К основному контенту

Что должно делать обучение?

Для меня важный вопрос - а что именно должно происходить в результате изучения электронного курса? Мне нужно знать, чего ожидают те, кто обучение заказывает и как сделать так, что желаемое в итоге получилось. Естественно, тут же постоянно встает вопрос о том, что можно сделать в электронном обучении (слишком часто мне задавали этот вопрос, и, да, поселили во мне сомнения). 

Прочитав пару трудов по работе мозга стало очевидно, что через e-learning научить можно, но вот делать это нужно очень аккуратно и продуманно. Все потому что наш мозг структура очень ограниченная, много сразу запомнить и использовать не может, а потому нужно хорошо думать, прежде чем предлагать мозгу что-то сделать (изучить). 

В одной статье Ruth Clark я нашла интересный список того, что должно делать обучение:
  • фокусировать внимание на элементах окружающей среды, которые относятся к теме обучения; 
  • снижать когнитивную нагрузку для максимального эффективности использования ограниченных ресурсов рабочей памяти; 
  • через повторение информации в рабочей памяти интегрировать ее в схемы и модели в долгосрочной памяти; 
  • обеспечивать извлечение информации в нужный момент после изучения; 
  • управление и мониторинг процессов мышления в процессе обучения. 

Логичный вопрос - насколько мы делаем то, что обучение делать должно? Нет, к сожалению. По крайней мере в большинстве случаев с электронным обучением. 

Большинство электронных курсов с реальностью не связано. Точнее, они говорят о реальности, но не требуют от слушателя перейти из курса в реальность, чтобы что-то сделать или на что-то обратить внимание. Прошел курс, пошел делать. В итоге сразу два пункта из списка выпадают - внимание на окружающей среде не фокусируется, модель поведения и связь с тем, что уже известно не формируются. А все потому, что на такое обучение нужно больше времени. 

Это уже не просто "Переложили материалы в электронный вид, добавили тест, упаковали в СДО и все пошло само собой". Тут кроме методики, которую еще нужно продумать, но нужно еще и время и ресурсы на организацию процесса. Кстати, эта проблема есть не только в электронном обучении, она есть в очном, где тренинги очень часто приходят и уходят, а связь с реальностью так и не формируется. 

Повторение информации в электронном курсе чаще реализовано с помощью тестов. Вроде как это заставляет вспомнить то, о чем человек читал. Верно, но только не тот контекст. Контекст в обучении имеет значение не только при представлении материала, но и при организации практики и повторения. Контекст теста ориентирован на вспоминание материала для правильного ответа на поставленный вопрос. А вот на применение в реальной среде он совсем не смотрит. Потому что в реальности никто нам так четко вопросы не формулирует, минуты на подумать у нас тоже нет, да и для большинство корпоративных ситуаций все происходит не текстом на бумаге, а диалоге на совещании или вообще за чашкой кофе. 

В результате о том, как и где применять полученные в курсе знания в реальном мире, слушатель может вообще не понимать. Извлечение материала в нужный момент не происходит, потому что материал сохранился не под биркой "Решения для моей проблемы №1313", а под биркой "Ответ на тест №666", что в итоге и не позволяет человеку в нужный момент использовать полученные знания.  

Повторение в процессе обучения, особенно, если есть желание получить результаты быстро, должны быть оргазовано вокруг реальных задач и ситуаций. Для электронного обучения это будут игры, желательно с базовой визуализацией приближенной к реальности, чтобы модель поведения не только сформировалась правильно, но и ее применение происходило в нужных ситуациях. 

Кроме того, нам нужно думать об объединении курса и реальности. Самый простой способ - мини-квест. Есть у нас вводный курс для сотрудников, есть реальный бизнес. Наша задача во вводном курсе человеку рассказать, чем компания занимается и что она делает, чтобы он понимал, где работает. Нам в этом случае не сколько важно сделать красивую картинку, но и показать в реальности. В этом случае, делим курс на две части и в интервале между обучением отправляем человека, скажем, на АЗС, которая принадлежит нашей компании. И там просим понаблюдать и попытаться понять, какими именно принципами компания живет и руководствуется. А вторую часть курса отстроить уже именно от этого. 

Кстати, тут и контроль качества сразу появляется, тайный покупать и все такое. 

Итак, нам очевидно пора идти дальше, то есть делать не просто электронные курсы, а курсы, через которые можно кого-то чему-то научить. А для этого нужно приближаться к реальности. Не в графике, а в сути. 

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Ну наконец то Елена, вы начали задавать правильные вопросы, только решение ищите не там.
Начну с того, что не надо идти методом научного тыка:), нужно форсайтно знать как ученик думает, т.е. как будет мыслить. Второе, не надо ограничивать и снижать когнитивную нагрузку на обучаемого, надо всего лишь правильно ее строить по правильным методикам. Теперь на счет рабочей памяти и долгосрочной, я бы назвал из сознательной памятью и подсознательной. Сознательная память это когда человек осознает и дествует с пониманием, подсознательная память и информация в ней может спать и вызываться в момент "стресса".
Теперь, насчет управления и мониторинга процессов мышления в процессе обучения опять же нужны научные методики, а не западный бред, это патент:), но в нашей стране инновации нужны лишь Путину с Медведевым :). Теперь, что касается модели поведения и действия, опять же, для того чтобы ответить на вопрос, кто и как будет действовать, нужно форсайтно знать сотрудника и тогда все встает на свои места, более того можно форсайтно сказать, как тот или иной человек, будет решать задачу. На эту тему есть тренинги, которые, которые уж точно не забываются :).
На счет времени и стоимости разработки, могу сказать только одно, чем больше методологии, чем больше адаптивности тем дороже. :)
Vladimir Nyurenberg написал(а)…
Добрый день, Елена!
А как Вы полагаете, можно ли ставить знак равенства между проблемами мотивации к обучению, повышения ценности его результата и приближения к реальности. Иными словами, если мы работаем над решением последнего, убиваем ли мы первых двух мух?
Qa tester написал(а)…
Этот комментарий был удален администратором блога.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около