К основному контенту

Целевая аудитория: власть людей над курсами

Большинство сотрудников крупных компаний никакого отношения к созданию электронных курсов не имеют. Да, они их проходят, они заполняют анкеты удовлетворенности, сопротивляются изучению определенных тем по мере своих сил и возможностей. Но формально не имеют особого отношения к тому, как курс будет выглядеть, что в нем будет. В большинстве случаев.

Однако, это только формально, потому как нет такого документа, в котором отмечено, что сотрудник определяет то, каким курс будет. На практике же, когда речь идет о "правильной" разработке курса, которая происходит по принципам педдизайна, люди решают все.

Вот такой простой пример. Создается курс по безопасному вождению. Про то, как водителям компании нужно водить автомобиль, чтобы аварий не было. Берем документ, который регламентирует вопросы вождения. Берем материалы очного тренинга или семинара (если такой был). Собираем какие-то дополнительные материалы по выбранной теме. Скрещиваем, простите мне это выражение. И получаем курс: текст + картинки по теме (и не только, но машинок в таком курсе будет много) + тесты. Еще можно звук добавить, немного анимации. И вроде бы все. По сути, кажется, что задачу информирования по вопросам безопасного вождения мы решили.

Материалы нужные есть? Есть! Иллюстрации и анимации есть? Есть! Проверка знаний есть? Есть! Готово!

А теперь смотрим на эту задачу с учетом целевой аудитории. Кого именно мы будем учить? Они проходили обучение уже? Каков у них стаж вождения? Были ли у них аварии при вождении на работе?

  • Курс для тех, кто уже лет 5-7 работает водителем будет сильно отличаться от курса для новичков. Он будет короче, иначе построен и, скорее всего, будет или нацелен на напоминание важно или на формирование привычки делать иначе (сложная задача); 
  • Курс для водителей с большим стажем будет отличаться от курса для тех, кто только вчера получил свою заветную розовую карточку. И первые будут не рады проходить курс вторых. 
  • Те, у кого аварии были, будут смотреть на материал одними глазами, "безаварийный", но опытные - другими. А у тех, кто и без опыта и без аварий, взгляд будет свой. 
Это если смотреть на характеристики по опыту целевой аудитории. А если добавить туда возраст, образ жизни, имеющееся образование на текущий момент, отношение к обучению и еще пару моментов, то будет очевидно, что курс делается не разработчиком, а целевой аудиторией. Потому как именно от того, с кем мы имеем дело и будем зависеть исходный результат. 

Да, когда возникают вопросы о том, как сделать курс, какой подход, какие элементы и все прочее, именно целевая аудитория, на ряду с самой задачей обучения, и дает все ответы на наши вопросы. 

Комментарии

Анонимный написал(а)…
Интересный, хотя и крайне сложный вариант, в таком случае: придумать в начале курса опросник вопросов на десять (как раз про возраст, стаж, аварии и пр.), а по итогам бы опроса курс из модулей собирал бы "индивидуальную траекторию", а "лишние" материалы оставались доступными в справочном режиме.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Согласна - интересно и сложно! Но весь вопрос в том, что мы хотим получить от обучения сотрудников:
- если нужна галочка, что все прошли курс, тогда не нужны такие сложные и дорогие решения;
- если реально нужен результат, что за хороший результат можно и поработать и сделать адаптивный курс.

Тут весь вопрос в том, насколько компания или учебное заведение ценят качество обучения и насколько думают о реальном результате.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Этот комментарий был удален автором.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела