К основному контенту

Естественный учебный процесс

Мне последнее время везет на интересные источники, причем случайно. Вчера, по ошибке, нажала на закладку, на которую вообще не хотела нажимать. И нашла вот эту статью. Собственно, статья про процесс обучения, про то, как он происходит в естественном варианте. Есть пример Таксономии Блума и пример процесса обучения как процесса поиска.

В статье очень интересный пример про покупку машины.

Процесс покупки машины начинается с появления идеи о покупке, с возникновения потребности. Потом идет первичный отбор - какая именно машина нужна, легковая, джип или минивен. После того, как становится понятно, что именно нужно начинается исследование, у каких марок какие модели есть в рамках заданного первичного выбора. Когда картина понятна, происходит формулирование требований, по которым потом оцениваются все доступные варианты. Затем мы совершаем то действие, ради которого все это было затеяно - в нашем случае, покупку машины. 

Этот же процесс отследил и Carol C. Kuhlthau, который исследовал процесс подготовки курсовых работ у своих студентов. Дальше в статье идет интересный разговор о том, что при проектировании интерфейсов нам тоже нужно помнить про процесс обучения, потому что это естественный процесс для человека. И если при работе с ресурсом нужно пользователю давать возможность пройти по привычному и естественному для него циклу. 

То есть нужно формировать потребность, давать выбор, давать детали для исследования, давать возможность сформулировать требования, потом подобрать варианты и потом дать возможность действовать. Именно поэтому, как мне кажется, большой популярностью пользуются порталы, где все можно под себя настроить и получать только ту информацию, которую хочется. 

Как мне кажется, мы очень часто именно это теряем в электронном курсе. Потому что у нас процесс изучения материала получается совсем иной. Курс назначен => Открой курс => Пройди все по кнопке "Следующий" => Сдай тест => Получи подтверждение о сдаче. Тут вопрос принятия решения о том, что мне нужно это и что я хочу начать собирать информацию по выбранной теме вообще не стоит. Вот курс, иди и проходи. То есть никакого привычного процесса нет. 

Это вполне может влиять на эффективность. В первую очередь потому, что не сам слушать принимает решение о том, что именно нужно, а мы за него. А это уже действие не по собственной воле. Так, теперь нужно найти решение, что с этим можно сделать: 
1. Чтобы человек принял сам решение об обучении, мы можем хотя бы на первом слайде курса рассказать о том, какая будет польза от обучения, рассказать историю о том, как это все применять в жизни. Но для этого нужно хорошо знать целевую аудиторию, делать ее анализ
2. По возможности в курсе нужно давать делать выбор, чтобы слушатель мог сам решить, какие ситуациации проходить, какие материалы смотреть, чтобы он, слушатель, ту информацию, которая ему показалась интересной, "добывал" сам. 
3. Нужны и разные варианты действия. Разные варианты поведения, возможность принимать и правильные и неправильные решения. 

Кроме поведения человека в курсе, стоит обратить внимание и на представление материала. Разные сравнения, выводы из представленной информации и многое другое - будет помогать человеку воспринимать материал в том формате, в котором ему это привычно. 

Очевидно, что при проектировании и внешнего вида курса и его содержимого, на естественные и привычные процессы смотреть нужно. Тогда есть шансы, что человек легким и привычным действием новые знания получит и будет ими пользоваться, как и добровольно приобретенными. 

Комментарии

Nina Lyulkun написал(а)…
Спасибо, Елена. Очень интересная статья. Пригласила своих коллег тоже почитать.
Хорошего отдыха и отличного настроения.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Вам спасибо за комментарий! Отдыха как такого пока нет, но может будет )

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около