К основному контенту

Обучение или поддержка?


Очень важно сделать выбор - для чего используются ИТ в учебном процессе: поддержка или обучение. От выбора зависит и формат ресурса, который создается и затраты и многое другое. Опять же, кто про что, а я про цели - преподаватель должен понимать, зачем он делает электронный ресурс, какая цель? Меня этот вопрос особенно занимает при обучении ППС - потому как я учу проводить учебный процесс в онлайн или смешанном режиме, а большинство слушателей думают пока только о легкой поддержке очного.

А между тем есть очень большая разница. 

Вот несколько примеров: 
1. Если есть желание сделать работу с материалами курсов удобной для студентов - тогда можно на сайте опубликовать все материалы курса. Но при этом нужно будет еще понять, как студенты должны будут работать с материалами - если скачивать, то нужно просто сделать удобное скачивание и форматы подобрать правильные, а вот если читать с сайта - тут нужно адаптировать материалы к чтению в сети (сокращать, подбирать верстку и прочее). 

Кстати, такой вариант можно также использовать и для проверки качества и полезности материалов. Можно поставить всякие шкалы и прочие инструменты для оценки и спрашивать мнение о материале. Можно последить за посещаемостью сайта. 

2. Другой вариант - создание площадки для общения со студентами. Тут уже нужно продумывать и авторизацию, и логику общения и задачи этого общения. Для большинства задач достаточно просто блога, причем на каком-то общем открытом ресурсе, вроде blogger. Можно попробовать и форум. Если в учебном заведении есть СДО, то там все возможности есть для этого. 

3. И самый сложный вариант - проведение обучения полностью онлайн. Тут уже все должно быть предусмотрено, чтобы реально можно было передать знания, научить, обеспечить практику. И тут речь уже идет о методике, а уж потом об инструментах. 

Создавая электронный ресурс по дисциплине, нам важно помнить цель, для которой он создается. Поддержка очного - отлично! Формат поддержки? Проведение обучения онлайн - еще лучше? Методика? Ресурсы? Это же важно и на уровне учебного заведения. Потому как если вы не планируете внедрять онлайн обучение в чистом виде, то для поддержки учебного процесса информационными технологиями вам потребуются иные инструменты и их нужно куда как меньше! 

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Елена, не соглошусь с Вами, что в первом, что во втором, что в третьем случае, везде надо начинать с медотики. Любое обучение это взаимодействие преподавателя и обучаемого, просто в очном обучении идет постройка преподавателя под обучаемого, чтобы эффективно и качественно донести информацию до обучаемого. И тут не важно, первым способом вторым или третим, ВАЖНО чтобы информация обучаемым воспринималась и усваивалась. В основе любого электронного обучения лежит не педагогика, а информационный обмен между людьми.
(Всякий слышит лишь то, что понимает.-Тит Макций Плавт)А информационные обмен может идти через книжку, электронный учебник, образовательный сайт или SAAS сервисы... Ключевой момент тут, это когнитивность и качество обучения, а добиться этого без индивидуализированной подстройки взаимодействия преподавателя под обучаемого, невозможно, в особенности без участия преподавателя, подход должен быть форсайтным, еще до обучения, продумать это взаимодействие. И тут пологаю не важно, занимается ли обусаемый самообучением или частично взаимодействует с преподавателем, просто тут, как на весах, плохие материалы требуют большего непосредственного взаимодействия с преподавателем, хорошие материалы меньшего. Материалы для самоподготовки требуют высокого профессианализма от разработчиков, если реализовывать адаптивное форсайтное обучение. Электронное обучение открывает массу новых возможностей, только они ничего не стоят и неприносят пользы, пока не будут применяться с умом:), а до этого в нашей стране далеко, судя по статье которую прочитал сегодня. http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/2758 удручает... :(
С 4.07.11 ухожу в отпуск, желаю всем хорошо отдохнуть! В агусте Елена буду в Москве, перед отъездом заграницу, можем встретится и может найти точки взаимодействия...
Volna написал(а)…
Мне кажется, Елена верно выделила 3 разных задачи.
Что касается подстройки под обучаемых - несомннено, в каких-то пределах она должна происходить в любом случае. Но если речь не идёт об индивидуальном обучении, то обучающийся тоже должен подстраиваться под общие требования и ритм. Нужно при записи на курс оценить определённые умения слушателей и м.б. некоторых просто не брать, если пока не дотягивают.

А информационный обмен - процесс слабее, чем целенаправленное обучение.
Петров И.Е. написал(а)…
Volna: Да, именно целенаправленное обучение, удобное для пользователя, как раз и не сделать, не владея навыками построения коммуникаций между людьми, а это и есть информационый обмен, товарищь Volna.
- Что касается подстройки обучаемого под курс, то чем больше он (обуаемый) постраивается, тем сложнее ему осваивать материал и как следствие слабое усвоение материала.
- Что касается уровня исходной подготовки обучаемого, то это отдельная тема обсуждения. Проблема междисциплинарной увязки курсов это не паханая целина, я уже молчу про входной контроль знаний..., тут абсолютно согласен.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около