К основному контенту

Как создать хороший электронный курс или что нужно разработчику?

Последнее время мы очень часто говорим про компетенции разработчика электронных курсов. Я сама неоднократно поднимала вопрос о том, что не стоит в специалисте по ДО смешивать несколько должностей: и разработчика курсов и администратора СДО и организатора обучения и все прочее. Но вот недавно наткнулась на ситуацию, в которой даже при наличии отличных знаний у разработчика хороший курс будет сделать очень непросто.

В пятницу очень долго общалась с коллегой, которая занимается в одной компании разработкой внутренних курсов. Женщина очень грамотная и много знает, опыт в ДО прекрасный. Но проблема, с которой она сталкивается сейчас, не имеет никакому отношения к ее знаниям. Для создания хорошего курса ей нужен инструмент, а его нет. Нет не только средств быстрой разработки, нет и профессиональных продуктов, которыми можно было бы пользоваться для создания отдельных элементов.

Конечно, хороший курс можно создать и просто в PowerPoint или его аналоге, можно написать «черным по белому» и больше ничего не нужно будет. Но все равно хочется (и руководство хочет), чтобы курс был интересный и привлекательный. А тут уже нужен инструмент. В каждой профессии часть успеха все равно зависит от условий и оборудования. Например, плохо работающий компьютер даже самому отличному специалисту работать будет мешать и или затормозит процесс, либо снизит качество. В разработке курсов тоже самое.

Что чаще всего мешает в инструменте разработки курсов?

  • сложные или неудобные настройки - особенно когда для простой задачи нужно выполнить слишком много действий;
  • различные встроенные вещи, которые нельзя отключить или изменить, например, анимация появления текста на слайде;
  • трудность редактирования шаблонов;
  • трудность импорта внешних объектов - это особенно важно, потому что очень часто в компании уже есть видео или flash ролики, которые стоит использовать (и более того, их использование сократить время и стоимость разработки)
  • сложности с предварительным просмотром - он всегда очень нужен, потому что нужно проверять то, что сделалось

Еще есть масса тонкостей, которые зависят от инструмента, то тем не менее могут сильно мешать разработчику.

К чему я все это? К тому, что если компания собирается самостоятельно создавать курсы внутри, при этом хочет получить достойное качество и не распугать всех слушателей жутким внешним видом и всем прочим, то ей стоит изначально позаботиться о том, чтобы обеспечить разработчика необходимыми инструментами. Ведь художник, даже при наличии красок, без холста и кистей все равно ничего не нарисует. Тут тоже самое - разработчикам нужны условия:

  • хорошее и удобное средство для разработки
  • инструменты для работы с графикой
  • возможно - планшет для рисования

Еще стоит обратить внимание на разработку шаблонов (их можно заказать у подрядчика), они будут сильно облегчать жизнь вашему разработчику курсов в части оформления, подбора цветов, шрифтов и всего прочего. А еще очень полезным будет платный доступ к какой-то коллекции картинок, которые можно будет использовать. Кроме того, что они очень высокого качества и будут хорошо смотреться, очень часто можно купить коллекцию, которая нарисована вся в одном стиле. Это будет существенным плюсом для курса.

В целом разработчику нужны условия для работы. Я стала понимать, что часто некрасивый курс - это не отсутствие вкуса и знаний у разработчика, а отсутствие инструментов для работы и создания красивого и интересного решения.

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
> ей нужен инструмент, а его нет

Хм, что значит "Нет"? Даже если начальство не даёт бюджет на софт, можно использовать что-нибудь бесплатное, КурсЛаб или Удуту, например.
Постников Сергей написал(а)…
Хм... А разве CourseLab бесплатный?
Петров И.Е. написал(а)…
Первое, с чего необходимо начинать это определиться с методологией, какие методы обучения будем применять под цели и задачи электронного курса.
Отсюда вытекает выбор софта, обычно среда разработки имеет ограничения в реализации методологии, вот вам второй критерий выбора. Обычно разработчики софта, особо над этим не думают, они предлагают набор инструментов автоматизирующих отдельные операции. (пример Moodle) Что касается разработки, то конечно в команде специалистов разрабатывать лучше, но и индивидуально возможно. Можно начать с малого, ну и совершенству предела нет.
SunnyBeam написал(а)…
Инструментарий - это важно, конечно.
Но даже самый красивый курс, сделанный в Adobe Captivate, но скудный по содержанию, неграмотно выстроенный или просто со скучным текстом не будут использовать. Даже самый аскетично оформленный курс, но хороший по содержанию и грамотно реализованный, будет использоваться.
Инструментов - море. Не нравится MOODLE - возьмите eFront - возможностей поменьше, но красив и выглядит современнее. Нет желания работать с LMS - можно и любой редактор для html-страниц использовать. Хороший инструмент - это не всегда тот, который специально заточен. Это чаще тот, которым разработчик умеет пользоваться.
Точно так же и плохой курс - это не тот, который сделан плохим инструментом. Это тот, который сделан неумелым разработчиком.
Elena Tikhomirova написал(а)…
2Сергей Снегирев - картина как раз такая, бюджет на нормальный инструмент не дают, а вот сделать что-то симпатичное не все бесплатные инструменты позволяют. Или даже так - позволяют, но затраты на это выше.
Elena Tikhomirova написал(а)…
2 Петров И.Е. - Я полностью с вами согласна! Методика всегда на первом месте должна быть. Потому что иногда слишком сложный инструмент и не нужен, потому что ничего сложного не требуется. А иногда нужен хороший инструмент. Для меня хороший - тот, которым не просто удобно пользоваться, но и который при минимальных затратах времени и усилий разработчика позволяет делать многое.
Elena Tikhomirova написал(а)…
2SunnyBeam - Про содержание полностью поддерживаю! Я на тренингах постоянно это повторяю, что даже если вам курс нарисует профессиональная дизайн-студия и там будет все просто топ-класса внешне, ерунду и плохое качество контента ничем не скроешь.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...