К основному контенту

Зачем вы сделали электронный курс?

В очередной раз сижу и думаю - вот зачем делаются электронные курсы? Какая цель их создания у большинства компаний? Зачем в это вкладывают средства? Вопросом я этим задаюсь тогда, когда вижу очередную работу, очередной курс. И вижу не курс, а просто несколько иначе оформленный электронный документ. И все.

Что такое электронный курс? В идеале это комбинация различных электронных технологий для эффективной доставки знаний целевой аудитории.  То есть - есть какие-то люди, есть потребность их чему-то научить и мы подбираем для этого инструменты - текст, графику, интерактив... Вот последнее - самое, пожалуй, тут интересное. Что такое интерактив? Это возможность пользователя общаться с системой, делать какие-то действия и получать обратную связь. Нажимаю что-то на экране, система (то есть курс) как-то реагирует. Тут начинается самое интересное - если слушатель нажал на картинку для получения подробной информации об изображении - это интерактив? Достаточно этого, чтобы сделать курс не пассивной штукой, которая просто играет передо мной слайды?

Я могу точно сказать - НЕТ! Потому что интерактив - это активная стимуляция мозга слушателя с целью отработки навыка делать что-то. Интерактивный компонент заставляет думать. И подтверждение этому - практически все теории конструктивизма. И тот факт, что в результате обучения мы хотим получить сотрудника, который имеет делать что-то...

И опять вопрос - а так ли это? Мы действительно создаем курсы, чтобы научить сотрудника делать что-то? Или просто хотим проинформировать? Судя по целям курсов, которые были представлены на конкурсе CourseLab - чаще всего курсы делаются, чтобы сотрудники что-то изучили, но только вот нет никакой связи с тем, что они будут потом делать и как. Они должны изучить материалы курса.

Да, в таком случае стоит ограничится "интерактивом", который при нажатии на плюсик выдает еще пачку дополнительного текста, который нужно запомнить, чтобы сдать текст. В таком курсе и правда не нужны тренажеры, игры, практикумы и даже примеры. Потому что мы не ставим перед собой задачу сделать курс, который изменит деятельность.

Но тут и курс-то не нужен. Такие вещи, информативного и рекомендательного характера, проще оформить в виде красивого документа или презентации и на крайний случай конвертировать во flash с помощью такой штуки как iSpring Free или чего-то подобного. И не нужно для этого держать разработчика, покупать отдельный инструмент и делать из этого отдельный процесс. Потому что курс нужен там, где важно использовать все возможности e-learning, где важна практика, получение навыка и формирование привычки. А вот ради того, чтобы просто проинформировать столько усилий прилагать не нужно.

Когда я смотрю курс, мне всегда важно понимать, что он будет работать и что в нем преимущества электронного обучения использованы по полной программе. Что он работает, что с его помощью действительно можно чему-то научить: то есть человек запомнит, поймет и начнет применять в повседневной практике.


Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Эх, Елена, не это важно, нужно знать форсаитно как человек будет учиться, как работать с информацией, как индивидуализировать восприятие, мотивацию и много другое... Не возможно сделать эффективный курс пользуясь шаблонным подходом, ведь: одни идут от схемы к образу, другие от образа к схеме; одни идут от норм и правил к реальности, другие от реальности к нормам и т.д. Как знать, кому что подходит...?
Необходимо менять методики разработки курсов, менять технологии под методологию ... :)
Свое решение мы запатентовали, готовы продать лицензию на использование патента в рамках разработки конкретного курса. :)
sw написал(а)…
Наконец-то, Елена, вы признали возможность существования цели «проинформировать», хотя и чувствуется некоторая брезгливость.
Если разработчик одинаково легко владеет Вордом, РР, КурсЛабом, или еще чем - все равно, что использовать. Но предпочтение следует отдать специализированным средствам, потому что именно они позволяют наиболее просто создавать интерактивности (для контроля процесса информирования), которые можно отследить в СДО.
От сюда следует, что проблема не в «значительности» цели, а в адекватности, например, интерактивности поставленной цели.
Анонимный написал(а)…
Дорогая Ирина. И действительно, я тоже часто думаю об этом, когда пытаюсь понять, зачем так много (или немного) усилий для того, чтобы представить и так понятное или можно легко взять из книги-учебника. Посмотрите http://ab-v.ru. Это маленькая часть того, что мы уже продумали в течении более чем 20 лет.
Мы еще 1991!!!! году взяли все призовые места на Borland-Contest91.
Все апробировано, результаты потрясающие сокращается срок прохождения, овладения, усвоения т.е. оптимизируется процесс обучения в 3 раза. Присоединяйтесь. Будет интересно и здорово. Но предупреждаю сразу, работа кропотливая и тяжелая. Но зато потом, когда видишь результат...
Васильева Т.В. написал(а)…
Предыдущий комментарий оставила я. Просто не на то нажала.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Пока только один комментарий - зовут меня Елена :)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...