В очередной раз сижу и думаю - вот зачем делаются электронные курсы? Какая цель их создания у большинства компаний? Зачем в это вкладывают средства? Вопросом я этим задаюсь тогда, когда вижу очередную работу, очередной курс. И вижу не курс, а просто несколько иначе оформленный электронный документ. И все.
Что такое электронный курс? В идеале это комбинация различных электронных технологий для эффективной доставки знаний целевой аудитории. То есть - есть какие-то люди, есть потребность их чему-то научить и мы подбираем для этого инструменты - текст, графику, интерактив... Вот последнее - самое, пожалуй, тут интересное. Что такое интерактив? Это возможность пользователя общаться с системой, делать какие-то действия и получать обратную связь. Нажимаю что-то на экране, система (то есть курс) как-то реагирует. Тут начинается самое интересное - если слушатель нажал на картинку для получения подробной информации об изображении - это интерактив? Достаточно этого, чтобы сделать курс не пассивной штукой, которая просто играет передо мной слайды?
Я могу точно сказать - НЕТ! Потому что интерактив - это активная стимуляция мозга слушателя с целью отработки навыка делать что-то. Интерактивный компонент заставляет думать. И подтверждение этому - практически все теории конструктивизма. И тот факт, что в результате обучения мы хотим получить сотрудника, который имеет делать что-то...
И опять вопрос - а так ли это? Мы действительно создаем курсы, чтобы научить сотрудника делать что-то? Или просто хотим проинформировать? Судя по целям курсов, которые были представлены на конкурсе CourseLab - чаще всего курсы делаются, чтобы сотрудники что-то изучили, но только вот нет никакой связи с тем, что они будут потом делать и как. Они должны изучить материалы курса.
Да, в таком случае стоит ограничится "интерактивом", который при нажатии на плюсик выдает еще пачку дополнительного текста, который нужно запомнить, чтобы сдать текст. В таком курсе и правда не нужны тренажеры, игры, практикумы и даже примеры. Потому что мы не ставим перед собой задачу сделать курс, который изменит деятельность.
Но тут и курс-то не нужен. Такие вещи, информативного и рекомендательного характера, проще оформить в виде красивого документа или презентации и на крайний случай конвертировать во flash с помощью такой штуки как iSpring Free или чего-то подобного. И не нужно для этого держать разработчика, покупать отдельный инструмент и делать из этого отдельный процесс. Потому что курс нужен там, где важно использовать все возможности e-learning, где важна практика, получение навыка и формирование привычки. А вот ради того, чтобы просто проинформировать столько усилий прилагать не нужно.
Когда я смотрю курс, мне всегда важно понимать, что он будет работать и что в нем преимущества электронного обучения использованы по полной программе. Что он работает, что с его помощью действительно можно чему-то научить: то есть человек запомнит, поймет и начнет применять в повседневной практике.
Что такое электронный курс? В идеале это комбинация различных электронных технологий для эффективной доставки знаний целевой аудитории. То есть - есть какие-то люди, есть потребность их чему-то научить и мы подбираем для этого инструменты - текст, графику, интерактив... Вот последнее - самое, пожалуй, тут интересное. Что такое интерактив? Это возможность пользователя общаться с системой, делать какие-то действия и получать обратную связь. Нажимаю что-то на экране, система (то есть курс) как-то реагирует. Тут начинается самое интересное - если слушатель нажал на картинку для получения подробной информации об изображении - это интерактив? Достаточно этого, чтобы сделать курс не пассивной штукой, которая просто играет передо мной слайды?
Я могу точно сказать - НЕТ! Потому что интерактив - это активная стимуляция мозга слушателя с целью отработки навыка делать что-то. Интерактивный компонент заставляет думать. И подтверждение этому - практически все теории конструктивизма. И тот факт, что в результате обучения мы хотим получить сотрудника, который имеет делать что-то...
И опять вопрос - а так ли это? Мы действительно создаем курсы, чтобы научить сотрудника делать что-то? Или просто хотим проинформировать? Судя по целям курсов, которые были представлены на конкурсе CourseLab - чаще всего курсы делаются, чтобы сотрудники что-то изучили, но только вот нет никакой связи с тем, что они будут потом делать и как. Они должны изучить материалы курса.
Да, в таком случае стоит ограничится "интерактивом", который при нажатии на плюсик выдает еще пачку дополнительного текста, который нужно запомнить, чтобы сдать текст. В таком курсе и правда не нужны тренажеры, игры, практикумы и даже примеры. Потому что мы не ставим перед собой задачу сделать курс, который изменит деятельность.
Но тут и курс-то не нужен. Такие вещи, информативного и рекомендательного характера, проще оформить в виде красивого документа или презентации и на крайний случай конвертировать во flash с помощью такой штуки как iSpring Free или чего-то подобного. И не нужно для этого держать разработчика, покупать отдельный инструмент и делать из этого отдельный процесс. Потому что курс нужен там, где важно использовать все возможности e-learning, где важна практика, получение навыка и формирование привычки. А вот ради того, чтобы просто проинформировать столько усилий прилагать не нужно.
Когда я смотрю курс, мне всегда важно понимать, что он будет работать и что в нем преимущества электронного обучения использованы по полной программе. Что он работает, что с его помощью действительно можно чему-то научить: то есть человек запомнит, поймет и начнет применять в повседневной практике.
Комментарии
Необходимо менять методики разработки курсов, менять технологии под методологию ... :)
Свое решение мы запатентовали, готовы продать лицензию на использование патента в рамках разработки конкретного курса. :)
Если разработчик одинаково легко владеет Вордом, РР, КурсЛабом, или еще чем - все равно, что использовать. Но предпочтение следует отдать специализированным средствам, потому что именно они позволяют наиболее просто создавать интерактивности (для контроля процесса информирования), которые можно отследить в СДО.
От сюда следует, что проблема не в «значительности» цели, а в адекватности, например, интерактивности поставленной цели.
Мы еще 1991!!!! году взяли все призовые места на Borland-Contest91.
Все апробировано, результаты потрясающие сокращается срок прохождения, овладения, усвоения т.е. оптимизируется процесс обучения в 3 раза. Присоединяйтесь. Будет интересно и здорово. Но предупреждаю сразу, работа кропотливая и тяжелая. Но зато потом, когда видишь результат...