К основному контенту

Знания современного преподавателя

В пятницу на прошлой неделе выступала на DEQ 2011 (Качество дистанционного образования). Впечатления от конференции смешанные.


Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
1. Почему электронное обучение бывает некачественным?
-Напрочь отсутствует понимание о первичности методики познания, практически все строиться на трансляции знании.
-Полное отсутствие форсайтного понимания кого каким методом учить и как строить коммуникации с учетом индивидуализированных особенностей восприятия.
2. Какие знания и умения делают преподавателя хорошим?
Преподаватель должен владеть:
-предметной областью
-предметными информационными технологиями
- методологией электронного обучения
-психологией (психоинформационными технологиями):)
-технологиями обучения.
3. Все что касается 4 слайда сравнения очного и заочного. Для качественного обучения надо знать объект обучения, подстройка преподавателя под обучаемого затруднена, даже в очном обучении при подстройке преподавателя под систему познания обучаемого резко возрастают временные рамки. Следовательно, надо менять способ обучения :).
4. Хорошая ориентация в сети, безусловно необходима, но не является спасательным кругом, и связанно это с различиями методов работы с информацией у разных людей.
5-6.(слайд 7-8) Постоянное присутствие, опека , активное общение это чушь...
- Важно форсайтно формировать рабочие группы, под преподавателя или наоборот, выбирать преподавателя под группу. Все остальное приложится к индивидуальным особенностям группы и преподавателя.
7. Обсуждать ответственность не вижу смысла, с этой темой в Единую Россию. :)
Elena Tikhomirova написал(а)…
Игорь, а почему активное общение с удаленным слушателем это чушь? Если этого не будет, слушатель будет в полной изоляции...
Петров И.Е. написал(а)…
Почему активное общение с удаленным слушателем это чушь...
Что я имел в виду. Возможность активного общения далеко не всегда приводит к нужным результатам, что в очном, что в дистантном(заочном)обучении, проблема тут одна, отличия информационного обмена между людьми. Те кто занимается преподаванием,не раз наверное сталкивались со случаями когда обучаемый схватывал все "на лету", а бывают случаи когда "как в стенку горохом" :), или преподаватель говорит делать одно, а обучаемый делает все на оборот. От чего это зависит, или почему так происходит? Любой человек это "приемник-передатчик" информации, при этом прием и передача информации каждым человеком идет на осозном и подсознательном уровне, существует 15 видов информационного обмена, которые определяют коммуникации между людьми. Следовательно не зная форсайтно коммуникации между преподавателем и каждым обучаемым строить грамотно активное общение сложно. С другой стороны, когда есть информационная карта всей группы обучения, становиться ясно почему с одним обучаемым все идет "слету" , а с другим "о стеку горохом". Такой форсайтный способ обучения позволяет индивидуализировать выбор метода обучения и грамотно управлять коммуникациями с обучаемыми. Все это опробовалось на студентах и привело к Патенту.
М. Н. Морозов написал(а)…
Нужно понимание сущности образования как социального процесса. По Л.Выготскому. + Владение современными ИТ инструментами.
Ivan Travkin написал(а)…
Мы ведь говорим об электронном ОБУЧЕНИИ, а обучение -- это управление учебной деятельностью, которое можно осуществлять лишь посредством обучающих воздействий. Общение здесь играет ключевую роль! Самый эффективный тип управления -- это, так называемое, управление по процессу, когда преподаватель контролирует не столько результат решения учебной задачи (а учебная деятельность, ведь, ничто иное, как процесс решения учебных задач), а сам ход решения. Опять и снова общение играет наиважнейшую роль в управлении по процессу! Я в корне не согласен с утверждением "общение - чушь".
VirtDiva написал(а)…
То, что пишет Петров И.Е. не увязано напрямую именно с эл. обучением.
Насколько я понимаю проблема именно в том, куда что девается у хорошего преподавателя, когда жизнь его вынуждает использовать инструментарий эл. обучения.
На мой взгляд, ответ очевиден: не владение инструментом.
Одна из моих любимых фраз: "Если Вам кто-нибудь скажет, что полноценным бывает только очное синхронное общение, то Вам следует услышать это так: я не умею полноценно общаться с помощью современного инструментария и не хочу этому учиться"
М. Н. Морозов написал(а)…
Что лучше-хуже (по порядку)
1) очное (синхронное) с ИТ инструментами
2) очное (синхронное) без ИТ
3) ДО синхронное
4) ДО асинхронное
VirtDiva написал(а)…
М. Н. Морозову
Для каждой аудитории свой ранжир:-)
М. Н. Морозов написал(а)…
Если отделить ДО и Очное - то да.
Петров И.Е. написал(а)…
Для iwannt: Само общение должно быть конструктивным и нацеленным на цели обучения. Достичь этого в электронном обучении(дистанционном) мягко сказано непросто. Незнание объекта обучения, его способностей умений и навыков... :), плюс временные ограничения, следовательно эффективность будет низкая.
Для VirtDiva: Что касается инструментов обучения, то реально дела обстоят так, у каждой группы пользователей свои критерии к электронному обучению, для преподавателя они одни, нужна методология и удобство применения, для руководства минимизация финансовых затрат, на все остальное как бы наплевать:( , для «АСУшников» другое…, я это просто к тому, что преподаватель не осваивает eL не только из-за лени, а еще и из за неудобства методологического и интерфейсного в ПО, так что не всегда преподаватель не прав.
Для М. Н. Морозов: Согласен с порядком "лучше-хуже". Для выравнивания "лучше-хуже" надо менять способ обучения, я уже писал форсайтно надо знать кого каким методом надо учить и как строить коммуникации с учетом индивидуализированных особенностей восприятия. При этом думаю, что финансовые затраты на разработку будут носить обратный порядок 1)ДО асинхронное и т.д.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около