Фонд В. Потанина уже третий раз проводил конкурс «Преподаватель онланй», победители которого получают грант на создание собственного сайта (электронного учебника) по своему курсу. Победителей конкурса (15-20 человек) собирают вместе и в течении недели проводят обучения премудростям создания современных учебных материалов. Третий раз я участвую в качестве тренера в этой программе. И очень интересно наблюдать динамику, точнее даже не динамику, а разницу в группах.
Первая группа была интересная и очень мотивированной (почти вся). Мы с ними до 2 утра сидели в баре и вместе создавали прототипы их учебников, думали как лучше разместить материал, как использовать в учебном процессе. Вторая группа меня расстроила - часть этой группы не особо тянулась к знаниям, тратить свое время на консультации не хотели. Да и скепсиса было много. Было такое ощущение, что задача просто получить бюджет.
Группа №3 обрадовала, причем сильно. Начну с того, что во всей группе равномерно высокий уровень компьютерной грамотности, базовые понятия не нужно пояснять. Все уже что-то пробовали делать, уже есть какой-то опыт. Более того, меня порадовали четкие цели, которые были озвучены в ответ на вопрос «Зачем вам электронный ресурс по курсу?». И очень высокий уровень мотивации: много вопросов, все время все записывали, активно обсуждали во внеучебное время. И консультации ночные тоже были и почти вся группа там была.
Порадовало и то, что большинство уже хорошо понимает, что старый формат самостоятельных работы (рефераты и прочее) в новых условиях работать не будут, и нужно искать новые подходы. И кто-то их уже даже ищет.
На размышления натолкнуло то, что почти не в одном вузе нет централизованной и понятной инициативы по электронному обучению. Большинство говорит, что что-то вроде есть, но даже не знают как система называется. Говорят, что все неудобно и никто этом вопросом не занимается. Страшно мне стало - как бы инициатива этих молодых преподавателей не погибла в самом зачатке. Ведь они сейчас горят этим вопросом, готовы этим заниматься.
И еще один момент - смутила меня мысль о том, что преподаватель не должен мотивировать студента... Мне кажется, что должен, должен помогать заинтересоваться, помогать изучать и познавать предмет... Тут же еще момент, что цель обучения - сдать экзамен. Нет, не подумайте, такие мысли не у всех были... Но я эту мысль отследила и расстроилась.
Как вы думаете - должен преподаватель мотивировать студентов? Или они за ним сами бегать должны?
Комментарии
Что касается ваших впечатлений от групп обучения, проблема тут ясная, надо грамотного проводить формирование групп по врожденной профориентиции и компетенциям, тогда сил на занятия потратите меньше на порядок, да и занятии пойдет в радость.
Теперь, что касается инициативы в Вузах то она у нас есть, и инновации (патент на способ обучения с помощью многосодержательных информационных структур), внедрения нет. Если хотите, нет поддержки инноваций. Полагаю это проблема нашего государства, все упирается в юридические и финансовые вопросы eL и опять же в пресловутый чиновничий менеджмент ;).
Читал у Вас материалы по мотивации преподавателей… , если это не коммерческая тайна намекните как организовать и какие принципы закладывать.
Мотивация тесно связана с саморегуляцией. Совместное целеполагание, выбор способа получения контента, промежуточной и окончательной форм оценки - все это увеличивает вовлеченность обучающихся в курс.
Как "преподаватель-онлайн" из третьей группы могу сказать, что Вам это удалось блестяще!
P.S.Спасибо за отличный семинар! Нам всем очень понравилось.
Марина
Вот так захочешь сделать что-то полезное, а уже поздно - устарел. ;)