К основному контенту

Почему из хорошего очного курса не всегда получается хороший электронный?

Недавно в очередной раз наблюдала такое явление: перевели курс одного профессора в электронный и получилось что-то совсем неинтересное. А в очном обучении этот профессор звезда в ВУЗе, к нему ходят на лекции все группы, даже из других потоков. И он считается очень талантливым преподавателем. Ведет отличные и динамичные семинары, делает со студентами большие проекты. А в e-learning - получилось "типичное не то". Много текста, много пунктов, скучно-скучно.

Я стала спрашивать, как происходил процесс разработки. Мне рассказали, что делалось все очень правильно - сначала сделали требования к материалам, которые будут опубликованы в электронном виде, по этим требования профессор все написал, отдал в специальный отдел, там все подробили на кусочки (не забывая про требования к объему странички), собрали в правильном шаблоне, протестировали и опубликовали в СДО. И ждали восторгов от слушателей. Их не было.

Теперь актуальный вопрос - почему? Что забыли разработчики? Что потерялось? Ответ - потеряли человека. Того самого отличного преподавателя. Потому что вся фишка была в нем, а не в материале. Конечно, от материала многое зависит - некачественный материал все портит, даже работу самого классного преподавателя (хотя, как мне кажется, хороший преподаватель по плохому материалу работать не будет). Но именно работа преподавателя делает курс уникальным - умение рассказывать, умение увлекать, давать интересные задания и мотивировать на их выполнение.

Теперь что мы получаем в электронном курсе: много, пусть даже и хорошо оформленного, но текста. И тесты. И все. А где обучение? Где общение, интересные задания и все такое прочее, что делает обучение социальным и активным процессом? При переводе курса из очного в электронный мы очень часто теряем самую суть. Мы делаем электронную книгу. А это совсем не то, что происходит в аудитории.

Именно это и объясняет, почему e-learning на западе такой дорогой - там никто не делает 100 курсов в год, потому что никому не нужно столько текста. А сделать столько активных, методически проработанных, курсов невозможно. Более того - правильно работать в e-learning  смогут не все, потому что также как и работа в аудитории не у всех идет, также и тут. И не факт, что тот самый профессор, про которого я написала в начале, будет также отлично работать онлайн.

Выводы:
- перевести курс из очного в электронный не значит опубликовать текстовые и даже интерактивные материалы в СДО
- нужна методика активного обучения, где студент (слушатель) будет активно работать и участвовать и понимать свою роль (это особенно важно для электронного обучения)
- преподавателя к новой работе нужно готовить, потому что как именно организовать активное обучение знают не все, нужно рассказать про инструменты, и про возможности и показать примеры
- не все хороши в аудитории, не все будут хороши и онлайн. Онлайн потребуются навыки отличные от работы в аудитории

Кстати, аналогичная история с корпоративным обучение и корпоративными тренингами. Когда активный игровой тренинг укладывают в 200 безликих слайдов - никому это неинтересно, а потому - неэффективно.

