К основному контенту

Как сделать курс по информационной безопасности?

Информационная безопасность тема очень актуальная. Практически каждая компания, которая начинает развивать e-learning систему курс по ней включает в список самых первых к разработке. И информация в таком курсе - актуальная. Особенно для больших компаний, где трудятся самые разные люди, с разными настроениями и разными мнениями.

Но не смотря на широкую популярность темы, курс по ней сделать непросто. Вернее сказать - сделать такой курс, от которого будет нужный эффект. С подобными темами проблема не в том, чтобы люди запомнили, а чтобы они начали применять. Большинство знают основные правила информационной безопасности, но их не соблюдают. Почему? Потому что уверены, что ничего страшного с ними не случится.

И потому курс по такой теме должен мотивировать использовать больше, чем просто давать все правила и нормы и проверять насколько слушатели их запомнили, а именно формировать привычку. Или хотя бы сделать так, чтобы информация часто вспоминалась.

Самый простой вариант - сделать ролевые игры. Простые интерактивные ситуации, в которых происходит что-то, что угрожает информационной безопасности, а слушатель должен как-то среагировать. Тут показываем самое главное - причинно следственную связь, наглядно и на реальных ситуациях. Например, приходит новая сотрудница на рабочее место, ей говорят выдают пароль, и курс спрашивает, как с ним поступить, потому что запомнить нереально. Она принимает решение и если неправильное, то мы не просто ей говорим, что она не права, а разыгрываем сценку, как кто-то подсмотрел ее пароль написанный на стикере и украл важные данные, а все подумали на нее. Такой формат представления помогает сформировать привычку.

Еще интересным вариантом будет игра, что-то вроде квеста, когда нужно будет найти все угрозы информационной безопасности. Тут можно слушателя поставить в роль сыщика или, например, начальника отдела информационной безопасности, которому поручена проверка компании на предмет угроз.

Но как только речь заходит о ролевых играх, о ситуациях и квестах, сразу часто встает вопрос сроков и стоимости. И если последний параметр постепенно становится неактуальным - за счет новых инструментов, то длительность разработки слайдового курса и игрового все равно отличается, и не в пользу последнего. А курсы все равно делать нужно.

И если это будут все-таки слайды, то стоит подумать о том, как информация на слайдах будет представлена. Например, можно сделать лозунгами-призывами. Кратко, с очень лакончиной иллюстрацией. Но обязательно нужно показать, что будет в случае нарушения правила. Кстати, тут очень хорошо подойдет стиль комикса, когда на одном слайде будет и призыв и последствия.

Главное - ярко и кратко, чтобы запомнилось. Из основных принципов, которые мы постоянно используем для таких курсов, можно отметить:
- графика должна быть нереалистичной, потому что такую тему, которая вроде как тебе, как слушателю, указывает на ошибки, лучше подавать абстрагировано. Я для таких задач люблю использовать рисунки
- материал нужно сокращать, но при этом помнить, что выдавая в курсе правило, но пояснять почему именно так нужно делать. Это очень помогает восприятию, когда знаешь, в какой ситуации тебя проблема может настигнуть.
- материал нужно переписывать человеческим языком. Материалы взятые прямо из инструкций не подойдут.


Правда у меня все время возникает вопрос - какие примеры должны быть в таком курсе? Рассказывать про то, как человек сообщил кому-то какие-то данные и его уволили? Не будет ли отторжения? Как думаете?

Пока писала пост, поискала примеры на заданную тему в открытом доступе. Нашла вот такую веселую штуку, в классическом британском стиле :)

Для прохождения курса нужно бесплатно зарегистрироваться.

Как вам?

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
Ссылку бы неплохо ;) http://www.bobs-business.co.uk
Вадим Лузянин написал(а)…
Возможно Вас заинтересует это небольшое ( 30 стр. )пособие по дизайну. Практико-ориентированное.Рецептурно излагаются некоторые модели.
http://www.kineo.com/documents/eLearning_design_v2.pdf
Elena Tikhomirova написал(а)…
О, про ссылку я совершенно забыла) У меня такое бывает, когда сильно тороплюсь.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Вадим, спасибо! С этим документом знакома, он мне очень нравится. А что там понравилось вам?
Вадим Лузянин написал(а)…
Нравится то,что педдизайнер по возможности должен стараться принимать решения в опоре на теорию бучения взрослых, учитывать характеристики субьектного опыта обучающегося. Другие моменты. Каждый из которых можно развернуть, изложить более детально. Вижу много точек роста указанных авторами положений, совпадающих с моим видением развития теории и практики e-learning.
Назвал это для себя как дидактические нанотехнологии, требующие более тонкого, детального подхода в разработке и проведении электронных курсов.
В смене основной парадигмы рассмотрения обучения как познавательной деятельности, на обучение как развитие, в центре которой - сетевая личность обучающегося.
Роджерианский, гуманистический подход, где ключевое понятие - полноценно функционирующий обучающийся.
Основной недостаток современной дидактики - мало, по сравнению с деятельностью преподавателя, разработана деятельность учения.
Знание по своей природе диалогично, значит и усваиваться должно в диалоге, в ответ на проблемную ситуацию. Понятие скаффолдинга, как его заложить при проектировании. Ответ на эти и другие вопросы значительно превратит e- learning в живой процесс.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...