К основному контенту

Реально или виртуально? Опыт работе в аудитории и на вебинаре


Работа в последние полгода, может быть даже чуть больше дала прекрасную возможность проанализировать отличия очного и электронного обучения. И что важно - не на чужом опыте, а на своем. Всю осень 2010 я вела онлайн курсы, в основе которых - вебинары. Мы провели курса по педдизайну, один по разработке курсов и один по обучению преподавателей работе онлайн. Если не считать почти еженедельных вебинаров в сообществе, то получилось чуть больше 100 часов в эфире. 

После нового года ситуация резко изменилась (это и было запланировано) и я пошла работать в аудиторию. 2-3-х дневные тренинги для преподавателей и для разработчиков курсов, самые разные организации и люди и задачи. И почти каждую неделю. Так прошли 1,5 месяца 2011 года. Тут у меня случился вебинар, которых уже 2 месяца не было, и я задумалась. Где мне больше нравится работать? Онлайн или очно? В виртуальной или в реальной аудитории? 

Проводить тренинги мне нравилось всегда. Нравится работать с людьми, заряжаться от них энергией, вместе что-то придумывать, разговаривать за кофе и все такое прочее. Это хороший и интенсивный контакт с группой, очевидность реакции на собственные слова и все прочее. Но! Есть вещи, которые на вебинаре получается сделать куда как эффективнее. Например, когда я задаю вопрос на вебинаре, я получаю ответы от 90% группы. В очном режиме - не больше 50-60%. В очной группе так получается, что когда кто-то уже ответ дал, остальные уже не отвечают, если мысли сошлись. А на вебинаре пусть я и получаю похожие ответы, но формулировки разные. И они помогают дальше достраивать мысль так, как надо, чтобы слушатели все поняли. 

Вместе с этим и мне на вебинаре проще работать в вопросами и ответами. Потому что у меня все зафиксировано, записано в чате. Если вдруг что-то из головы вылетает, я всегда могу вернуться. Более того, комментирую я всегда точно то, что мне написали. И ничего не вылетает и ничего я не передернула. 

Чат вебинара тоже очень полезная вещь. К ней можно постоянно возвращаться и активно пользоваться. Тем самым, когда цитируешь слова участников, втягиваешь их в процесс обучения. Потому что не только приятно ссылку на себя услышать, но и слышишь то, что понятно. На очном семинаре так детально все равно запомнить не получается. Все равно эмоции, личный контакт и все прочее все сильно "затирают". 

Еще вебинары - это меньшая эмоциональная нагрузка. Потому что сижу сама по себе, как мне удобно, никто на меня не смотрит, давления никакого на меня нет. И практически сразу после вебинара можно переключится на другие дела. А после очного тренинга отходить нужно все-таки дольше, именно потому что нагрузка больше. 

В вебинарах мне однозначно больше нравится то, что есть записанная история, к которой всегда можно вернуться, можно посмотреть, что было, что ты говорила и какая была на это реакция. Больше возможностей для анализа. И все слова слушателей тоже фиксируются. А вот очно в процессе эмоционального и активного рассказа, когда весь организм именно на это работает, а особенно мозг, много всего теряется. 

Я обратила внимание, что и с самостоятельными работами дело в онлайн курсе обстоит совсем иначе. Не буду говорить про то, что на них там просто больше времени дается и работы получаются более продуманными. Вопрос защиты, представления этих работ. На вебинаре люди не только меньше нервничают, но и более активно дают комментарии. Например, когда я провожу защиту работ на вебинаре, я всегда прошу написать 2-3 сильные стороны и 2-3 слабые стороны работы. И все очень активно пишут. А на очном сильные стороны говорят, а слабые - совсем неохотно, обидеть боятся. Работа на вебинаре получается продуктивнее и активнее. 

Да и мне самой после вебинара проще - я в любой момент могу посмотреть запись, вспомнить, что я говорила и как. На очном иногда что-то забывается и потом переживаешь - чтобы не повторять и чтобы не лишить слушателей важной информации. 

Для меня получается, что вебинар продуктивнее и удобнее (я даже не говорю про все личные плюсы). А очная встреча - насыщеннее и энергичнее. Не могу сказать, что я сейчас готова выбрать что-то одно и сказать, что это лучше, а это хуже. Но точно знаю, что у вебинара очень много плюсов и кое-где получается эффективнее чем очно. 

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Лена, оценивая и сравнивая вебинар и реальное занятие, полагаю необходимо учитывать сложность предметной области по которой проходит занятие, одно дело по педагогической билитристике другое дело по высшей математике или технической дисциплине.
Второй фактор это уровень подготовки преподавателя насколько хорошо владеет предметной темой. Ну и третий фактор это личная заинтересованность аудитории.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования.

Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок:

От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения; Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами.
У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают. справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, это сильно напоминает ч…

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло.

Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты.

1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В.
2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий.
3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных.
4. Выбирайте ответы в середине. Многие…

Трендов не будет. Будут выводы.

Было время, когда в декабре и январе я старалась отловить все тренды нашей области. От экспертов, от пользователей. Потом обязательно писала сама, по мотивам и по собственным ощущениям. В какой-то момент остались только свои мысли, потому что в очередной раз говорить про геймификацию, мобильное, дополненную и все остальное - скучно. В этом году трендов вообще не будет. Будут выводы, потому что именно выводы, из реальной практики и наблюдений, могут дать нужное направление для размышлений и развития.

Вывод #1. Обучение - это все-таки процесс. 
Формат имеет значение, но это не главное. Может быть и увлекательно и скучно, и мобильно и очень даже стационарно. Главное - чтобы было долго. Точно больше одного раза. Поведение не меняется по щелчку пальцев, от одного курса на 40 минут, от одного тренинга на 1 день. Единственный результат, который нам нужен - изменение поведения. И еще изменение ментальной модели и установок. По сути - слушатели должны начать делать иначе и думать иначе (что сн…