К основному контенту

Сколько человек может быть в e-learning-группе?

Вопрос, который мне очень часто задают на тренингах - сколько слушателей может быть одновременно в группе онлайн курса? С каким количеством преподаватель может не только справиться, но и дать качественные знания? Вопрос весьма актуальный, ведь одним из основных преимуществ e-learning всегда называют возможность масштабирования и работы с большим количеством слушателей, чем в очном обучении. Ведь тут нет ограничений физической аудитории и многих других ограничений.
На практике же получается, что один преподаватель может работать с группой, которая не на много больше очной. Хотя все зависит от ряда особенностей:
  • если преподаватель очень хорошо владеет ИТ, то он может работать с большей группой, потому что он будет быстрее выполнять все действия. Тут еще важно, чтобы и у группы знания ИТ были выше среднего, потому что в противном случае у преподавателя уйдет много времени на ответы на технические вопросы
  • если преподаватель только начинает работать с ИТ, то лучше формировать малую группу, иначе работать будет очень сложно
  • все очень сильно зависит от методики. Чем больше роль преподавателя в освоении материала, тем меньше должна быть группа. Если курс построен так, что слушатели изучают материал, выполняют интерактивные практикумы и тесты, а преподаватель только проводит вебинары и проверяет итоговые работы, то в таком режие можно и 150 человек на одного преподавателя сделать, потому что в основном будет идти самостоятельная работа. Но если в курсе предусмотрены форумы, где преподаватель должен принимать активное участие, если много самостоятельных работ, которые преподавателю нужно будет проверять, то тут большую группу делать уже нельзя, 50 человек - максимум.
  • имеет значение и сам предмет. Есть предметы простые, которые слушатели быстро осваивают, вопросов немного, проверка работ - быстрая. Есть сложные, где и понять трудно и работы нужно детально проверять каждую. Для простых предметов группа может быть больше, для сложных - меньше.
Еще есть важный вопрос инструментов, которые доступны преподавателю и того, что есть внутри СДО. Удобные в использовании инструменты, которые позволяют, например, делать рассылки на всю группу нажатием одной кнопки, собирать работы слушателей не по почте, а внутри системы, различные автоматические функции, сильно облегчают работу преподавателя, экономят время и, как следствие, позволяют лекго вести более крупную группу. Кстати, еще очень важны инструменты статистики в СДО, чтобы можно было посмотреть общую картину по группе, кто что сделал, сдал и прочее. Такая штука позволяет не делать лишних движений и оперативно реагировать на ситуацию в группе только тогда, когда нужно.
По моему личному опыту онлайн преподавания картина получается примерно такая:
  • на вебинаре можно вести активную и интересную работу с группой до 60 человек. Больше - уже очень трудно за всеми следить и вовлекать. Оптимально работать с группой в 30-40 человек. В тоже время группа в 10-12 человек слишком мала для организации активных учебных мероприятий на вебинаре.
  • активные дискуссии в форуме можно вести качественно и интересно при группе до 30 человек, когда еще можно запомнить, кто что сказал ранее, у кого какой основной тезис. Когда больше, ответы на форум для меня превращаются в исследовательскую работу, когда при ответе слушателю нужно перечитать весь форум, найти все его прошлые ответы и только тогда ему отвечать.
  • при организации самостоятельной работы (если работ несколько и они непростые), больше 30 человек тоже трудно обучать. Но я нашла выход - я даю самостоятельные групповые задания, делю группу на подгруппы по 4-6 человек и у меня получается работ меньше, поэтому можно работать и с 60 слушателями.
При большой e-learning группе очень важна четкая и методическая работа и организация своего личного пространства. Папки, фильтры, маркеры и прочее. И личная дисциплина - пару дней все запускаешь, потом очень трудно разобрать завалы, ведь я одна, а слушателей 60 и все они пишут.

