Еще один пост по следам конкурса курсов Courselab. Тема персонажей в электронном курсе для меня больная. Мои заказчики в курсах хотели видеть самых разных животных, людей, предметов и много чего еще. Пару раз я сдавалась и начинали говорить те, кто по сути своей не только говорить, но и думать не могут. И это неправильно.
В первую очередь, когда речь заходит об очередном персонаже для курса, нужно задать себе вопрос - Какова роль этого героя? Зачем мы его в курс внедряем и что будет, если его не будет? Очень часто персонажа используют потому, что он есть в авторском средстве или же потому, что вроде так курс будет иметь человеческое лицо.
Начнем с того, если в курсе начал со слушателем говорить помидор, то человеческое лицо у курсе не появится. Потому что помидор обычно не говорит с нами. По крайней мере я пока с помидорами не общалась.
Говорящие помидоры ставят слушателя в крайне неловкое положение - ему кажется, что курс, который он собрался проходить или не для него или его, слушателя, явно считают помидором. Помидором быть хотят не все. От этого может пропасть желание обучатся.
Если говорить серьезно, то помидор в курсе - это метафора. То есть какая-то ассоциация, история, идея, в которой помидор имеет свой смысл. Многие западные педдизайнеры называют это смешанной метафорой - берем реальную задачу обучения и показываем ее слушателю в нереальном контексте или ситуации. Идея очень симпатичная и интересная, но работает далеко не всегда. Потому как к помидору нужно приложить и грядку и парник и удобрения, а также лейку, тяпку и прочее. Иначе помидор будет смотреться странно. Когда помидор начинает мне рассказывать про то, как использовать какое-то ПО становится страшно, а самое главное - не понятно. И хотя у MS Office была скрепка, которая пыталась помогать, в реальности большинство пытались от нее избавиться.
Вся трудность в том, что для нормального персонажа в курсе, особенно когда он фантазийный, нужна полная история, которая будет нормально восприниматься с данным персонажем и где он не будет смотреться белой вороной. А таких историй в курсах часто не бывает. В итоге от помидоров одни проблемы:
- они занимают экранное место;
- они раздражают своей чужерожностью в выбранном контексте;
- они делают лишние трудности разработчикам;
- они делают в курсе лишние кнопки, навигацию и прочие ненужные элементы.
Полностью идею персонажа в курсе я отрицать не хочу. Хорошо, когда есть какой-то герой. Но:
- желательно, чтобы герой был человеком, одетым так, как принято в компании и вел себя так, чтобы за него другим сотрудникам было не стыдно (не прыгал бы по экрану как минимум)
- у него должна быть своя роль - проводник, герой, за которого мы играем, коллега, который нам помогает, кто-то, кто и в реальности может быть в нашей жизни;
- его не должно быть в курсе много - достаточно показать на 1-2 экранах и убрать потом, оставив только прямую речь от его имени там, где это нужно. Потом можно показать по итогам частей каких-то. (Места на экранах курса сразу будет очень много, поверьте);
- если курс не озвученный, то не нужно заставлять несчастного персонажа шевелить губами - это смотрится очень странно, потому что он ничего не говорит, но что-то все время шевелится на экране, причем медленно и не по-людски.
Персонаж в курсе отлично может выполнить роль рассказчика, в его устах будет прикрасно звучать (читаться) прямая речь, написанная простым и понятным языком. Это отличный способ задавать слушателю наводящие вопросы, делать переходы между темами и делать выводы простым языком. Но только помидор должен рассказывать то, что может рассказать помидор, в соответствующем контексте, в соответствующих условиях.
В первую очередь, когда речь заходит об очередном персонаже для курса, нужно задать себе вопрос - Какова роль этого героя? Зачем мы его в курс внедряем и что будет, если его не будет? Очень часто персонажа используют потому, что он есть в авторском средстве или же потому, что вроде так курс будет иметь человеческое лицо.
Начнем с того, если в курсе начал со слушателем говорить помидор, то человеческое лицо у курсе не появится. Потому что помидор обычно не говорит с нами. По крайней мере я пока с помидорами не общалась.
Говорящие помидоры ставят слушателя в крайне неловкое положение - ему кажется, что курс, который он собрался проходить или не для него или его, слушателя, явно считают помидором. Помидором быть хотят не все. От этого может пропасть желание обучатся.
Если говорить серьезно, то помидор в курсе - это метафора. То есть какая-то ассоциация, история, идея, в которой помидор имеет свой смысл. Многие западные педдизайнеры называют это смешанной метафорой - берем реальную задачу обучения и показываем ее слушателю в нереальном контексте или ситуации. Идея очень симпатичная и интересная, но работает далеко не всегда. Потому как к помидору нужно приложить и грядку и парник и удобрения, а также лейку, тяпку и прочее. Иначе помидор будет смотреться странно. Когда помидор начинает мне рассказывать про то, как использовать какое-то ПО становится страшно, а самое главное - не понятно. И хотя у MS Office была скрепка, которая пыталась помогать, в реальности большинство пытались от нее избавиться.
Вся трудность в том, что для нормального персонажа в курсе, особенно когда он фантазийный, нужна полная история, которая будет нормально восприниматься с данным персонажем и где он не будет смотреться белой вороной. А таких историй в курсах часто не бывает. В итоге от помидоров одни проблемы:
- они занимают экранное место;
- они раздражают своей чужерожностью в выбранном контексте;
- они делают лишние трудности разработчикам;
- они делают в курсе лишние кнопки, навигацию и прочие ненужные элементы.
Полностью идею персонажа в курсе я отрицать не хочу. Хорошо, когда есть какой-то герой. Но:
- желательно, чтобы герой был человеком, одетым так, как принято в компании и вел себя так, чтобы за него другим сотрудникам было не стыдно (не прыгал бы по экрану как минимум)
- у него должна быть своя роль - проводник, герой, за которого мы играем, коллега, который нам помогает, кто-то, кто и в реальности может быть в нашей жизни;
- его не должно быть в курсе много - достаточно показать на 1-2 экранах и убрать потом, оставив только прямую речь от его имени там, где это нужно. Потом можно показать по итогам частей каких-то. (Места на экранах курса сразу будет очень много, поверьте);
- если курс не озвученный, то не нужно заставлять несчастного персонажа шевелить губами - это смотрится очень странно, потому что он ничего не говорит, но что-то все время шевелится на экране, причем медленно и не по-людски.
Персонаж в курсе отлично может выполнить роль рассказчика, в его устах будет прикрасно звучать (читаться) прямая речь, написанная простым и понятным языком. Это отличный способ задавать слушателю наводящие вопросы, делать переходы между темами и делать выводы простым языком. Но только помидор должен рассказывать то, что может рассказать помидор, в соответствующем контексте, в соответствующих условиях.
Комментарии