12.12.2011

Знания современного преподавателя

В пятницу на прошлой неделе выступала на DEQ 2011 (Качество дистанционного образования). Впечатления от конференции смешанные.


10 коммент.:

Петров И.Е. комментирует...

1. Почему электронное обучение бывает некачественным?
-Напрочь отсутствует понимание о первичности методики познания, практически все строиться на трансляции знании.
-Полное отсутствие форсайтного понимания кого каким методом учить и как строить коммуникации с учетом индивидуализированных особенностей восприятия.
2. Какие знания и умения делают преподавателя хорошим?
Преподаватель должен владеть:
-предметной областью
-предметными информационными технологиями
- методологией электронного обучения
-психологией (психоинформационными технологиями):)
-технологиями обучения.
3. Все что касается 4 слайда сравнения очного и заочного. Для качественного обучения надо знать объект обучения, подстройка преподавателя под обучаемого затруднена, даже в очном обучении при подстройке преподавателя под систему познания обучаемого резко возрастают временные рамки. Следовательно, надо менять способ обучения :).
4. Хорошая ориентация в сети, безусловно необходима, но не является спасательным кругом, и связанно это с различиями методов работы с информацией у разных людей.
5-6.(слайд 7-8) Постоянное присутствие, опека , активное общение это чушь...
- Важно форсайтно формировать рабочие группы, под преподавателя или наоборот, выбирать преподавателя под группу. Все остальное приложится к индивидуальным особенностям группы и преподавателя.
7. Обсуждать ответственность не вижу смысла, с этой темой в Единую Россию. :)

Elena Tikhomirova комментирует...

Игорь, а почему активное общение с удаленным слушателем это чушь? Если этого не будет, слушатель будет в полной изоляции...

Петров И.Е. комментирует...

Почему активное общение с удаленным слушателем это чушь...
Что я имел в виду. Возможность активного общения далеко не всегда приводит к нужным результатам, что в очном, что в дистантном(заочном)обучении, проблема тут одна, отличия информационного обмена между людьми. Те кто занимается преподаванием,не раз наверное сталкивались со случаями когда обучаемый схватывал все "на лету", а бывают случаи когда "как в стенку горохом" :), или преподаватель говорит делать одно, а обучаемый делает все на оборот. От чего это зависит, или почему так происходит? Любой человек это "приемник-передатчик" информации, при этом прием и передача информации каждым человеком идет на осозном и подсознательном уровне, существует 15 видов информационного обмена, которые определяют коммуникации между людьми. Следовательно не зная форсайтно коммуникации между преподавателем и каждым обучаемым строить грамотно активное общение сложно. С другой стороны, когда есть информационная карта всей группы обучения, становиться ясно почему с одним обучаемым все идет "слету" , а с другим "о стеку горохом". Такой форсайтный способ обучения позволяет индивидуализировать выбор метода обучения и грамотно управлять коммуникациями с обучаемыми. Все это опробовалось на студентах и привело к Патенту.

М. Н. Морозов комментирует...

Нужно понимание сущности образования как социального процесса. По Л.Выготскому. + Владение современными ИТ инструментами.

iwannt комментирует...

Мы ведь говорим об электронном ОБУЧЕНИИ, а обучение -- это управление учебной деятельностью, которое можно осуществлять лишь посредством обучающих воздействий. Общение здесь играет ключевую роль! Самый эффективный тип управления -- это, так называемое, управление по процессу, когда преподаватель контролирует не столько результат решения учебной задачи (а учебная деятельность, ведь, ничто иное, как процесс решения учебных задач), а сам ход решения. Опять и снова общение играет наиважнейшую роль в управлении по процессу! Я в корне не согласен с утверждением "общение - чушь".

VirtDiva комментирует...

То, что пишет Петров И.Е. не увязано напрямую именно с эл. обучением.
Насколько я понимаю проблема именно в том, куда что девается у хорошего преподавателя, когда жизнь его вынуждает использовать инструментарий эл. обучения.
На мой взгляд, ответ очевиден: не владение инструментом.
Одна из моих любимых фраз: "Если Вам кто-нибудь скажет, что полноценным бывает только очное синхронное общение, то Вам следует услышать это так: я не умею полноценно общаться с помощью современного инструментария и не хочу этому учиться"

М. Н. Морозов комментирует...

Что лучше-хуже (по порядку)
1) очное (синхронное) с ИТ инструментами
2) очное (синхронное) без ИТ
3) ДО синхронное
4) ДО асинхронное

VirtDiva комментирует...

М. Н. Морозову
Для каждой аудитории свой ранжир:-)

М. Н. Морозов комментирует...

Если отделить ДО и Очное - то да.

Петров И.Е. комментирует...

Для iwannt: Само общение должно быть конструктивным и нацеленным на цели обучения. Достичь этого в электронном обучении(дистанционном) мягко сказано непросто. Незнание объекта обучения, его способностей умений и навыков... :), плюс временные ограничения, следовательно эффективность будет низкая.
Для VirtDiva: Что касается инструментов обучения, то реально дела обстоят так, у каждой группы пользователей свои критерии к электронному обучению, для преподавателя они одни, нужна методология и удобство применения, для руководства минимизация финансовых затрат, на все остальное как бы наплевать:( , для «АСУшников» другое…, я это просто к тому, что преподаватель не осваивает eL не только из-за лени, а еще и из за неудобства методологического и интерфейсного в ПО, так что не всегда преподаватель не прав.
Для М. Н. Морозов: Согласен с порядком "лучше-хуже". Для выравнивания "лучше-хуже" надо менять способ обучения, я уже писал форсайтно надо знать кого каким методом надо учить и как строить коммуникации с учетом индивидуализированных особенностей восприятия. При этом думаю, что финансовые затраты на разработку будут носить обратный порядок 1)ДО асинхронное и т.д.