Комментарии

Петров И.Е. написал(а)…
Со всеми доводами соглашусь беспорно. Что касается кол-ва обучаемых, то тут всегда идет баланс, чем качественнее электронные учебные материалы, тем меньше взаимодействие с преподавателем и наоборот. Вообще решение данного вопроса зависит от того, какой методологией вы будете пользоваться. Если на дистантной педагогике, то воз и поныне останется на месте. Если вы смените способ обучения с педагогического, на способ в основе которого лежит информационный обмен между людьми, аудитотрия резко увеличится. Обратите внимание на процесс обучения, в нем обучаемый получает информацию из разных источников книг, электронных ресурсов, непосредственно от преподавателя и везде в основе лежит информационный обмен, следовательно модель обучения должна меняться, электронные материалы должны становиться адаптивными, создание электронных учебных материалов (ЭУМ)должно быть форсайтным, т.е. преподаватель должен знать, как будет действовать тот или иной участник процесса обучения, составить ориентированную траекторию движения под него. Это позволяют реализовать психоинформационные технологии. В таком случае массовая работа с обучаемыми будет стоиться по методу проектов и роль преподавателя сведется к консультационно коректирующей. При построении процесса на многосодержательных адаптивных структурах, стоимость конечно таких курсов резко возрастает. Да и методистов просто нет. Поэтому абсолютно Вас поддерживаю в желании 2011 сделать годом методологии. Методологией электронного обучения занимаюсь с 2005 года, в 2010 получили патент на способ обучения через адаптивные структуры. Очень рад, что нашел человека собирающего вокруг себя профессионалов.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Я тут полностью с вами согласна. Сейчас важно не учить, а помогать формировать опыт. На своем курсе по педдизайну я именно этому стараюсь научить слушателей - создавать учебные мероприятия, а не материалы. При этом эти самые мепроприятия должны быть максимально тесно связаны с реальной жизнью и реальными задачами.

Совершенно верно, что если хорошо подготовленны материалы, в них много интерактивых фрагментов, то работы преподавателя меньше. В тоже время если курс построен по исследовательскому подходу, т.е. слушатели сами ищут, читают, анализируют, то тут работы будет много, потому что все будет уникально, каждое мнение нужно прочитать, написать индивидуальный комментарии, много придется думать.
Петров И.Е. написал(а)…
Елена, у вас провучала важная фраза создавать учебные мероприятия. Эффективность таких мероприятий всегда будет разная, трудо-временные затраты тоже разные, и это связанно с тем, что двух одинаковых групп обучения не будет, люди разные и в тоже время похожие. Для облегчения решения этой задачи, необходимо классифицировать обучаемых по схожим признакам и разбить на группы. В таком случае, под каждую группу пойдет свой ориентированный на нее материал, и поскольку мы знаем объекты обучения с каждой группой будет легче строить коммуникации. Можно предвидеть направления коммуникаций с каждой группой, с одной надо говорить на научные темы в рамках опережающего обучения, с другой, извените, придется разъяснять понятийный аппарат...
В заключении, я может быть повторюсь, где то в живом обучении уже писал, необходимо грамотно профориентировать студентов, если они учаться и развивают сильные стороны своей личности, заложенные природой, то и коммуникативного времени на них надо меньше. Если захотите опробовать на себе, как работает наш патент, с условием сохранения интеллектуальной собственности конечно, я готов вам частично продемонстрировать, как это работает. Возможно откроются варианты взаимовыгодного сотрудничества.:)
Ольга Елагина написал(а)…
Поделюсь нашим опытом.
1. Про самостоятельную работу.
Мы на курсах повышения квалификации нашли такой ход:
- делим группу на подгруппы
- каждая подгруппа делает экспертное заключение (по заданным критериям) на 3 работы слушателей из других подгрупп и сдает один общий отчет.
Получается, что? когда слушатели находят плюсы и минусы у коллег, они сами "доходят до истины"
В этом случае, количество участников может быть каким угодно.
2. Про семинары он-лайн
Соглашусь, что до 30 работать легче. Наверное, даже от 12 до 25. В общем-то, как и в обычной аудитории.
Петров И.Е. написал(а)…
Ольга, Вы делайте все правильно, но нужно еще группы формировать с учетом информационного обмена между людьми, в таком случае возрастет эффективность. Если группы формируете по наитию, то пологаю вы замечали, что не вовсех группах получается деловое общение, и результат не дотягивает до ожидаемого...

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около