К основному контенту

Как сделать курс для большой целевой аудитории?

Для разработки хорошего и эффективного курса мы всегда должны провести анализ целевой аудитории, чтобы понять, с кем нам предстоит работать, какие у наших слушателей особенности, как правильно с ними работать.

Самое важное, что мы узнаем из анализа аудитории - это то, над чем они работают, какие у них бывают рабочие ситуации, какие у них есть проблемы. Это не только нам помогает в формировании наиболее оптимального содержания курсов, но и нужно для подбора примеров, которые свяжут у слушателя учебный курс с реальной деятельностью. Примеры должны быть понятны всей целевой аудитории, они должны быть близки и интересны. Такой же должна быть и практика.

Но вот ситуация - нужно сделать курс для очень большой целевой аудитории. Например, по внутренней системы документооборота, знать о которой должны все. Или по каким-то стандартам и правилам. Но только вот работа с этими правилами и стандартами будет зависеть от должности, от должностных обязанностей. То есть примеры будут у всех разные. И если мы будем использовать примеры для одной целевой аудитории, для другой они будут просто не понятны.

Вообще я совсем не люблю разработку таких курсов, потому что считаю, что куда как эффективнее создавать несколько курсов под каждую ЦА, но вот далеко не все на это готовы идти, даже не потому, что это дорого, а потому что работы много. Но если уже приходится с такой задачей работать, то тут есть несколько рекомендаций, которые могут помочь:

  • Минимальное количество специализированных ситуаций, лучше вообще без них – из-за широты аудитории многие ситуации будут непонятны слушателям;
  • Подача материалов в самом простом и сдержанном стиле - так мы никого не обидем и будет понятны всем;
  • Использование простых и очень понятных технологий, которые пользуются все - из-за разницы в уровне владения компьютеров лучше брать самые простые и используемые технологии;
  • Только самая нужна информация, без детализации – убираем лишнее в качестве приложений и ссылок для самостоятельного изучения. Таким образом мы работаем с разным уровнем знаний, стараемся не учить тому, что уже знают, и даем информацию тем, кто еще знает не все;
  • Средний (или ниже среднего) уровень интерактивности - так уровень компьютерной грамотности может быть совершенно разный и не все смогу участвовать в интерактивном упражнении.
  • Максимальное количество подсказок по управлению и использованию курса и возможность их выключить - опять же потому, что у нас разные участники.
Курс для большой целевой аудитории будет проще, чем курс, который мы можем точно ориентировать на конкретную группу. Но чтобы он все-таки работал стоит его «усреднить» и сделать максимально нейтральным.

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
Я правильно понимаю, что речь о широкой, а не большой аудитории?
Elena Tikhomirova написал(а)…
Да, Сергей, все верно - именно о широкой. Что-то у меня неправильное слово попалось...
Петров И.Е. написал(а)…
Елена, вы начали с самого важного анализа целевой аудитории. Для этой цели мы применяем психологическое тестирование позволяющее разбить аудиторию на группы (классифицировать), в идеале конечно желательно проверять остаточные знания, но обычно после классификации становиться все ясно. Теперь, что касается ваших рекомендаций.
• Минимальное количество специализированных ситуаций, лучше вообще без них – из-за широты аудитории многие ситуации будут непонятны слушателям;
-- Кол-во специализированных ситуаций должно быть так же классифицировано по группам и по уровням сложности..
• Подача материалов в самом простом и сдержанном стиле - так мы никого не обидем и будет понятны всем;
• Только самая нужна информация, без детализации – убираем лишнее в качестве приложений и ссылок для самостоятельного изучения. Таким образом мы работаем с разным уровнем знаний, стараемся не учить тому, что уже знают, и даем информацию тем, кто еще знает не все;
--Подача материала должна быть по группам в виде многосодержательной структуры (оптимально на 4) и по уровням сложности(оптимально на 3). Кому то только понятийный аппарат, ну а для кого то о космопланах. ;)
• Использование простых и очень понятных технологий, которые пользуются все - из-за разницы в уровне владения компьютеров лучше брать самые простые и используемые технологии;
• Средний (или ниже среднего) уровень интерактивности - так уровень компьютерной грамотности может быть совершенно разный и не все смогу участвовать в интерактивном упражнении.
• Максимальное количество подсказок по управлению и использованию курса и возможность их выключить - опять же потому, что у нас разные участники.
--С этим абсолютно согласен. В качестве пожелания, надеюсь еще будет возможность прокоментировать сегодняшний вебинар посвещенный тренингам.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Большое спасибо за столь развернутый и интересный комментарий! Очень интересно!

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около