К основному контенту

Мысль про мобильное обучение

Сижу в машине, жду друга. По уже устаявшейся привычки читаю Твиттер. Я поняла, почему именно этот ресурс стал верным спутником в минуты ожидания - все очень коротко, можно в любой момент оторваться и продолжить другие дела.

Если подумать о слушателе, который будет что-то изучать с помощью мобильного, то есть о пользователе мобильного обучения, то сценарий будет аналогичный. Выдалась минутка, взял телефон в руки, мысль "чтобы такое поделать?", видит обучающее приложение и открывает его. Очевидно, что прервется он довольно скоро. Если ждет кого-то, то появится ожидаемый. Если в транспорте - будет нужная остановка или объявление о следующей станции. В целом, на мобильном мы редко делаем что-то долгое и обстоятельное.

Поэтому учебные модули мобильного обучения должны быть короткие и легкие для восприятия. Тогда можно быстренько что-то изучить и отложить телефон, не нервничая по поводу того, что мы не дошли до конца модуля.

Есть и еще один момент. Этот мобильный учебный модуль должен быть очень конкурентоспособным - уж очень много сейчас всяких интересных приложений для смартфонов, которые так манят их открыть. Курс в этой борьбе должен победить, то есть быть и очень нужным и привлекательным. BlogBooster-The most productive way for mobile blogging. BlogBooster is a multi-service blog editor for iPhone, Android, WebOs and your desktop

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
Не согласен. Мне кажется, что Вы как-то иначе представляете себе контекст мобильного обучения. По-вашему получается, что мобильное обучение сродни ситуации "студент читает учебник в метро по дороге в универ".

Реальная практика, напротив, показывает, что для этого достаточно имеющихся материалов, читаемых на разных устройствах от е-ридеров до айпадов. Адаптировать в плане ID их не нужно, хотя бы потому что время "в пути" и время "не в пути" (дома, в офисе, в университете, в другой стабильной ситуации) несоизмеримо малы. Да, бывает, ездят люди по 2 часа в электричке из другого города - но и условия чтения там вполне стабильные, можно углубиться в материал на час-полтора.

А вот где м-лернинг используется уже во всю - это job aids и on-the-job support. Специалист по сигнализациям натыкается на объекте на асбест. Что делать, как поступить? Ответ в учебнике. В разговоре с клиентом возникает проблема: им уже предложил лучшую цену конкурент. Какие наши аргументы? Ответ в мануале, который можно спокойно проглядеть во время встречи. И т.п.

М-лернинг - миллионы шпаргалок, справок, калькуляторов, а также обучающие игры ("уговори клиента", "найди пять ошибок в документе", "определи запрещённые предметы в багаже"). Но никак не учебник органической химии, талантливо разбитый на 140-символьные куски...
Elena Tikhomirova написал(а)…
Сергей, спасибо за комментарий! На самом деле, я с вами полностью согласна. Мобильное обучение - это job aid в первую очередь и, по хорошому, проектировать это нужно только в таком варианте.

Но все равно есть два типа мобильного обучения - сопровождение рабочей деятельности (то, о чем вы говорите) и именно обучение. Учебные приложения сейчас развиваются. Так вот я писала о них. Но и для job aid просто положить материал в некоторую оболочку - не пойдет. Будет неудобно пользоваться, слишком длинно написано или слишком путано - тогда открывать будут только в случае крайней ситуации, когда иначе просто нельзя. Или будут писать смс коллеге, чтобы тот ответил.

Фрагменты, про которые вы говорите, должны быть короткие и продуманные, чтобы человеку была и польза и чтобы это не раздражала. А так -я с вами на 100% согласна - не нужно дробить учебник на 100000 экранчиков по 140 символов.
DKunin написал(а)…
Мне пришла идея крохотных модулей обучения как раз на Саммите, не помню, правда в каком ключе. Даже название придумал - eLearning Snippets. Сразу после саммита предложил эту идею начальству и уже несколько последующих курсов готовятся в совершенно другом формате, чем раньше. До айпадов мы конечно не дойдем, но по крайней мере это будет на уровне того, что в промежутке между клиентами - сотрудник сможет получить важную информацию по новым продуктам, например и даже быстренько разобраться как его продать, например. Я думаю, если эта штука у нас заработает - я обязательно поделюсь наработками)
Вадим Лузянин написал(а)…
Теория и практика трёхминутного e-learning от Ray Jimenez,PhD.
http://vignettestraining.blogspot.com/2009/05/pluses-and-minuses-of-twittering.html

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около