К основному контенту

Реально или виртуально? Опыт работе в аудитории и на вебинаре


Работа в последние полгода, может быть даже чуть больше дала прекрасную возможность проанализировать отличия очного и электронного обучения. И что важно - не на чужом опыте, а на своем. Всю осень 2010 я вела онлайн курсы, в основе которых - вебинары. Мы провели курса по педдизайну, один по разработке курсов и один по обучению преподавателей работе онлайн. Если не считать почти еженедельных вебинаров в сообществе, то получилось чуть больше 100 часов в эфире. 

После нового года ситуация резко изменилась (это и было запланировано) и я пошла работать в аудиторию. 2-3-х дневные тренинги для преподавателей и для разработчиков курсов, самые разные организации и люди и задачи. И почти каждую неделю. Так прошли 1,5 месяца 2011 года. Тут у меня случился вебинар, которых уже 2 месяца не было, и я задумалась. Где мне больше нравится работать? Онлайн или очно? В виртуальной или в реальной аудитории? 

Проводить тренинги мне нравилось всегда. Нравится работать с людьми, заряжаться от них энергией, вместе что-то придумывать, разговаривать за кофе и все такое прочее. Это хороший и интенсивный контакт с группой, очевидность реакции на собственные слова и все прочее. Но! Есть вещи, которые на вебинаре получается сделать куда как эффективнее. Например, когда я задаю вопрос на вебинаре, я получаю ответы от 90% группы. В очном режиме - не больше 50-60%. В очной группе так получается, что когда кто-то уже ответ дал, остальные уже не отвечают, если мысли сошлись. А на вебинаре пусть я и получаю похожие ответы, но формулировки разные. И они помогают дальше достраивать мысль так, как надо, чтобы слушатели все поняли. 

Вместе с этим и мне на вебинаре проще работать в вопросами и ответами. Потому что у меня все зафиксировано, записано в чате. Если вдруг что-то из головы вылетает, я всегда могу вернуться. Более того, комментирую я всегда точно то, что мне написали. И ничего не вылетает и ничего я не передернула. 

Чат вебинара тоже очень полезная вещь. К ней можно постоянно возвращаться и активно пользоваться. Тем самым, когда цитируешь слова участников, втягиваешь их в процесс обучения. Потому что не только приятно ссылку на себя услышать, но и слышишь то, что понятно. На очном семинаре так детально все равно запомнить не получается. Все равно эмоции, личный контакт и все прочее все сильно "затирают". 

Еще вебинары - это меньшая эмоциональная нагрузка. Потому что сижу сама по себе, как мне удобно, никто на меня не смотрит, давления никакого на меня нет. И практически сразу после вебинара можно переключится на другие дела. А после очного тренинга отходить нужно все-таки дольше, именно потому что нагрузка больше. 

В вебинарах мне однозначно больше нравится то, что есть записанная история, к которой всегда можно вернуться, можно посмотреть, что было, что ты говорила и какая была на это реакция. Больше возможностей для анализа. И все слова слушателей тоже фиксируются. А вот очно в процессе эмоционального и активного рассказа, когда весь организм именно на это работает, а особенно мозг, много всего теряется. 

Я обратила внимание, что и с самостоятельными работами дело в онлайн курсе обстоит совсем иначе. Не буду говорить про то, что на них там просто больше времени дается и работы получаются более продуманными. Вопрос защиты, представления этих работ. На вебинаре люди не только меньше нервничают, но и более активно дают комментарии. Например, когда я провожу защиту работ на вебинаре, я всегда прошу написать 2-3 сильные стороны и 2-3 слабые стороны работы. И все очень активно пишут. А на очном сильные стороны говорят, а слабые - совсем неохотно, обидеть боятся. Работа на вебинаре получается продуктивнее и активнее. 

Да и мне самой после вебинара проще - я в любой момент могу посмотреть запись, вспомнить, что я говорила и как. На очном иногда что-то забывается и потом переживаешь - чтобы не повторять и чтобы не лишить слушателей важной информации. 

Для меня получается, что вебинар продуктивнее и удобнее (я даже не говорю про все личные плюсы). А очная встреча - насыщеннее и энергичнее. Не могу сказать, что я сейчас готова выбрать что-то одно и сказать, что это лучше, а это хуже. Но точно знаю, что у вебинара очень много плюсов и кое-где получается эффективнее чем очно. 

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Лена, оценивая и сравнивая вебинар и реальное занятие, полагаю необходимо учитывать сложность предметной области по которой проходит занятие, одно дело по педагогической билитристике другое дело по высшей математике или технической дисциплине.
Второй фактор это уровень подготовки преподавателя насколько хорошо владеет предметной темой. Ну и третий фактор это личная заинтересованность аудитории.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около