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Постараюсь ответит на актуальный вопрос. Что разработчики забыли или не учли?
Абсолютно согласен с Вами, что разработчики не учли человека, т.е. преподавателя и это далеко еще не все, чего они не учли… Во первых, необходимо было учитывать еще обучаемых, ибо не зная объект обучения невозможно выбрать метод обучения. Во вторых, если даже Вы знаете всех обучаемых, в смысле кого каким методом обучать, необходимо знать еще кого как увлекать, мотивировать, правильно строить задания и т.д. Следовательно у разработчиков и преподавателя курса не было грамотной методики работы с материалами, их построения, наполнения содержанием, учета восприятия и т.д. В третьих нужно понимать, что электронный учебник ориентирован на самообучение и требует еще большей проработки, чем обычное преподавание в аудитории. Что касается дистанционного обучения, то оно тоже не возможно без грамотного построения коммуникаций между преподавателем и обучаемым, с другой стороны качественные учебные материалы минимизируют взаимодействие преподавателя с обучаемым.
Качественный электронный учебник не может быть построен в одно содержательной структуре, слишком много надо учитывать при его разработке. Поэтому абсолютно с Вами согласен, что электронные курсы производимые Вузами по 100 штук, никому не нужны, т.к. не могут быть эффективными и качественными, в большинстве случаев там практически отсутствует методология. Это я могу сказать с большой уверенностью, потому что за плечами разработка более 100 курсов в Вузе.
Как выводы и предложение необходимо делать один но хороший курс, по много содержательной структуре с учетом методологии и много другого. Поэтому Елена, если есть возможность получить грант на разработку электронного учебника на федеральном уровне готов поучаствовать со своим патентом и методологией. Если будет интерес можно более подробно побеседовать на эту тему.
Петров И.Е. написал(а)…
Постараюсь ответит на актуальный вопрос. Что разработчики забыли или не учли?
Абсолютно согласен с Вами, что разработчики не учли человека, т.е. преподавателя и это далеко еще не все, чего они не учли… Во первых, необходимо было учитывать еще обучаемых, ибо не зная объект обучения невозможно выбрать метод обучения. Во вторых, если даже Вы знаете всех обучаемых, в смысле кого каким методом обучать, необходимо знать еще кого как увлекать, мотивировать, правильно строить задания и т.д. Следовательно у разработчиков и преподавателя курса не было грамотной методики работы с материалами, их построения, наполнения содержанием, учета восприятия и т.д. В третьих нужно понимать, что электронный учебник ориентирован на самообучение и требует еще большей проработки, чем обычное преподавание в аудитории. Что касается дистанционного обучения, то оно тоже не возможно без грамотного построения коммуникаций между преподавателем и обучаемым, с другой стороны качественные учебные материалы минимизируют взаимодействие преподавателя с обучаемым.
Качественный электронный учебник не может быть построен в одно содержательной структуре, слишком много надо учитывать при его разработке. Поэтому абсолютно с Вами согласен, что электронные курсы производимые Вузами по 100 штук, никому не нужны, т.к. не могут быть эффективными и качественными, в большинстве случаем там практически отсутствует методология. Это я могу сказать с большой уверенностью, потому что за плечами разработка более 100 курсов в Вузе.
Как выводы и предложение необходимо делать один но хороший курс, по много содержательной структуре с учетом методологии и много другого. Поэтому Елена, если есть возможность получить грант на разработку электронного учебника на федеральном уровне готов поучаствовать со своим патентом и методологией. Если будет интерес можно более подробно побеседовать на эту тему.
Дюсьмикеев. МедиуМ. написал(а)…
Мы недавно силами своих сотрудников провели анализ современного уровня преподавания дисциплины "менеджмент предприятия" в ВУЗах и в разрезе повышения квалификации для бизнеса. Собрали огромное количество ссылок на электронные материалы в сети разных ВУЗов и отдельных "звезд" из профессуры,а также материалы лекций ведущих преподавателей Плехановки и др. ведущих экономических учебных заведений. Делали это с целью определения уровня визуализации и логической организации материала.
Исследование выявило удручающий 25-ти летний застой в этой области. В причинах будет огромный список, последствия - губительны для традиционного образования. Основные выводы мы предложили в результатах исследования свои..
Учащимся нужно самому заниматься своим обучением, искать ХОРОШИЕ электронные источники в интернете, в динамичных иностранных ВУЗах.
Преподам нужно учиться применять современные средства для интерпретации учебного материала, которые смогут передать и контент и методику и даже харизму.
Есть такие инструменты!
Среди них программные средства для создания ментальных карт - mindmap.
Владимир Наумов написал(а)…
ой, как здорово, что существуют "... современные средства для интерпретации учебного материала, которые смогут передать и контент и методику и даже харизму.
Есть такие инструменты!
Среди них программные средства для создания ментальных карт - mindmap."

А не могли бы Вы привести хотя бы по одному аргументу в пользу того, КАКИМ ОБРАЗОМ mindmap (разумеется, прежде всего оригинального производства вашей компании) передает:
1) динамично усваиваемый во времени контент
2) методику, например проблемного обучения или формирования мягких навыков типа уверенности в себе
3) харизму преподавателя, что особенно привлекательно для гуманизации и оживления учебного процесса
Вадим Лузянин написал(а)…
Предложим для обсуждения и обдумывания наше видение харизмы преподавателя.
Говоря о харизме преподавателя следует выделить наличие способностей увлечь аудиторию, новаторской методики, бойцовской позиции (инициативы), эстетической привлекательности техник, успешной, вызывающая восхищение демонстративной манеры поведения.
Владимир Наумов написал(а)…
С харизмой преподавателя все худо-бедно ясно. А вот как mindmap придать "наличие способностей увлечь аудиторию, новаторской методики, бойцовской позиции (инициативы), эстетической привлекательности техник, успешной, вызывающая восхищение демонстративной манеры поведения."

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около