К основному контенту

Кто выиграл конкурс "Преподаватель онлайн"?

Фонд В. Потанина уже третий раз проводил конкурс «Преподаватель онланй», победители которого получают грант на создание собственного сайта (электронного учебника) по своему курсу. Победителей конкурса (15-20 человек) собирают вместе и в течении недели проводят обучения премудростям создания современных учебных материалов. Третий раз я участвую в качестве тренера в этой программе. И очень интересно наблюдать динамику, точнее даже не динамику, а разницу в группах.

Первая группа была интересная и очень мотивированной (почти вся). Мы с ними до 2 утра сидели в баре и вместе создавали прототипы их учебников, думали как лучше разместить материал, как использовать в учебном процессе. Вторая группа меня расстроила - часть этой группы не особо тянулась к знаниям, тратить свое время на консультации не хотели. Да и скепсиса было много. Было такое ощущение, что задача просто получить бюджет.

Группа №3 обрадовала, причем сильно. Начну с того, что во всей группе равномерно высокий уровень компьютерной грамотности, базовые понятия не нужно пояснять. Все уже что-то пробовали делать, уже есть какой-то опыт. Более того, меня порадовали четкие цели, которые были озвучены в ответ на вопрос «Зачем вам электронный ресурс по курсу?». И очень высокий уровень мотивации: много вопросов, все время все записывали, активно обсуждали во внеучебное время. И консультации ночные тоже были и почти вся группа там была.

Порадовало и то, что большинство уже хорошо понимает, что старый формат самостоятельных работы (рефераты и прочее) в новых условиях работать не будут, и нужно искать новые подходы. И кто-то их уже даже ищет.

На размышления натолкнуло то, что почти не в одном вузе нет централизованной и понятной инициативы по электронному обучению. Большинство говорит, что что-то вроде есть, но даже не знают как система называется. Говорят, что все неудобно и никто этом вопросом не занимается. Страшно мне стало - как бы инициатива этих молодых преподавателей не погибла в самом зачатке. Ведь они сейчас горят этим вопросом, готовы этим заниматься.

И еще один момент - смутила меня мысль о том, что преподаватель не должен мотивировать студента... Мне кажется, что должен, должен помогать заинтересоваться, помогать изучать и познавать предмет... Тут же еще момент, что цель обучения - сдать экзамен. Нет, не подумайте, такие мысли не у всех были... Но я эту мысль отследила и расстроилась.

Как вы думаете - должен преподаватель мотивировать студентов? Или они за ним сами бегать должны?

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Елена, постараюсь разъяснить вопрос с мотивацией. Если обучаемый грамотно профессионально ориентирован, в соответствии с врожденными способностями, то обычно такому обучаемому все дается легче в учебе и мотивировать его надо меньше, такие обучаемые самомотивированны. При не правильной профориентации, все наоборот, вы можете из кожи вылезти мотивируя, бесполезно…, в итоге получите посредственного специалиста. Конечно, тут надо учитывать и личную мотивацию(деньги, должность…), но она вторична.
Что касается ваших впечатлений от групп обучения, проблема тут ясная, надо грамотного проводить формирование групп по врожденной профориентиции и компетенциям, тогда сил на занятия потратите меньше на порядок, да и занятии пойдет в радость.
Теперь, что касается инициативы в Вузах то она у нас есть, и инновации (патент на способ обучения с помощью многосодержательных информационных структур), внедрения нет. Если хотите, нет поддержки инноваций. Полагаю это проблема нашего государства, все упирается в юридические и финансовые вопросы eL и опять же в пресловутый чиновничий менеджмент ;).
Читал у Вас материалы по мотивации преподавателей… , если это не коммерческая тайна намекните как организовать и какие принципы закладывать.
Вадим Лузянин написал(а)…
Неоднократно встречался с точкой зрения, что преподаватель не нянька. Убежден, что мотивация не только помогает возникновению учебной деятельности, но является её существенным фактором. В связи с этим можно говорить о мотивачионных умениях разработчиков курса. Его мотивационном проектировании. Теоретическая основа известна. Это бихевиоральные, когнитивные и конструктивисткие модели Пирамида Маслоу, теория социального научения Альберта Бандурры и др.
Мотивация тесно связана с саморегуляцией. Совместное целеполагание, выбор способа получения контента, промежуточной и окончательной форм оценки - все это увеличивает вовлеченность обучающихся в курс.
Unknown написал(а)…
Однозначно должен мотивировать;)
Как "преподаватель-онлайн" из третьей группы могу сказать, что Вам это удалось блестяще!
P.S.Спасибо за отличный семинар! Нам всем очень понравилось.
Марина
Elena Tikhomirova написал(а)…
2Петров: А что именно интересно по мотивации преподавателей? И спасибо большое за комментарий!
Elena Tikhomirova написал(а)…
2 Obraz - спасибо большое за комментарий. Я лично считаю, что мотивация - самое важное в обучении. И ошибочно полагать, что та мотивация, с которой слушатели "поступили" к нам на обучение, это все, что есть. С мотивацией нужно работать и ее можно развивать.
Петров И.Е. написал(а)…
Добрый вечер, Елена! По мотивации интересно, что делают в других вузах, какую систему оплат применяют для мотивации, ведь трудозатраты на eL при первичной разработке, да и вторичной поддержке электронного курса(ведь с ним надо жить:) ), гораздо больше, чем просто прочитать лекцию...?
Консультант по Lean написал(а)…
Забавно, не правда ли, что гранты на онлайн-проекты даются только молодым преподавателям.
Вот так захочешь сделать что-то полезное, а уже поздно - устарел. ;)
Elena Tikhomirova написал(а)…
Дело в том что программа фонда Потанина называется "Молодой преподаватель", а "Преподаватель онлайн" проход в ее рамках. Вот они только молодых и поддерживают. Надо искать какой-то другой фонд и предлагать им программу для всех проподавателей.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около