии с участием интернет-кабеля во дворе дома никто не застрахован. И у провайдера услуги тоже всякое бывает. И Google тоже, пусть и редко, но не работает. Но ситуация все равно неприятная: потому что это ваш курс, ваши участники, ваша репутация и, что самое важное, ваши нервы.

Что делать?

Для начала понять, в чем проблема (если это возможно).
- если вас не слышно, но переключаются слайды и работает чат, то может быть канал перегружен. Можно попробовать перезагрузить вебинар со своей стороны. Кстати, стоит уточнить - у всех ли такая проблема. Если у 1ого участника, то проблема может быть с его стороны (и, скорее всего, именно так и есть). Проблема со звуком часто "лечится" отключением видео.
- если ничего не грузится, что это может быть или проблема на вашей стороне (тормозит ПК) или на стороне провайдера.

Я обычно стараюсь сначала устранить потенциальные проблемы со своей стороны. Провожу я только на одном ноутбуке, на нем все проверено и точно работает, значит можно проверить соединение с нашей стороны. Если у коллег все работает нормально, другие сайты тоже работают, то скорее всего - это не Интернет у вас. Для верности можно попросить загрузить вебинар у коллеги. Если не запускается ни у кого, то, вероятнее всего, проблема на стороне провайдера.

Если не работает с вашей стороны, то либо нужно зайти с другого ПК, либо нужно писать письмо, что у вас проблема и что будет дальше. Но лучше иметь резервный ноутбук и канал связи, на всякий случай. В любом случае, проблема с вашей стороны, как правило, если и не понятно, то легко решается путем замены оборудования. А вот если проблема на стороне подрядчика,..

..то начинается интересная часть. Участникам нужно быстро написать письмо и сказать, что у нас технический сбой и минут через 10 постараемся все устранить, для этого напишем еще одно письмо (можно попросить повторно зайти через это время). Дальше нужно быстро звонить провайдеру и спрашивать, в чем проблема. (Кстати, большая просьба к провайдерам вебинаров - пишите на сайте крупно телефон техподдержки. В критической ситуации очень не хочется искать портал поддержки пользователей, в нем список частых проблем, а там "если все равно проблема осталась, позвоните по тел").

Из личного опыта - если в техподдержке сразу говорят, что в курсе, то скорее всего уже решают проблему. Если нет, то вы - первые. А значит уйдет еще время на то, чтобы понять, что проблема есть и в чем она состоит. Теперь нужно выяснить, сколько времени нужно на решение. Скорее всего, вам скажут 10 минут. И если проблема не в том, что просто что-то зависло и нужно перезапустить, то будет больше 10 минут (особенно, когда нужно будет посмотреть в код, там что-то поправить и применить изменения). Значит, нужно участникам написать, что вебинар минут на 20 точно задержится.

Через минут 10-15, если все не заработало, опять выясняем, как дела у провайдера. И вот тут - точка принятия решения. Если говорят - еще 10 минут, то отменяем/переносим.

Да, это неприятно. Но такое бывает и, надо сказать, что это нормально. Потому что это технологии, которыми управляют живые люди и всякое бывает. Участникам в открытую сказать, что случилась проблема, проблема в том и в том. И предложить план действий. Кто-то будет возмущаться, но ничего не поделать.

И да, большая просьба к провайдерам - когда у вас что-то падает, не делайте вид, что мол, ну что ж теперь, упало, но сейчас-то рабоатает. Для нас, тех кто ведет вебинары, это нервы и переживания. Объясните все толком и скажите что-то, что поднимет настроение. 

Комментарии

Михаил Тресер написал(а)…
Я считаю, что решение технических проблем не должно лежать на плечах докладчика / ведущего. Должен быть продюсер онлайн-сессий или хотя бы просто технически подкованный человек, который знаком с используемым софтом и будет сопровождать онлайн-лекцию. В своей организации я помимо прочего занимаюсь вебинарами, стараюсь сопровождать технически лекции коллег по работе.

Если же самому приходится вести лекцию, то соответственно, приходится самому себя подстраховывать. Для этого я занимаю комнату встреч. Лекцию веду с ноутбука, но параллельно захожу под другим акаунтом, дублируя изображение на проектор. Во-первых, вести так гораздо удобней, потому что видишь всё, что видят обычные пользователи, во-вторых, если случаются технические проблемы, легче и быстрее вычислить на чьей стороне это произошло. Да и в случае, если выбило акаунт ведущего на ноутбуке, я могу тут же отправить всем участникам текстовое сообщение о технической паузе.

Хорошей практикой также считаю подключение к разным сетям. Ноутбук ведущего подключается к Wi-Fi точке, а компьютер с проектором к внутренней сети. Таким образом, даже если на одной из линий интернет упадет, можно будет легко вернуться в строй и продолжить с другого компьютера. Если есть конечно такая возможность.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела