Заслушалась я выступлением Ивана Травкина на Саммите и попросила его написать пост. Он взял и написал, да еще и интересно и очень быстро.
Проектировать деятельность
На прошлой неделе я принимал участие в онлайн-конференции e-Teachers Summit 2012 . В одном из моих докладов я проанализировал предложенный западным практиком метод проектирования электронных курсов сквозь призму отечественной науки. Речь идет о методе Action Mapping («карта действий»), предложенном Кэти Мур (Cathy Moore).
Кэти, как и я, выступает против курсов, основанных на модели «изучаем контент → сдаем тест». Ее метод, излагаемый в контексте корпоративного обучения, включает следующие 4 этапа:
1. Формулирование бизнес-цели, т. е. получение конкретизированного представления заказчика о тех переменах, которые должны произойти в результате обучения сотрудников.
2. Выявление тех способов действия (или моделей поведения сотрудников в типовых ситуациях/контекстах), совокупное усвоение которых ведет к достижению бизнес-цели.
3. Составление примеров (смоделированных ситуаций), разбор и решение которых направлены на усвоение указанных выше способов действия.
4. Отбор конкретных знаний, необходимых для понимания и решения указанных выше примеров (необходимый минимум информации).
Кэти специально обращает внимание на то, что отбор теоретического содержания курса осуществляется на самом последнем этапе. Основное внимание в ее методе уделено активной деятельности обучающихся, в контексте которой и усваиваются требуемые (только!) знания о предмете.
Этот метод кажется мне особенно интересным по следующей причине. Его очень просто обосновать с точки зрения отечественной психолого-педагогической мысли. Мы получим:
1. Постановка диагностичной цели обучения, которая предполагает четкое (измеримое) представление о том, что должно быть на выходе.
2. Выявление тех (критериальных) задач, которые обучающимся придется решать в их профессиональной деятельности. Последующий обязательный анализ системы критериальных задач позволяет выявить средства их решения — ориентировочную основу обобщенных способов действия. Усвоение этих способов есть цель учебной деятельности.
3. Проектирование системы учебных задач, которая служит средством усвоения ориентировочной основы, т. е. необходимых способов действия.
4. Проектирование системы знаний, необходимых и достаточных для анализа и решения учебных задач. Эти знания становятся предметом деятельности в контексте учебных задач, которые выступают в качестве формы их изложения.
Очевидно, что проектирование электронного курса при таком подходе — это, прежде всего, проектирование учебной деятельности обучающихся, которая рассматривается как процесс решения учебных задач.
А теперь самое важное. Если лучшие западные практики в электронном обучении так легко «ложатся» на отечественную психолого-педагогическую мысль, то что мешает нам обратиться к той же самой теории и спроектировать эффективное обучение?
Я думаю, неправильно говорить о том, что мы сегодня отстали от Запада. Правильнее говорить: мы отвлеклись. А чтобы снова сфокусироваться, нужно перестать предлагать электронное, дистанционное или онлайн-обучение, основанное на модели «преподаватель-лекции- методичка-экзамен». Необходимо проектировать деятельность обучающихся.
Комментарии
Каждая учебная задача -- это ситуационный контекст в военном симуляторе (виртуальная реальность). Совокупность нескольких контекстов, путем наложения, образует законченную "миссию". Успешное прохождение миссии означает усвоение требуемых способов действия. Система знаний, в свою очередь, может быть отражена посредством брифинга, потока приказов командования и контекстной справки (+ адаптивный подход).
Рассматриваемая реализация сводится к помещению курсантов в изначально одинаковые контексты, которые впрочем каждый раз развертываются в уникальные ситуации.
Хочу еще раз обратить внимание, что action mapping -- это метод не обучения, а проектирования!