К основному контенту

Чего e-learning не может?

Я постоянно думаю о том, какие есть у e-learning ограничения. Врага нужно знать в лицо. Когда работаешь с какой-то идеей нужно понимать не только ее плюсы и минусы. Я всегда хорошо понимала, что главное ограничение e-learning - отсутствие личного общение и социальных коммуникаций. То, что есть в аудитории, в коридорах, на задних партах, на лавочке около входа. Это точно теряется. Хотя сегодняшняя сетевая жизнь настолько активна, что потери оценить трудно - мы уже очень много сидим В контакте, в Facebook, в Твиттере и во всяких прочих социальных сетях. Но это конечно не живое.

Я недавно писала статью про то, что мы изменились, про то, что мы стали другими и стали по другому думать. И мы фотографии в альбомах стали смотреть редко и с друзьями общаемся реже лично, чем онлайн. Многое изменилось из-за интернет технологий. Пока не понятно, останутся с нами эти изменения или уйдут, станем ли мы когда-нибудь прежними, но очевидно, что полностью в состояние 20-ти летней давности мы уже не вернемся. Но это все в общем и целом, о нас, о людях.

Мне было важно понять, чего не может делать e-learning. Что теряют те, кто проходит обучение онлайн? Несколько внутри компаний, сколько люди, которые получают через сеть полное образование. Можно ли сказать, что это образование будет таким же?

Ответ, который у меня есть сегодня - нет, нельзя. E-learning - это методы и технологии очень развитые и продвинутые, с большим количеством возможностей, но они не могут полностью компенсировать очное общение. Начнем с того, что слушатели e-learning курсов теряют умение спорить. Причем не просто спорить, а спорить в живую, когда перед тобой живой человек, с эмоциями и порывами и когда нет времени думать. Спор в электронной среде тоже может быть. Но в той или иной мере чаще всего асинхронен. То есть даже если я общаюсь через мгновенные сообщения у меня все равно есть возможность взять тайм-аут и подумать, прочитать то, что мне написали, подобрать правильные слова. А может быть даже посмотреть в гугле. Потому что мое 5-ти минутное молчание никто не осудит. Всегда можно сказать, что я отходила или что-то у меня сеть глючит. И все поймут. А кто в живом, горячем споре даст возможность 5 минут молчать и думать? Нет, может кто-то и даст, но давление ситуации и собеседника будет очевидно, мы все равно не будем расслаблены. И точность формулировок тоже иная - написанное можно проверить, правильно поставить запятые, что-то выделить жирным. В живом диалоге повысил голос и все, обида, нападение, ход диалога совсем другой.

Вместе с тем иначе и работает память в диалоге. В живом диалоге оперативная память должна быть напряжена до предела, чтобы фиксировать все, что говориться, чтобы все запомнить и использовать. В электронном, если он текстовый, все записано и все можно посмотреть и повторить. Конечно, тут есть свои плюсы - при цитировании не нужно делать этого по памяти, то есть не будет момента, когда при цитировании будет допущена неточность. Но при этом и помнить нужно всего гораздо меньше - всегда рядом есть google. Конечно, есть такае инструменты, как safe browser, который в момент ответа на форум или на тест блокирует возможность открытия новых табов или окон браузера. Но кто мешает смотреть с мобильного или с планшетника?

Обучаясь через e-learning слушатели получат знания более широкие, но менее глубокие. Уже опубликовано множество исследований о том, что работа человека в сети, с гиперссылками и множеством форматов контента, сильно отличается от чтения печатного издания. Когда перед нами книга, то на какой-то период времени она становится единственным источником информации, мы погружаемся и строчка за строчкой читаем написанное. В сети так не получается - мы все время перебегаем между ссылками, мы все время смотрим что-то новое. В итоге узнает много всего, но гораздо менее детально и глубоко.

Когда мы много говорили о важности живого общения в обучении, я всегда вкладывала в это понятие несколько иные вещи. Больше относила на счет эмоций, энергетики, просто контакта с живым человеком и нахождение в обществе. Сейчас стало понятно, что e-learning, да и вообще сетевая жизнь в целом, может сделать нас совершенно другими. Я не уверена, что человек, который пишет прекрасные тексты и ведет диалоге в форумах, твиттере и блогах, сможет также уверено отстоять свою позицию в присутствии сотни людей, из зала или с трибуны. Что он сможет также уверенно вести диалог. Что он знает столько, сколько пишет. Потому что в браузере всегда можно сохранить страничку и запоминать ее необязательно. Я не могу сказать, что лучше - глубокие знание в одном предмете или поверхностные, но во многих. Но очевидно, что просто переносить все в электронный вид и текст нельзя, иначе мы можем потерять важные человеческие качества.

Комментарии

Максим Скрябин написал(а)…
Елена, мне очень понравился этот пост. Почаще бы Вы писали такие! Как-то критиковать его не буду, т.к. это Ваше личное мнение - и потому этот пост ценен. Он создан не для пиара или для каких-то "стандартов" - в этом посте Вы проявляетесь сами. Спасибо!
PS написал(а)…
Насчёт моментального реагирования. Здесь важно для чего идёт диалог? Какова его конечная цель? Если определить наилучшее решение и нет ограничения на время реагирования, то мгновенная, реал-таймовая реакция может быть и не самой продуктивной - здесь как раз лучше отсроченный вариант.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Максим, спасибо! Я вроде пиара и не пишу обычно - очень я этого не люблю. Просто я чаще пишу какие-то полезные вещи, которые могут помочь при разработке. А такие посты особой пользы вроде как не приносят ;)
Elena Tikhomirova написал(а)…
ABond: отчасти я с вами согласна, потому что моментальная реакция невсегда хорошо. Но при этом при живом общении мы часто всего должны моментально отвечать, потому что не возможности обдумывать и анализировать.

Например, когда идет экзамен, когда преподаватель начинает задавать вопросы по теме билета и отвечать нужно сразу. Ведь очень похоже на общение, например, с клиентом, когда он начинает на встрече задавать вопросы и нужно отвечать сразу. Тут редко получается подумать, взять некоторое время на обдумывание... вот тут и нужны навыки быстрого общения в реальном времени
Kochetkov написал(а)…
Просто это разные виды спорта - "быстрые шахматы" и "шахматы по переписке". Сколько ни старайся развиваться гармонично - все равно будешь стремиться в ту среду и обстоятельства, где более успешен. А те, кто в живом общении, как рыба в воде - те в Сети не особо и засиживаются, темперамент не тот.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около