К основному контенту

Зачем вы сделали электронный курс?

В очередной раз сижу и думаю - вот зачем делаются электронные курсы? Какая цель их создания у большинства компаний? Зачем в это вкладывают средства? Вопросом я этим задаюсь тогда, когда вижу очередную работу, очередной курс. И вижу не курс, а просто несколько иначе оформленный электронный документ. И все.

Что такое электронный курс? В идеале это комбинация различных электронных технологий для эффективной доставки знаний целевой аудитории.  То есть - есть какие-то люди, есть потребность их чему-то научить и мы подбираем для этого инструменты - текст, графику, интерактив... Вот последнее - самое, пожалуй, тут интересное. Что такое интерактив? Это возможность пользователя общаться с системой, делать какие-то действия и получать обратную связь. Нажимаю что-то на экране, система (то есть курс) как-то реагирует. Тут начинается самое интересное - если слушатель нажал на картинку для получения подробной информации об изображении - это интерактив? Достаточно этого, чтобы сделать курс не пассивной штукой, которая просто играет передо мной слайды?

Я могу точно сказать - НЕТ! Потому что интерактив - это активная стимуляция мозга слушателя с целью отработки навыка делать что-то. Интерактивный компонент заставляет думать. И подтверждение этому - практически все теории конструктивизма. И тот факт, что в результате обучения мы хотим получить сотрудника, который имеет делать что-то...

И опять вопрос - а так ли это? Мы действительно создаем курсы, чтобы научить сотрудника делать что-то? Или просто хотим проинформировать? Судя по целям курсов, которые были представлены на конкурсе CourseLab - чаще всего курсы делаются, чтобы сотрудники что-то изучили, но только вот нет никакой связи с тем, что они будут потом делать и как. Они должны изучить материалы курса.

Да, в таком случае стоит ограничится "интерактивом", который при нажатии на плюсик выдает еще пачку дополнительного текста, который нужно запомнить, чтобы сдать текст. В таком курсе и правда не нужны тренажеры, игры, практикумы и даже примеры. Потому что мы не ставим перед собой задачу сделать курс, который изменит деятельность.

Но тут и курс-то не нужен. Такие вещи, информативного и рекомендательного характера, проще оформить в виде красивого документа или презентации и на крайний случай конвертировать во flash с помощью такой штуки как iSpring Free или чего-то подобного. И не нужно для этого держать разработчика, покупать отдельный инструмент и делать из этого отдельный процесс. Потому что курс нужен там, где важно использовать все возможности e-learning, где важна практика, получение навыка и формирование привычки. А вот ради того, чтобы просто проинформировать столько усилий прилагать не нужно.

Когда я смотрю курс, мне всегда важно понимать, что он будет работать и что в нем преимущества электронного обучения использованы по полной программе. Что он работает, что с его помощью действительно можно чему-то научить: то есть человек запомнит, поймет и начнет применять в повседневной практике.


Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Эх, Елена, не это важно, нужно знать форсаитно как человек будет учиться, как работать с информацией, как индивидуализировать восприятие, мотивацию и много другое... Не возможно сделать эффективный курс пользуясь шаблонным подходом, ведь: одни идут от схемы к образу, другие от образа к схеме; одни идут от норм и правил к реальности, другие от реальности к нормам и т.д. Как знать, кому что подходит...?
Необходимо менять методики разработки курсов, менять технологии под методологию ... :)
Свое решение мы запатентовали, готовы продать лицензию на использование патента в рамках разработки конкретного курса. :)
sw написал(а)…
Наконец-то, Елена, вы признали возможность существования цели «проинформировать», хотя и чувствуется некоторая брезгливость.
Если разработчик одинаково легко владеет Вордом, РР, КурсЛабом, или еще чем - все равно, что использовать. Но предпочтение следует отдать специализированным средствам, потому что именно они позволяют наиболее просто создавать интерактивности (для контроля процесса информирования), которые можно отследить в СДО.
От сюда следует, что проблема не в «значительности» цели, а в адекватности, например, интерактивности поставленной цели.
Анонимный написал(а)…
Дорогая Ирина. И действительно, я тоже часто думаю об этом, когда пытаюсь понять, зачем так много (или немного) усилий для того, чтобы представить и так понятное или можно легко взять из книги-учебника. Посмотрите http://ab-v.ru. Это маленькая часть того, что мы уже продумали в течении более чем 20 лет.
Мы еще 1991!!!! году взяли все призовые места на Borland-Contest91.
Все апробировано, результаты потрясающие сокращается срок прохождения, овладения, усвоения т.е. оптимизируется процесс обучения в 3 раза. Присоединяйтесь. Будет интересно и здорово. Но предупреждаю сразу, работа кропотливая и тяжелая. Но зато потом, когда видишь результат...
Васильева Т.В. написал(а)…
Предыдущий комментарий оставила я. Просто не на то нажала.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Пока только один комментарий - зовут меня Елена :)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около