К основному контенту

Как НЕ нужно обучать - из личного опыта

Моя лучшая подруга пошла на курсы вейзажистов. После длительного выбора школы, остановила свой выбор на одном заведении, где была хорошая скидка по случаю дня Святого Валентина, неплохой сайт со статьями и рекомендациями и, что важно в начале подобного обучения, в стоимость включены все материалы (косметика, кисти и все прочее). Во многом подкупило то, что на сайте сказано, что группы не больше 6 человек и внимание к каждому слушателю почти индивидуальное. Для вейзажа, как для дела весьма креативного, это важно.

Началось все с того, что группа оказалась не 6 человек, а 11. Это слишком много, особенно если учитывать то, что занятия проходят в комнате около 15 кв.м. И еще одновременно со слушателями, там должны сидеть модели, собственно на которых и проходит практика. Итак 22 человека + преподаватель на 20 метрах.

Еще школа не предоставляет моделей. Занятия проходят каждые выходные, субботу и воскрессенье, в течение 2-х месяцев. Длительность каждого занятия - 5 часов. Как вы думаете, все ли слушатели смогут найти на каждое из 10 занятий модель среди своих знакомых, которая не просто согласится пойти, но и просидеть 5 часов на одном месте?

Школа не дает учебные материалы. Все материалы девушки размножали себе сами.

А вот теперь самое интересное. В прошлую субботу в качестве модели на курсы к подруге пошла я. Мне было интересно и хотелось провести время с подругой. От того, что я увидела я была, мягко сказать, в шоке. Кроме того, что там душно и нет места, невозможно повернуться и нет места в коридоре, где можно посидеть, методика преподавания такая, что на выходе будет ровно то же самое, что и на входе.

Начало занятия. "Девочки, сегодня делаем прозрачный макияж". Все. Нет никакого напоминания о том, что это такое, какие особенности, на что обращать внимание. Вроде как про это говорили, но около 3-х недель назад. Нет сообщения о том, что должны слушатели получит в итоге, какие критерии. Куда больше внимания было уделено некому орг вопросу про то, кто на сколько месяцев пришел учится.

Все начали работать, при этом у некоторых моделей нет и делать приходится друг на друге. То есть время занятия для каждой слушательницы, у которой модели нет, сокращается примерно в 2 раза.

Выполнив некоторые шаги девушки спрашивают преподавателя о том, верно ли все сделано. Ответ один на все - "Вы сами не видете? Вы будете меня каждый раз обо всем спрашивать?". "Вот сделаете все, я посмотрю." При этом ошибки каждого этапа очевидны сразу и стоило бы их править по ходу, чтобы потом не смывать все лицо и не делать все заново.

К середине занятия становится понятно, что понимание, которое сформировалось у слушателей о прозрачном макияже, совершенно расходится с тем, что хочет увидеть преподаватель. Сильно сомневаюсь, что в группе 11 глупых человек. Если не поняли все, значит преподаватель ничего толком не объяснила или объяснила одно, а хочет другое.

По ходу занятия преподаватель периодически выдавала какие-то, простите, куски теории, которые непонятно к чему относились и почему она их выдавала именно в это время. Например, какую-то странную схему нанесения тонального крема она прилепила на стену тогда, когда все уже сделали эту часть и занимались глазами.

Я не буду даже говорить, что тон у преподавателя был такой, что мне лично просто хотелось выйти оттуда.

Нет никакой структуры занятия, нет постановки цели, нет понимания того, что должно быть в итоге, нет промежуточного контроля, точнее промежуточных рекомендаций. Обратная связь такая, что начинаешь чувствовать себя ничтожеством. Очень понравилась фраза: "Что вы меня постоянно спрашиваете? Как вы потом работать будете, меня же там не будет!". Они вроде бы и пришли туда, чтобы научится, задать все вопросы и потом больше ничего не спрашивать и делать макияж самостоятельно. Но этому нужно научится. А чтобы научится нужно спрашивать у эксперта, понимать свои ошибки, корректировать их и понимать их природу.

