К основному контенту

Про взаимопонимание. Между создателями курса и слушателями

В эти выходные листала замечательную книгу по дизайну учебных материалов, Instructional message design, изданной аж в 1978 году, но совершенно не потерявшей актуальность. Она ориентирована на тех, кто занимается графическим и визуальным оформлением учебных материалов. С самого начала книги разговор идет о том, что при дизайне учебного материала нужно основываться на принципах восприятия человеком информации. Обоснование того, почему стоит обращать внимание на особенности восприятия, простое:

  1. Чем лучше человек что-то воспринимает и ощущает, тем лучше он это запоминает. (а нам ведь очень важно, чтобы слушатель запомнил то, что было в курсе)
  2. Важно, чтобы не произошло восприятие ошибочное, когда в материалах говорится про одно, а слушатель, в силу особенностей восприятия и основных принципов этого процесса, воспримет все совсем иначе. 
  3. Там, где в процессе обучения нам нужно показать реальный мир с помощью картинки, фото или видео, важно, чтобы изображение отражало реальность, доступную для восприятия слушателем. 
В целом, получается, что при разработке курса мы обязательно и многократно должны подумать о том, как будет воспринято то, что в нем представлено. Разницу в восприятии мира можно очень легко понаблюдать на отзывах к фильмам. Вот пример: мне безумно понравился фильм "Король говорит!". Я была не просто довольна, я была в восторге, который меня не отпускал пару дней точно. Аналогичная реакция была у моего друга, с которым я фильм посмотрела первый раз. Мой второй друг сказал, что фильм хороший, но без восторга. Моя лучшая подруга назвала фильм глубоким, а еще двум знакомым фильм не понравился совсем (местами даже вызвал отвращение). Все восприняли фильм по-своему. 

1. Восприятие относительно. Любое событие, стимул из внешнего мира воспринимается в зависимости от условий на момент восприятия. Возможно, если бы я смотрела это фильм дома и с плохим переводом, то у меня никаких эмоций бы он не вызвал. При этом восприятие зависит и от нашего прошлого опыта, и от текущего состояния. 
2. Наше восприятие очень выборочно. Из всех звуков, слов, изображений и прочего мы выберем только несколько (потому что мозг - штука ограниченная). При этом выборка у каждого человека будет уникальная. 
3. Восприятие организовано. Все кучей мы воспринять не можем. У нас есть организация по цветам, по звукам, есть буквы, слога, слова и так далее. И чем лучше у нас организация той или иной информации, тем быстрее мы ее воспринимаем. И опять же - организация зависит от нашего прошлого и нашего опыта. 
4. Еще восприятие очень сильно зависит от наших ожиданий. Опять же про фильм: одному из друзей фильм посоветовала я, с восторгом в глазах и кучей позитивных слов. И он ожидал чего-то "Wow!", но "Wow!" в его понимании. И он был разочарован - "Wow!" не сошлись. 

Итак, наше восприятие относительно, выборочно и организовано, а еще зависит от множества факторов. То есть, чтобы оформить учебный материал так, чтобы он был воспринят нужным образом, нам нужно постараться. Мы работаем с большими целевыми аудиториями, там все разные и мы должны сделать две вещи: максимально учесть особенности каждого и помочь восприятию. 

Чтобы учесть особенности нужен анализ целевой аудитории. В очередной раз понимаю, что без него вообще никуда. Потому что он везде нужен - и для проектирования материала, и для его оформления, и для практики и для тестов и для всего-всего. 

Понимая с кем мы работаем мы можем и помочь восприятию: 
1. Сделать организацию информации в курсе и на каждом слайде максимально простой и понятно, чтобы быстро укладывалась в голове слушателя; 
2. Снабдить контент "якорями", которые свяжут восприятие нового со старым. Например, учить считать на яблоках. 
3. Максимально сократить количество информации и оставить только самое важное, потому что слушатель все равно не воспримет все. Очень хорошо использовать указатели, они упрощают процесс выделения главного из всей массы представленной информации. 
4. Какие-то сложные концепции стоит делить на небольшие части и представлять по частям. Причем я считаю, что лучше всего показывать сначала части, давать слушателю возможность их освоить и только потом собирать во что-то сложное, иначе человек может напугаться комплексности явления. 

