Работа в последние полгода, может быть даже чуть больше дала прекрасную возможность проанализировать отличия очного и электронного обучения. И что важно - не на чужом опыте, а на своем. Всю осень 2010 я вела онлайн курсы, в основе которых - вебинары. Мы провели курса по педдизайну, один по разработке курсов и один по обучению преподавателей работе онлайн. Если не считать почти еженедельных вебинаров в сообществе, то получилось чуть больше 100 часов в эфире.
После нового года ситуация резко изменилась (это и было запланировано) и я пошла работать в аудиторию. 2-3-х дневные тренинги для преподавателей и для разработчиков курсов, самые разные организации и люди и задачи. И почти каждую неделю. Так прошли 1,5 месяца 2011 года. Тут у меня случился вебинар, которых уже 2 месяца не было, и я задумалась. Где мне больше нравится работать? Онлайн или очно? В виртуальной или в реальной аудитории?
Проводить тренинги мне нравилось всегда. Нравится работать с людьми, заряжаться от них энергией, вместе что-то придумывать, разговаривать за кофе и все такое прочее. Это хороший и интенсивный контакт с группой, очевидность реакции на собственные слова и все прочее. Но! Есть вещи, которые на вебинаре получается сделать куда как эффективнее. Например, когда я задаю вопрос на вебинаре, я получаю ответы от 90% группы. В очном режиме - не больше 50-60%. В очной группе так получается, что когда кто-то уже ответ дал, остальные уже не отвечают, если мысли сошлись. А на вебинаре пусть я и получаю похожие ответы, но формулировки разные. И они помогают дальше достраивать мысль так, как надо, чтобы слушатели все поняли.
Вместе с этим и мне на вебинаре проще работать в вопросами и ответами. Потому что у меня все зафиксировано, записано в чате. Если вдруг что-то из головы вылетает, я всегда могу вернуться. Более того, комментирую я всегда точно то, что мне написали. И ничего не вылетает и ничего я не передернула.
Чат вебинара тоже очень полезная вещь. К ней можно постоянно возвращаться и активно пользоваться. Тем самым, когда цитируешь слова участников, втягиваешь их в процесс обучения. Потому что не только приятно ссылку на себя услышать, но и слышишь то, что понятно. На очном семинаре так детально все равно запомнить не получается. Все равно эмоции, личный контакт и все прочее все сильно "затирают".
Еще вебинары - это меньшая эмоциональная нагрузка. Потому что сижу сама по себе, как мне удобно, никто на меня не смотрит, давления никакого на меня нет. И практически сразу после вебинара можно переключится на другие дела. А после очного тренинга отходить нужно все-таки дольше, именно потому что нагрузка больше.
В вебинарах мне однозначно больше нравится то, что есть записанная история, к которой всегда можно вернуться, можно посмотреть, что было, что ты говорила и какая была на это реакция. Больше возможностей для анализа. И все слова слушателей тоже фиксируются. А вот очно в процессе эмоционального и активного рассказа, когда весь организм именно на это работает, а особенно мозг, много всего теряется.
Я обратила внимание, что и с самостоятельными работами дело в онлайн курсе обстоит совсем иначе. Не буду говорить про то, что на них там просто больше времени дается и работы получаются более продуманными. Вопрос защиты, представления этих работ. На вебинаре люди не только меньше нервничают, но и более активно дают комментарии. Например, когда я провожу защиту работ на вебинаре, я всегда прошу написать 2-3 сильные стороны и 2-3 слабые стороны работы. И все очень активно пишут. А на очном сильные стороны говорят, а слабые - совсем неохотно, обидеть боятся. Работа на вебинаре получается продуктивнее и активнее.
Да и мне самой после вебинара проще - я в любой момент могу посмотреть запись, вспомнить, что я говорила и как. На очном иногда что-то забывается и потом переживаешь - чтобы не повторять и чтобы не лишить слушателей важной информации.
Для меня получается, что вебинар продуктивнее и удобнее (я даже не говорю про все личные плюсы). А очная встреча - насыщеннее и энергичнее. Не могу сказать, что я сейчас готова выбрать что-то одно и сказать, что это лучше, а это хуже. Но точно знаю, что у вебинара очень много плюсов и кое-где получается эффективнее чем очно.
Комментарии
Второй фактор это уровень подготовки преподавателя насколько хорошо владеет предметной темой. Ну и третий фактор это личная заинтересованность аудитории.