Большинство сотрудников крупных компаний никакого отношения к созданию электронных курсов не имеют. Да, они их проходят, они заполняют анкеты удовлетворенности, сопротивляются изучению определенных тем по мере своих сил и возможностей. Но формально не имеют особого отношения к тому, как курс будет выглядеть, что в нем будет. В большинстве случаев.
Однако, это только формально, потому как нет такого документа, в котором отмечено, что сотрудник определяет то, каким курс будет. На практике же, когда речь идет о "правильной" разработке курса, которая происходит по принципам педдизайна, люди решают все.
Вот такой простой пример. Создается курс по безопасному вождению. Про то, как водителям компании нужно водить автомобиль, чтобы аварий не было. Берем документ, который регламентирует вопросы вождения. Берем материалы очного тренинга или семинара (если такой был). Собираем какие-то дополнительные материалы по выбранной теме. Скрещиваем, простите мне это выражение. И получаем курс: текст + картинки по теме (и не только, но машинок в таком курсе будет много) + тесты. Еще можно звук добавить, немного анимации. И вроде бы все. По сути, кажется, что задачу информирования по вопросам безопасного вождения мы решили.
Материалы нужные есть? Есть! Иллюстрации и анимации есть? Есть! Проверка знаний есть? Есть! Готово!
А теперь смотрим на эту задачу с учетом целевой аудитории. Кого именно мы будем учить? Они проходили обучение уже? Каков у них стаж вождения? Были ли у них аварии при вождении на работе?
Однако, это только формально, потому как нет такого документа, в котором отмечено, что сотрудник определяет то, каким курс будет. На практике же, когда речь идет о "правильной" разработке курса, которая происходит по принципам педдизайна, люди решают все.
Вот такой простой пример. Создается курс по безопасному вождению. Про то, как водителям компании нужно водить автомобиль, чтобы аварий не было. Берем документ, который регламентирует вопросы вождения. Берем материалы очного тренинга или семинара (если такой был). Собираем какие-то дополнительные материалы по выбранной теме. Скрещиваем, простите мне это выражение. И получаем курс: текст + картинки по теме (и не только, но машинок в таком курсе будет много) + тесты. Еще можно звук добавить, немного анимации. И вроде бы все. По сути, кажется, что задачу информирования по вопросам безопасного вождения мы решили.
Материалы нужные есть? Есть! Иллюстрации и анимации есть? Есть! Проверка знаний есть? Есть! Готово!
А теперь смотрим на эту задачу с учетом целевой аудитории. Кого именно мы будем учить? Они проходили обучение уже? Каков у них стаж вождения? Были ли у них аварии при вождении на работе?
- Курс для тех, кто уже лет 5-7 работает водителем будет сильно отличаться от курса для новичков. Он будет короче, иначе построен и, скорее всего, будет или нацелен на напоминание важно или на формирование привычки делать иначе (сложная задача);
- Курс для водителей с большим стажем будет отличаться от курса для тех, кто только вчера получил свою заветную розовую карточку. И первые будут не рады проходить курс вторых.
- Те, у кого аварии были, будут смотреть на материал одними глазами, "безаварийный", но опытные - другими. А у тех, кто и без опыта и без аварий, взгляд будет свой.
Это если смотреть на характеристики по опыту целевой аудитории. А если добавить туда возраст, образ жизни, имеющееся образование на текущий момент, отношение к обучению и еще пару моментов, то будет очевидно, что курс делается не разработчиком, а целевой аудиторией. Потому как именно от того, с кем мы имеем дело и будем зависеть исходный результат.
Да, когда возникают вопросы о том, как сделать курс, какой подход, какие элементы и все прочее, именно целевая аудитория, на ряду с самой задачей обучения, и дает все ответы на наши вопросы.
Комментарии
- если нужна галочка, что все прошли курс, тогда не нужны такие сложные и дорогие решения;
- если реально нужен результат, что за хороший результат можно и поработать и сделать адаптивный курс.
Тут весь вопрос в том, насколько компания или учебное заведение ценят качество обучения и насколько думают о реальном результате.