Мне последнее время везет на интересные источники, причем случайно. Вчера, по ошибке, нажала на закладку, на которую вообще не хотела нажимать. И нашла вот эту статью. Собственно, статья про процесс обучения, про то, как он происходит в естественном варианте. Есть пример Таксономии Блума и пример процесса обучения как процесса поиска.
В статье очень интересный пример про покупку машины.
В статье очень интересный пример про покупку машины.
Процесс покупки машины начинается с появления идеи о покупке, с возникновения потребности. Потом идет первичный отбор - какая именно машина нужна, легковая, джип или минивен. После того, как становится понятно, что именно нужно начинается исследование, у каких марок какие модели есть в рамках заданного первичного выбора. Когда картина понятна, происходит формулирование требований, по которым потом оцениваются все доступные варианты. Затем мы совершаем то действие, ради которого все это было затеяно - в нашем случае, покупку машины.
Этот же процесс отследил и Carol C. Kuhlthau, который исследовал процесс подготовки курсовых работ у своих студентов. Дальше в статье идет интересный разговор о том, что при проектировании интерфейсов нам тоже нужно помнить про процесс обучения, потому что это естественный процесс для человека. И если при работе с ресурсом нужно пользователю давать возможность пройти по привычному и естественному для него циклу.
То есть нужно формировать потребность, давать выбор, давать детали для исследования, давать возможность сформулировать требования, потом подобрать варианты и потом дать возможность действовать. Именно поэтому, как мне кажется, большой популярностью пользуются порталы, где все можно под себя настроить и получать только ту информацию, которую хочется.
Как мне кажется, мы очень часто именно это теряем в электронном курсе. Потому что у нас процесс изучения материала получается совсем иной. Курс назначен => Открой курс => Пройди все по кнопке "Следующий" => Сдай тест => Получи подтверждение о сдаче. Тут вопрос принятия решения о том, что мне нужно это и что я хочу начать собирать информацию по выбранной теме вообще не стоит. Вот курс, иди и проходи. То есть никакого привычного процесса нет.
Это вполне может влиять на эффективность. В первую очередь потому, что не сам слушать принимает решение о том, что именно нужно, а мы за него. А это уже действие не по собственной воле. Так, теперь нужно найти решение, что с этим можно сделать:
1. Чтобы человек принял сам решение об обучении, мы можем хотя бы на первом слайде курса рассказать о том, какая будет польза от обучения, рассказать историю о том, как это все применять в жизни. Но для этого нужно хорошо знать целевую аудиторию, делать ее анализ
2. По возможности в курсе нужно давать делать выбор, чтобы слушатель мог сам решить, какие ситуациации проходить, какие материалы смотреть, чтобы он, слушатель, ту информацию, которая ему показалась интересной, "добывал" сам.
3. Нужны и разные варианты действия. Разные варианты поведения, возможность принимать и правильные и неправильные решения.
Кроме поведения человека в курсе, стоит обратить внимание и на представление материала. Разные сравнения, выводы из представленной информации и многое другое - будет помогать человеку воспринимать материал в том формате, в котором ему это привычно.
Очевидно, что при проектировании и внешнего вида курса и его содержимого, на естественные и привычные процессы смотреть нужно. Тогда есть шансы, что человек легким и привычным действием новые знания получит и будет ими пользоваться, как и добровольно приобретенными.
Комментарии
Хорошего отдыха и отличного настроения.