На прошедшем на прошлой неделе семинаре по разработке курсов одна участница подняла интересную тему. При разработке интерактивного компонента, где слушателю нужно что-то выбрать на экране, что предлагать к выбору - правильные вещи или, наоборот, ошибочные? Например, нужно обучить слушателя правилам безопасности в лаборатории. Есть определенные предметы, которые в помещении лаборатории находиться не могут. И мы делаем интерактивный компонент - отобрать предметы (нажав на них или перетащив). Вопрос - какие предметы выбирать? Те, которые можно хранить в лаборатории или те, которые нельзя?
С одной стороны, если они будут исчезать с экрана, то стоит убирать те, которые там не должны быть. Тогда на исходном экране остануться только те вещи, которым там место. И тогда слушатель запомнит правильно положение вещей. Но! При этом нужно будет обеспечить задержку внимания слушателя на этом экране, вместо того, чтобы сразу его поздравлять с правильно выполненной задачей. Тут можно проиграть ситуацию дальше и рассказать о том, что именно так должна выглядеть комната.
Но с другой стороны в процессе выбора слушатель на вещи будет обращать внимание, читать их название, возможно несколько раз. И тут существует опасность, что в итоге именно они у него остануться как правильные, потому что относительно них он совершал действие (собственно, именно через действие слушатель и запоминает информацию). Тогда надо просить убрать правильные вещи, что в итоге делает нам противоречивую картинку в конце - там останется только неправильное и тоже слушатель может по финальной картинке сложить неверное представление.
У моей слушательницы было мнение, что нужно просить выбирать правильное. Я же сама считаю, что действие в курсе должно быть ближе к том, что должен человек делать в итоге, после изучения курса. В случае с лабораторией это будет поддержание помещения в правильном состоянии, то есть при наличии нарушений этого состояния их нужно устранить. Получается, что все-таки нужно просить убрать то, что неправильно.
Есть еще различные задания про то, что нужно выбрать - правильные и неправильные формулировки, правильные и неправильные вопросы клиенту и прочее. Как мне кажется, что если мы хотим, чтобы слушатель запомнил правильное, нужно на финальном экране интерактива оставить именно правильное состояние и каким-то образом удержать внимание человека на этом экране, акцентируя внимание именно на верности подобного положения вещей.
С одной стороны, если они будут исчезать с экрана, то стоит убирать те, которые там не должны быть. Тогда на исходном экране остануться только те вещи, которым там место. И тогда слушатель запомнит правильно положение вещей. Но! При этом нужно будет обеспечить задержку внимания слушателя на этом экране, вместо того, чтобы сразу его поздравлять с правильно выполненной задачей. Тут можно проиграть ситуацию дальше и рассказать о том, что именно так должна выглядеть комната.
Но с другой стороны в процессе выбора слушатель на вещи будет обращать внимание, читать их название, возможно несколько раз. И тут существует опасность, что в итоге именно они у него остануться как правильные, потому что относительно них он совершал действие (собственно, именно через действие слушатель и запоминает информацию). Тогда надо просить убрать правильные вещи, что в итоге делает нам противоречивую картинку в конце - там останется только неправильное и тоже слушатель может по финальной картинке сложить неверное представление.
У моей слушательницы было мнение, что нужно просить выбирать правильное. Я же сама считаю, что действие в курсе должно быть ближе к том, что должен человек делать в итоге, после изучения курса. В случае с лабораторией это будет поддержание помещения в правильном состоянии, то есть при наличии нарушений этого состояния их нужно устранить. Получается, что все-таки нужно просить убрать то, что неправильно.
Есть еще различные задания про то, что нужно выбрать - правильные и неправильные формулировки, правильные и неправильные вопросы клиенту и прочее. Как мне кажется, что если мы хотим, чтобы слушатель запомнил правильное, нужно на финальном экране интерактива оставить именно правильное состояние и каким-то образом удержать внимание человека на этом экране, акцентируя внимание именно на верности подобного положения вещей.
Комментарии
Делаем тележку, в которую учащийся должен положить предметы, которые надо обязательно вывезти из лаборатории. Причем когда учащийся кладет предметы в тележку, ничего ему не сообщаем. Только лишь в конце, когда он все вывезет (отложенная обратная связь).
Если же слушательница хочет, чтобы учащийся выбирал правильные предметы, то пусть он выбирает их из этой тележки. Но вроде как цель такого курса должна быть не заставить лабораторию всяким хламом, а убрать из нее лишнее. :)