А еще преподаватель сама не сделала еще ни одного макияжа. Она ни разу не показала, как надо делать, как правильно. Когда девушки делают, то она потом говорит только то, что неправильно (чаще всего неправильно все), но нет ни фотографий правильного варианта, ни демонстрации. Зато слушательницы активно обсуждают, где на YouTube есть ролики, где все это можно посмотреть...

Вопрос - при наличии роликов, причем с вежливыми и приятными экспертами, при наличии сообществ вейзажистов и кучи литературы, зачем идти на курсы? Потому что мы хотим учится у эксперта, смотреть в живую, получать моментальную и профессиональную обратную связь.

Вывод один - прежде чем делать курсы и брать за них деньги, стоит хоть 5 минут подумать, а сможет ли преподаватель не просто надиктовать теорию и посидеть 5 часов в классе пока все будут что-то там пробовать, а именно научить, довести до цели. А какая у нас тут цель? "Делать макияж по заказу клиента, с учетом особенностей внешености и в течении не более 2-х часов". Сильно сомневаюсь, что группа, которую я видела сможет этой цели достичь...

Комментарии

Unknown написал(а)…
Без комментариев! Елена, Вы совершенно верно отметили недостатки многих ныне существующих "реальных" школ и курсов и подчеркнули преимущество обучения в виртуальном пространстве!
Elena Tikhomirova написал(а)…
Тут даже дело не в виртуальном пространстве, а в том, что преподаватель входит в аудиторию без понимания окончательного результата - на сегодня, на следующее занятие, для всего курса... И пока этого не будет, пока преподавателей не будут готовить специально, чтобы они не только тему знали и но и могли ее преподавать, пока всего этого не будет - качество будет ниже плинтуса
Unknown написал(а)…
Полностью согласен! Просто я вижу проблему в некачественной работе многих "реальных" преподавателей, а Вы как раз помогаете их правильно ориентировать. Даете надежду, что постепенно ситуация будет меняться. За что Вам и respect!
Вадим Лузянин написал(а)…
В одном из зарубежных блогов http://blog.integratedlearningservices.com/search/label/DADDIE в священную корову моделей педагогического дизайна ADDIE добавлена новая начальная стадия, которая акцентирует внимание на обстоятельствах, предшествующих курсу. Определись, прежде чем '' влипать '' в какое-либо учебное мероприятие.
Петров И.Е. написал(а)…
Типичная ситуация в коммерческом образовании. Попробовал провести параллель этого случая с типичными вариантами кидалово в комерческом образовании.
На чем нас кидают преподавателей и обучаемых.
Кидалово 1. Заявленно школой 6, объединили 2 группы стало 11, преподавателю заплатили как за одну группу. В итоге кинули всех. ;)
Кидалово 2. Полное отсутствие методики обучения. Зачем давать метод, ведь зная метод можно превзойти учителя. Метод развивает, и совершенствует.
(Всегда и вовсе времена считалось, что найти хорошего учителя это пол дела, стать личностью самообучающейся и развивающейся, вот цель.) Поэтому зачем им(школе) конкуренция.
Кидалово 3. Зачем практика, зачем наставничество? Опять же типичная ситуация для нашего образования. Талантливые и так освоят..., не освоят найдем новых. С неталантливых возьмем деньги за индивидуалку.
….
Может кто захочет продолжить…
Elena Tikhomirova написал(а)…
2Петров - вы знаете, а ведь и правда кидалово... А самое обидное, что большинство слушателей такую "модель" обучения считают допустимой, а потом не возникают и ничего не говорят. Как следствие, у школы нет толчка в виде недовольного клиента, который не хочет так учится и который заставляет учится делать иначе, лучше и эффективнее.
Valery Chetokin написал(а)…
Елена! Добрый вечер!
Когда-то был фильм с А.Абдуловым "Гений". И у героя, после очередного общения с милицией, была фраза: "Страна непуганных идиотов!"
По-моему, она актуальна для нас - навсегда!
Elena Tikhomirova написал(а)…
Валерий, не поверите - вчера эта фраза как по этому поводу весь день в голове сидела!

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...