К основному контенту

Только хорошее

Некоторое время назад, даже не помню как, наткнулась на статью про негативные знания. Причем хорошая такая системная статья. Вместе с ней нашла презентацию, которая кратко и емко передает основные тезисы статьи. Основная мысль такова - негативные знания зачастую и есть те самые знания, которые нам нужно передать. Потому как важно передать не то, как надо делать. Важно передать как не надо делать, и от такого обучения толку будет больше.

Автор статьи полагает, что негативные знания делают обучение более конкретным, эффективным и усиливает рефлексию и обдумывание изученнного.

В целом, если понаблюдать за собственным опытом обучения и за тем, какие вопросы задают мои слушатели на курсах, кто чаще всего это как раз и есть вопрос о том, как делать не нужно, что будет неправильно. Вебинар про типичные ошибки при разработке курсов с самым большим количеством участников тоже тому показатель.

Стоит отметить и то, что обучение негативным знаниям может быть короче, чем обучение тому, как делать нужно. Ведь в большинстве случаев моделей ошибочного поведения меньше, чем моделей правильного. А потому показав слушателю то, как не нужно делать, можно задачу обучения решить эффективнее, чем если мы будет пытаться рассказать о том, как нужно делать и показывать все модели верного поведения и действия. Если вспомнить важный момент постоянной перегрузки слушателей информацией не только из учебной среды, то подобное сокращение вроде бы только на пользу. Не везде, конечно.

Но вот в одном из июньских номеров журнала TIME темой номера становится The Science of optimism и статья Optimizm Bias. Основная идея публикации, что не смотря на то, что мы, люди, считаем себя очень рациональными, мы все равно видим в основном хорошее. Что важно для нас - так это то, что хорошее мы видим не только в общем и целом, но и при обучении.

В статье говорится, что когда мы изучаем что-то позитивное, мы скорее примеряем это на себя, скорее запоминаем. Если мы прочитаем про успех Марка Цукенберга, то запомним статью во многом потому, что уверены, что такой успех может быть и в нашей жизни. А вот публикацию про то, что количество разводов уже почти достигло 1/2 от заключенных браков, мы может и не упустим совсем (особенно если нас это каким-то образом касается лично), но уж точно не будет делать выводы о том, что это может и нас касаться. Плохие последствия мы на себя не примеряем.

Ученые доказывают (и делают это уже давно), что люди настроенные на позитивный лад меньше болеют, быстрее выздоравливают, ведут более активный образ жизни. Все мы знаем про эффект Плацебо. Главное -  верить в хорошее. А статья в TIME добавляет к этому и еще одну мысль - в силу своей массовой "позитивности" мы хуже запоминаем плохое.

Теперь получается вопрос - с одной стороны обучать негативным знаниям проще и быстрее. Их меньше и можно сократить объем передаваемой информации. Более того, в ряде случаев (местами можно сказать, что в большинстве) именно негативным знаниям и нужно научить. "Смотрите, вот так делать нельзя. Будут плохие последствия." А с другой стороны нам наука говорит о том том, что негативные знания слушатели могут просто не запомнить, в силу именно природной склонности к оптимизму.

Кстати, в той же статье в TIME приведен пример эксперимента с позитивными и негативными ожиданиями студентов, которые изучали один и тот же материал. Так вот там, где ожидания были негативные, мозг не подавал своему хозяину сигнал "Осторожно, опасность!". Вероятнее всего потому, что и так был готов к негативу, к отрицательным последствиям. Настрой мозга на позитив помогает человеку думать о хорошем и опасаться того, что что-то пойдет не так. А потому быть более внимательным и аккуратным.

Получается, что нужно искать определенное решение, которое совместит в себе и негативные знания и позитив. Потому как сделав курс, в котором будет один негатив - опасно. Сделать курс только из позитивной информации - ее может быть и слишком много и она может не передать то, что действительно требуется. Нужна история. История по делу, по сути обучения. Она будет позитивной, с хорошим началом и хорошим концом (обязательно). А внутри - и негативные знания в том числе. Получится - сказ о том, как будет хорошо, если не делать так-то и так.

В общем - главное не грустить, но и правде в глаза тоже посматривать. 

Комментарии

Владимир Наумов написал(а)…
Здравствуйте, Елена.
Зацепили Вы меня своим постом. Даже статью на эту тему писать стал и вебинар намерен провести.

Пока же поделюсь старой ссылкой на тему про хорошо и плохо: http://new-el-de.blogspot.com/2009/12/blog-post.html
Петров И.Е. написал(а)…
- Получается, что нужно искать определенное решение, которое совместит в себе и негативные знания и позитив. - Абсолютно с этим согласен, ибо все люди делятся на позитивистов и негативистов, одни минимизируют отрицательное, другие наоборот...
Дюсьмикеев. МедиуМ. написал(а)…
Спасибо, Елена, очень хорошая публикация! Если к хорошему-плохому прибавить еще секс-наркотики-рок-н-ролл, то все варианты жизнедеятельности исчерпаны.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около