В эти выходные листала замечательную книгу по дизайну учебных материалов, Instructional message design, изданной аж в 1978 году, но совершенно не потерявшей актуальность. Она ориентирована на тех, кто занимается графическим и визуальным оформлением учебных материалов. С самого начала книги разговор идет о том, что при дизайне учебного материала нужно основываться на принципах восприятия человеком информации. Обоснование того, почему стоит обращать внимание на особенности восприятия, простое:
- Чем лучше человек что-то воспринимает и ощущает, тем лучше он это запоминает. (а нам ведь очень важно, чтобы слушатель запомнил то, что было в курсе)
- Важно, чтобы не произошло восприятие ошибочное, когда в материалах говорится про одно, а слушатель, в силу особенностей восприятия и основных принципов этого процесса, воспримет все совсем иначе.
- Там, где в процессе обучения нам нужно показать реальный мир с помощью картинки, фото или видео, важно, чтобы изображение отражало реальность, доступную для восприятия слушателем.
В целом, получается, что при разработке курса мы обязательно и многократно должны подумать о том, как будет воспринято то, что в нем представлено. Разницу в восприятии мира можно очень легко понаблюдать на отзывах к фильмам. Вот пример: мне безумно понравился фильм "Король говорит!". Я была не просто довольна, я была в восторге, который меня не отпускал пару дней точно. Аналогичная реакция была у моего друга, с которым я фильм посмотрела первый раз. Мой второй друг сказал, что фильм хороший, но без восторга. Моя лучшая подруга назвала фильм глубоким, а еще двум знакомым фильм не понравился совсем (местами даже вызвал отвращение). Все восприняли фильм по-своему.
1. Восприятие относительно. Любое событие, стимул из внешнего мира воспринимается в зависимости от условий на момент восприятия. Возможно, если бы я смотрела это фильм дома и с плохим переводом, то у меня никаких эмоций бы он не вызвал. При этом восприятие зависит и от нашего прошлого опыта, и от текущего состояния.
2. Наше восприятие очень выборочно. Из всех звуков, слов, изображений и прочего мы выберем только несколько (потому что мозг - штука ограниченная). При этом выборка у каждого человека будет уникальная.
3. Восприятие организовано. Все кучей мы воспринять не можем. У нас есть организация по цветам, по звукам, есть буквы, слога, слова и так далее. И чем лучше у нас организация той или иной информации, тем быстрее мы ее воспринимаем. И опять же - организация зависит от нашего прошлого и нашего опыта.
4. Еще восприятие очень сильно зависит от наших ожиданий. Опять же про фильм: одному из друзей фильм посоветовала я, с восторгом в глазах и кучей позитивных слов. И он ожидал чего-то "Wow!", но "Wow!" в его понимании. И он был разочарован - "Wow!" не сошлись.
Итак, наше восприятие относительно, выборочно и организовано, а еще зависит от множества факторов. То есть, чтобы оформить учебный материал так, чтобы он был воспринят нужным образом, нам нужно постараться. Мы работаем с большими целевыми аудиториями, там все разные и мы должны сделать две вещи: максимально учесть особенности каждого и помочь восприятию.
Чтобы учесть особенности нужен анализ целевой аудитории. В очередной раз понимаю, что без него вообще никуда. Потому что он везде нужен - и для проектирования материала, и для его оформления, и для практики и для тестов и для всего-всего.
Понимая с кем мы работаем мы можем и помочь восприятию:
1. Сделать организацию информации в курсе и на каждом слайде максимально простой и понятно, чтобы быстро укладывалась в голове слушателя;
2. Снабдить контент "якорями", которые свяжут восприятие нового со старым. Например, учить считать на яблоках.
3. Максимально сократить количество информации и оставить только самое важное, потому что слушатель все равно не воспримет все. Очень хорошо использовать указатели, они упрощают процесс выделения главного из всей массы представленной информации.
4. Какие-то сложные концепции стоит делить на небольшие части и представлять по частям. Причем я считаю, что лучше всего показывать сначала части, давать слушателю возможность их освоить и только потом собирать во что-то сложное, иначе человек может напугаться комплексности явления.
И, конечно, очень важно помнить про то, что мы все воспринимаем по-своему, у каждого свои особенности. Учесть все невозможно, а потому стоит быть в нейтральной зоне, то есть подбирать такие изображения и иллюстрации, такие цвета и звуки, которые нравятся большинству. Тогда у вас меньше шансов, что ваш курс будет воспринят и воссторжено и в полном негативе. Есть ведь фильмы, которые нравятся всем ;)
4.
Комментарии
Что касается Вашей заключительной фразы «есть ведь фильмы, которые нравятся всем», то добиться этого от электронного курса не удастся, просто в хорошем фильме одному нравится одно, другому другое, т.е. каждый находит что то свое, для себя в общем сценарии . Сделать курс по одно содержательной структуре с учетом требований всех обучаемых не удастся, как фильм… , а организовывать все по много содержательной структуре надо знать, как строить и что учитывать при разработке курса, где и как строить якоря :) . Желающие могут приобрести лицензию на использование патента :).
Досадно, что не удалось поучаствовать в конкурсе курсов eL, но на это были объективные причины. Писали научный грант, закладывали в него опережающее обучение, на базе нашего патента хотели делать адаптивный учебник, к чему все свелось, подмена исполнителей и раздербанивание денег. Как в такой стране жить. Может и правда надо все реализовывать там за бугром. А может как доктор Рошаль надо организовывать общественную организацию противодействию бездарным решениям чиновников… : (. Вчера смотрел положение по мотивации преподавателей в одном из универов, там за патент преподавателю разовая выплата в размере 30 т.руб и полная передача прав в универ. Кто на таких условиях будет работать, это кроме как диверсией не назовешь, ибо такое решение отталкивает преподавателя далее заниматься патентом, а без патенто разработчика реализовать его будет архи сложно университету, выводы вредительство, как сказал бы товарищ Сталин:). Не ужели нельзя посмотреть западную практику и перенять все хорошее если свое придумать не можем ;(. Вот, что я имел введу Елена когда писал в последнем коментарии по поводу западного опыта работы в вузах с патенто держателями обладателями интеллектуальной собственности… Сори накипело…