К основному контенту

Нужна ли в курсе графика?


Всем привычная форма передачи информации - текст. Мы привыкли читать книги, писать документы, читать и писать сообщения. В обучении печатного слова порой больше, чем усного. Почему вдруг текст в электронном обучении стал чем-то неэффективным? Хороший вопрос, правда? Почему вдруг слушатели не могут прочитать старый добрый текст и взять из него нужную информацию?

Как минимум потому, что читать с экрана неудобно. Но этот аргумент скоро работать перестанет, потому как мы все чаще читаем с планшетных компьютеров и прочих электронных носителей. Да и на обычных компьютеров появилось не мало программ для удобного чтения.

Перегрузка информацией. Вот этот момент более актуальный. У меня сейчас в браузере открыто табов эдак 20 с тем, что нужно прочитать и до чего у меня просто не доходят руки. И эта та информаций, которую добыла сама и никто меня не просил ее читать. Боюсь, что чисто текстовый курс, да еще тот, который нужно пройти не собственному желанию, там просто пропадет, в одном из табов.

Более того мы обладаем способностями визуального мышления (кстати, по мнению ученых, именно умение работать с визуальной информацией отличает человека от обезьяны). Графика воспринимается нашим мозгом проще и с меньшей когнитивной нагрузкой, если они созданы правильно.

Правильно подобранный графический ряд будет не только делать курс более конкурентоспособным, потому как картинки всегда приятнее смотреть, чем много-много текста. Он будет еще делать курс более эффективным, потому как сильно развитое визуальное мышление будет на нашей стороне и поможет "положить" информацию в голову слушателя. 

Комментарии

Дюсьмикеев. МедиуМ. написал(а)…
Елена, я лично всегда был уверен, что графика нужна. Вот вопрос - когда, для кого, для чего нужна и какая графика. Мода на рисованных и 3D- недочеловеков (и животных :)) уже захлестнула всех и вся. Бродят синие персонажи по зеленым коридорам и "решают учебные задачи". При этом учащимся предлагается ассоциировать себя с этими синими невеселыми ребятами.
Не успели мы оглянутся, как за 3-4 года "невеселые человечки" стали признаком дурного тона.
На что же можно обратить внимание в дополнение к текстовым курсам и "синим гуманоидам" при создании электронных средств обучения?
Ну, во-первых, для разных целей и аудиторий нужно научиться использовать разные инструменты (не берусь коротко изложить свою концепцию в данном комменте).
А во-вторых, предлагаю обратить внимание одно из современных направлений предъявления информации - инфовизио (инфографика). Мы уже накопили некоторый опыт разработки курсов с яркими элементами инфографики, а также подготовили небольшое исследование на тему использования различных направлений визуальной графики с целью обучения. Надеюсь, на этой неделе эти материалы будут опубликованы у Юрия Духнича.
Теоретические аспекты проблемы обсуждаются в основном на ресурсах посвященных финансовой и бизнес-аналитике. Есть в этой области и свои гуру, причем люди не только талантливые, но и открытые для общения.
Вот работа «Виды визуализации и решаемые задачи» http://tupoebydlo.livejournal.com/34913.html
Денис написал(а)…
Елена, вы правильно заметили, что визуальный ряд должен быть "правильно подобранным". Недавно столкнулся с термином "картинка с концентрированным смыслом". Мне этот термин очень понравился, потому как очень точно описывал требования к графике: графика должна максимально полно отражать смысл информации. В таком случае пользователю будет достаточно припомнить картинку и содержание материала автоматически всплывет в голове, потому как ассоциации - один из самых мощных приемов запоминания
Elena Tikhomirova написал(а)…
Андрей, спасибо за коммент!

Полностью согласна про человечков и прочей живности! Особенно про то, что слушатель так или иначе себя с ними ассоциирует. И более того, они могут быть настолько непривлекательными, что смотреть противно. Животные - вообще отдельный разговор.

Очень важная мысль про аудитории и цели - графика сильно зависит от того, с кем имеем дело. Мне кажется, что для взрослого человека с опытом работы сдержанные визуальные схемы и инфографика - оптимально. Особенно в сочетании с хорошими и качественными фото, для передачи эмоций.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Денис, точно совершенно! Есть даже такой принцип дизайна иллюстраций для учебного материала - концентрация, емкое и точное представление смысла иллюстрации.
Дюсьмикеев. МедиуМ. написал(а)…
Друзья, инфографика может быть не только сдержанной (информативной), но и яркой. Вот ряд из 70-ти "прекрасных примеров инфографики" :)
http://www.visions.com.ua/70-prekrasnyx-primerov-infografiki/
Мы уже активно используем данные методики и в разработке курсов и в развитии наших средств авторской разработки.
Постников Сергей написал(а)…
Моя капля: необходимо органическое сочетание всех средств доставки и представления информации, и чем больше этих средств, тем лучше. Допустим, на мой взгляд, даже повтор - когда одна и та же информация подается различными способами. Любой инструмент, в том числе и инфографика, хорош, но не универсален. И повышенное внимание к последнему настораживает: как бы не превратились курсы в набор плакатов из кабинета военного дела. ;)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...