И, конечно, очень важно помнить про то, что мы все воспринимаем по-своему, у каждого свои особенности. Учесть все невозможно, а потому стоит быть в нейтральной зоне, то есть подбирать такие изображения и иллюстрации, такие цвета и звуки, которые нравятся большинству. Тогда у вас меньше шансов, что ваш курс будет воспринят и воссторжено и в полном негативе. Есть ведь фильмы, которые нравятся всем ;)
4. 

Комментарии

Viktoria Zinkevich написал(а)…
Педагогиеский дизайн - проблема не только в электронном образовании. Книжки, по которым сейчас учатся в ведущих ВУЗах выпущены сто лет назад. Некоторые учебники начисто лишены иллюстративного материала. А то, что это значительно упрощает восприятие люой информации, стало известно далеко не вчера. Застряли во времени.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Про книги я с вами полностью согласна! Потому что даже американские учебники 20-30летней давного спроектированы иначе и работать с ними куда проще. Даже если там нет большого объема иллюстраций, то там есть система, та самая организация, которая позволяет нормально и легко воспринять изложенное. У нас же только текст-текст-текст и оглавление в конце, что меня просто убивает...
Петров И.Е. написал(а)…
Ну наконец то, мы пришли к самому важному вопросу, про взаимодействие разработчика курса и обучаемого. Для разработки курса и управления познавательным процессом преподавателю, необходимо знать объект управления, обучаемого, ибо это основа эффективного обучения. Преподаватель должен знать, форсайтно (опережающе), как будет мыслить каждый обучаемый, как действовать, насколько он самостоятельно организован способен ли придерживаться плана обучения, чем мотивировать его к обучению, как уберечь обучаемого от стресса не понижая самооценки, как правильно выбрать режим обучения, что бы не было информационной перегрузки и многое другое. Для этого необходимо отказаться от ряда устаревших и не эффективных для eL концепций, таких как педагогический конструтивизм :), да и всех остальных концепций связанных с педагогикой и психологией, от них нужно взять только самое важное и полезное, так из педагогики методы обучения, которые можно адаптировать под eL. Что касается дистанционного воспитания это полный абсурд педагогов, как без личностного контакта воспитывать, полный бред . В 2010 мы запатентовали способ обучения, полагаю это единственный образовательный патент в России по крайней мере за прошлый год :). В основе патента лежит совершенно другой способ обучения, основанный на информационном обмене между людьми, зная принципы и информационную структуру каждого обучаемого, можно грамотно с точки зрения метода познания строить электронные курсы применяя много содержательным структуры построения материалов, что в дальнейшем позволяет строить адаптивое обучение под обучаемого, по индивидуальной траектории с учетом индивидуальных особенностей.
Что касается Вашей заключительной фразы «есть ведь фильмы, которые нравятся всем», то добиться этого от электронного курса не удастся, просто в хорошем фильме одному нравится одно, другому другое, т.е. каждый находит что то свое, для себя в общем сценарии . Сделать курс по одно содержательной структуре с учетом требований всех обучаемых не удастся, как фильм… , а организовывать все по много содержательной структуре надо знать, как строить и что учитывать при разработке курса, где и как строить якоря :) . Желающие могут приобрести лицензию на использование патента :).
Досадно, что не удалось поучаствовать в конкурсе курсов eL, но на это были объективные причины. Писали научный грант, закладывали в него опережающее обучение, на базе нашего патента хотели делать адаптивный учебник, к чему все свелось, подмена исполнителей и раздербанивание денег. Как в такой стране жить. Может и правда надо все реализовывать там за бугром. А может как доктор Рошаль надо организовывать общественную организацию противодействию бездарным решениям чиновников… : (. Вчера смотрел положение по мотивации преподавателей в одном из универов, там за патент преподавателю разовая выплата в размере 30 т.руб и полная передача прав в универ. Кто на таких условиях будет работать, это кроме как диверсией не назовешь, ибо такое решение отталкивает преподавателя далее заниматься патентом, а без патенто разработчика реализовать его будет архи сложно университету, выводы вредительство, как сказал бы товарищ Сталин:). Не ужели нельзя посмотреть западную практику и перенять все хорошее если свое придумать не можем ;(. Вот, что я имел введу Елена когда писал в последнем коментарии по поводу западного опыта работы в вузах с патенто держателями обладателями интеллектуальной собственности… Сори накипело…

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около