К основному контенту

Мысль про мобильное обучение

Сижу в машине, жду друга. По уже устаявшейся привычки читаю Твиттер. Я поняла, почему именно этот ресурс стал верным спутником в минуты ожидания - все очень коротко, можно в любой момент оторваться и продолжить другие дела.

Если подумать о слушателе, который будет что-то изучать с помощью мобильного, то есть о пользователе мобильного обучения, то сценарий будет аналогичный. Выдалась минутка, взял телефон в руки, мысль "чтобы такое поделать?", видит обучающее приложение и открывает его. Очевидно, что прервется он довольно скоро. Если ждет кого-то, то появится ожидаемый. Если в транспорте - будет нужная остановка или объявление о следующей станции. В целом, на мобильном мы редко делаем что-то долгое и обстоятельное.

Поэтому учебные модули мобильного обучения должны быть короткие и легкие для восприятия. Тогда можно быстренько что-то изучить и отложить телефон, не нервничая по поводу того, что мы не дошли до конца модуля.

Есть и еще один момент. Этот мобильный учебный модуль должен быть очень конкурентоспособным - уж очень много сейчас всяких интересных приложений для смартфонов, которые так манят их открыть. Курс в этой борьбе должен победить, то есть быть и очень нужным и привлекательным. BlogBooster-The most productive way for mobile blogging. BlogBooster is a multi-service blog editor for iPhone, Android, WebOs and your desktop

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
Не согласен. Мне кажется, что Вы как-то иначе представляете себе контекст мобильного обучения. По-вашему получается, что мобильное обучение сродни ситуации "студент читает учебник в метро по дороге в универ".

Реальная практика, напротив, показывает, что для этого достаточно имеющихся материалов, читаемых на разных устройствах от е-ридеров до айпадов. Адаптировать в плане ID их не нужно, хотя бы потому что время "в пути" и время "не в пути" (дома, в офисе, в университете, в другой стабильной ситуации) несоизмеримо малы. Да, бывает, ездят люди по 2 часа в электричке из другого города - но и условия чтения там вполне стабильные, можно углубиться в материал на час-полтора.

А вот где м-лернинг используется уже во всю - это job aids и on-the-job support. Специалист по сигнализациям натыкается на объекте на асбест. Что делать, как поступить? Ответ в учебнике. В разговоре с клиентом возникает проблема: им уже предложил лучшую цену конкурент. Какие наши аргументы? Ответ в мануале, который можно спокойно проглядеть во время встречи. И т.п.

М-лернинг - миллионы шпаргалок, справок, калькуляторов, а также обучающие игры ("уговори клиента", "найди пять ошибок в документе", "определи запрещённые предметы в багаже"). Но никак не учебник органической химии, талантливо разбитый на 140-символьные куски...
Elena Tikhomirova написал(а)…
Сергей, спасибо за комментарий! На самом деле, я с вами полностью согласна. Мобильное обучение - это job aid в первую очередь и, по хорошому, проектировать это нужно только в таком варианте.

Но все равно есть два типа мобильного обучения - сопровождение рабочей деятельности (то, о чем вы говорите) и именно обучение. Учебные приложения сейчас развиваются. Так вот я писала о них. Но и для job aid просто положить материал в некоторую оболочку - не пойдет. Будет неудобно пользоваться, слишком длинно написано или слишком путано - тогда открывать будут только в случае крайней ситуации, когда иначе просто нельзя. Или будут писать смс коллеге, чтобы тот ответил.

Фрагменты, про которые вы говорите, должны быть короткие и продуманные, чтобы человеку была и польза и чтобы это не раздражала. А так -я с вами на 100% согласна - не нужно дробить учебник на 100000 экранчиков по 140 символов.
DKunin написал(а)…
Мне пришла идея крохотных модулей обучения как раз на Саммите, не помню, правда в каком ключе. Даже название придумал - eLearning Snippets. Сразу после саммита предложил эту идею начальству и уже несколько последующих курсов готовятся в совершенно другом формате, чем раньше. До айпадов мы конечно не дойдем, но по крайней мере это будет на уровне того, что в промежутке между клиентами - сотрудник сможет получить важную информацию по новым продуктам, например и даже быстренько разобраться как его продать, например. Я думаю, если эта штука у нас заработает - я обязательно поделюсь наработками)
Вадим Лузянин написал(а)…
Теория и практика трёхминутного e-learning от Ray Jimenez,PhD.
http://vignettestraining.blogspot.com/2009/05/pluses-and-minuses-of-twittering.html

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...