05.07.2011

Нужна ли в курсе графика?


Всем привычная форма передачи информации - текст. Мы привыкли читать книги, писать документы, читать и писать сообщения. В обучении печатного слова порой больше, чем усного. Почему вдруг текст в электронном обучении стал чем-то неэффективным? Хороший вопрос, правда? Почему вдруг слушатели не могут прочитать старый добрый текст и взять из него нужную информацию?

Как минимум потому, что читать с экрана неудобно. Но этот аргумент скоро работать перестанет, потому как мы все чаще читаем с планшетных компьютеров и прочих электронных носителей. Да и на обычных компьютеров появилось не мало программ для удобного чтения.

Перегрузка информацией. Вот этот момент более актуальный. У меня сейчас в браузере открыто табов эдак 20 с тем, что нужно прочитать и до чего у меня просто не доходят руки. И эта та информаций, которую добыла сама и никто меня не просил ее читать. Боюсь, что чисто текстовый курс, да еще тот, который нужно пройти не собственному желанию, там просто пропадет, в одном из табов.

Более того мы обладаем способностями визуального мышления (кстати, по мнению ученых, именно умение работать с визуальной информацией отличает человека от обезьяны). Графика воспринимается нашим мозгом проще и с меньшей когнитивной нагрузкой, если они созданы правильно.

Правильно подобранный графический ряд будет не только делать курс более конкурентоспособным, потому как картинки всегда приятнее смотреть, чем много-много текста. Он будет еще делать курс более эффективным, потому как сильно развитое визуальное мышление будет на нашей стороне и поможет "положить" информацию в голову слушателя. 

6 коммент.:

Дюсьмикеев. МедиуМ. комментирует...

Елена, я лично всегда был уверен, что графика нужна. Вот вопрос - когда, для кого, для чего нужна и какая графика. Мода на рисованных и 3D- недочеловеков (и животных :)) уже захлестнула всех и вся. Бродят синие персонажи по зеленым коридорам и "решают учебные задачи". При этом учащимся предлагается ассоциировать себя с этими синими невеселыми ребятами.
Не успели мы оглянутся, как за 3-4 года "невеселые человечки" стали признаком дурного тона.
На что же можно обратить внимание в дополнение к текстовым курсам и "синим гуманоидам" при создании электронных средств обучения?
Ну, во-первых, для разных целей и аудиторий нужно научиться использовать разные инструменты (не берусь коротко изложить свою концепцию в данном комменте).
А во-вторых, предлагаю обратить внимание одно из современных направлений предъявления информации - инфовизио (инфографика). Мы уже накопили некоторый опыт разработки курсов с яркими элементами инфографики, а также подготовили небольшое исследование на тему использования различных направлений визуальной графики с целью обучения. Надеюсь, на этой неделе эти материалы будут опубликованы у Юрия Духнича.
Теоретические аспекты проблемы обсуждаются в основном на ресурсах посвященных финансовой и бизнес-аналитике. Есть в этой области и свои гуру, причем люди не только талантливые, но и открытые для общения.
Вот работа «Виды визуализации и решаемые задачи» http://tupoebydlo.livejournal.com/34913.html

Якорев Денис комментирует...

Елена, вы правильно заметили, что визуальный ряд должен быть "правильно подобранным". Недавно столкнулся с термином "картинка с концентрированным смыслом". Мне этот термин очень понравился, потому как очень точно описывал требования к графике: графика должна максимально полно отражать смысл информации. В таком случае пользователю будет достаточно припомнить картинку и содержание материала автоматически всплывет в голове, потому как ассоциации - один из самых мощных приемов запоминания

Elena Tikhomirova комментирует...

Андрей, спасибо за коммент!

Полностью согласна про человечков и прочей живности! Особенно про то, что слушатель так или иначе себя с ними ассоциирует. И более того, они могут быть настолько непривлекательными, что смотреть противно. Животные - вообще отдельный разговор.

Очень важная мысль про аудитории и цели - графика сильно зависит от того, с кем имеем дело. Мне кажется, что для взрослого человека с опытом работы сдержанные визуальные схемы и инфографика - оптимально. Особенно в сочетании с хорошими и качественными фото, для передачи эмоций.

Elena Tikhomirova комментирует...

Денис, точно совершенно! Есть даже такой принцип дизайна иллюстраций для учебного материала - концентрация, емкое и точное представление смысла иллюстрации.

Дюсьмикеев. МедиуМ. комментирует...

Друзья, инфографика может быть не только сдержанной (информативной), но и яркой. Вот ряд из 70-ти "прекрасных примеров инфографики" :)
http://www.visions.com.ua/70-prekrasnyx-primerov-infografiki/
Мы уже активно используем данные методики и в разработке курсов и в развитии наших средств авторской разработки.

Постников Сергей Николаевич комментирует...

Моя капля: необходимо органическое сочетание всех средств доставки и представления информации, и чем больше этих средств, тем лучше. Допустим, на мой взгляд, даже повтор - когда одна и та же информация подается различными способами. Любой инструмент, в том числе и инфографика, хорош, но не универсален. И повышенное внимание к последнему настораживает: как бы не превратились курсы в набор плакатов из кабинета военного дела. ;)