К основному контенту

Персонаж электронного курса

Еще один пост по следам конкурса курсов Courselab. Тема персонажей в электронном курсе для меня больная. Мои заказчики в курсах хотели видеть самых разных животных, людей, предметов и много чего еще. Пару раз я сдавалась и начинали говорить те, кто по сути своей не только говорить, но и думать не могут. И это неправильно.

В первую очередь, когда речь заходит об очередном персонаже для курса, нужно задать себе вопрос - Какова роль этого героя? Зачем мы его в курс внедряем и что будет, если его не будет? Очень часто персонажа используют потому, что он есть в авторском средстве или же потому, что вроде так курс будет иметь человеческое лицо.

Начнем с того, если в курсе начал со слушателем говорить помидор, то человеческое лицо у курсе не появится. Потому что помидор обычно не говорит с нами. По крайней мере я пока с помидорами не общалась.

Говорящие помидоры ставят слушателя в крайне неловкое положение - ему кажется, что курс, который он собрался проходить или не для него или его, слушателя, явно считают помидором. Помидором быть хотят не все. От этого может пропасть желание обучатся.

Если говорить серьезно, то помидор в курсе - это метафора. То есть какая-то ассоциация, история, идея, в которой помидор имеет свой смысл. Многие западные педдизайнеры называют это смешанной метафорой - берем реальную задачу обучения и показываем ее слушателю в нереальном контексте или ситуации. Идея очень симпатичная и интересная, но работает далеко не всегда. Потому как к помидору нужно приложить и грядку и парник и удобрения, а также лейку, тяпку и прочее. Иначе помидор будет смотреться странно. Когда помидор начинает мне рассказывать про то, как использовать какое-то ПО становится страшно, а самое главное - не понятно. И хотя у MS Office была скрепка, которая пыталась помогать, в реальности большинство пытались от нее избавиться.

Вся трудность в том, что для нормального персонажа в курсе, особенно когда он фантазийный, нужна полная история, которая будет нормально восприниматься с данным персонажем и где он не будет смотреться белой вороной. А таких историй в курсах часто не бывает. В итоге от помидоров одни проблемы:
- они занимают экранное место;
- они раздражают своей чужерожностью в выбранном контексте;
- они делают лишние трудности разработчикам;
- они делают в курсе лишние кнопки, навигацию и прочие ненужные элементы.

Полностью идею персонажа в курсе я отрицать не хочу. Хорошо, когда есть какой-то герой. Но:
- желательно, чтобы герой был человеком, одетым так, как принято в компании и вел себя так, чтобы за него другим сотрудникам было не стыдно (не прыгал бы по экрану как минимум)
- у него должна быть своя роль - проводник, герой, за которого мы играем, коллега, который нам помогает, кто-то, кто и в реальности может быть в нашей жизни;
- его не должно быть в курсе много - достаточно показать на 1-2 экранах и убрать потом, оставив только прямую речь от его имени там, где это нужно. Потом можно показать по итогам частей каких-то. (Места на экранах курса сразу будет очень много, поверьте);
- если курс не озвученный, то не нужно заставлять несчастного персонажа шевелить губами - это смотрится очень странно, потому что он ничего не говорит, но что-то все время шевелится на экране, причем медленно и не по-людски.

Персонаж в курсе отлично может выполнить роль рассказчика, в его устах будет прикрасно звучать (читаться) прямая речь, написанная простым и понятным языком. Это отличный способ задавать слушателю наводящие вопросы, делать переходы между темами и делать выводы простым языком. Но только помидор должен рассказывать то, что может рассказать помидор, в соответствующем контексте, в соответствующих условиях. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела