К основному контенту

Как создать хороший электронный курс или что нужно разработчику?

Последнее время мы очень часто говорим про компетенции разработчика электронных курсов. Я сама неоднократно поднимала вопрос о том, что не стоит в специалисте по ДО смешивать несколько должностей: и разработчика курсов и администратора СДО и организатора обучения и все прочее. Но вот недавно наткнулась на ситуацию, в которой даже при наличии отличных знаний у разработчика хороший курс будет сделать очень непросто.

В пятницу очень долго общалась с коллегой, которая занимается в одной компании разработкой внутренних курсов. Женщина очень грамотная и много знает, опыт в ДО прекрасный. Но проблема, с которой она сталкивается сейчас, не имеет никакому отношения к ее знаниям. Для создания хорошего курса ей нужен инструмент, а его нет. Нет не только средств быстрой разработки, нет и профессиональных продуктов, которыми можно было бы пользоваться для создания отдельных элементов.

Конечно, хороший курс можно создать и просто в PowerPoint или его аналоге, можно написать «черным по белому» и больше ничего не нужно будет. Но все равно хочется (и руководство хочет), чтобы курс был интересный и привлекательный. А тут уже нужен инструмент. В каждой профессии часть успеха все равно зависит от условий и оборудования. Например, плохо работающий компьютер даже самому отличному специалисту работать будет мешать и или затормозит процесс, либо снизит качество. В разработке курсов тоже самое.

Что чаще всего мешает в инструменте разработки курсов?

  • сложные или неудобные настройки - особенно когда для простой задачи нужно выполнить слишком много действий;
  • различные встроенные вещи, которые нельзя отключить или изменить, например, анимация появления текста на слайде;
  • трудность редактирования шаблонов;
  • трудность импорта внешних объектов - это особенно важно, потому что очень часто в компании уже есть видео или flash ролики, которые стоит использовать (и более того, их использование сократить время и стоимость разработки)
  • сложности с предварительным просмотром - он всегда очень нужен, потому что нужно проверять то, что сделалось

Еще есть масса тонкостей, которые зависят от инструмента, то тем не менее могут сильно мешать разработчику.

К чему я все это? К тому, что если компания собирается самостоятельно создавать курсы внутри, при этом хочет получить достойное качество и не распугать всех слушателей жутким внешним видом и всем прочим, то ей стоит изначально позаботиться о том, чтобы обеспечить разработчика необходимыми инструментами. Ведь художник, даже при наличии красок, без холста и кистей все равно ничего не нарисует. Тут тоже самое - разработчикам нужны условия:

  • хорошее и удобное средство для разработки
  • инструменты для работы с графикой
  • возможно - планшет для рисования

Еще стоит обратить внимание на разработку шаблонов (их можно заказать у подрядчика), они будут сильно облегчать жизнь вашему разработчику курсов в части оформления, подбора цветов, шрифтов и всего прочего. А еще очень полезным будет платный доступ к какой-то коллекции картинок, которые можно будет использовать. Кроме того, что они очень высокого качества и будут хорошо смотреться, очень часто можно купить коллекцию, которая нарисована вся в одном стиле. Это будет существенным плюсом для курса.

В целом разработчику нужны условия для работы. Я стала понимать, что часто некрасивый курс - это не отсутствие вкуса и знаний у разработчика, а отсутствие инструментов для работы и создания красивого и интересного решения.

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
> ей нужен инструмент, а его нет

Хм, что значит "Нет"? Даже если начальство не даёт бюджет на софт, можно использовать что-нибудь бесплатное, КурсЛаб или Удуту, например.
Постников Сергей написал(а)…
Хм... А разве CourseLab бесплатный?
Петров И.Е. написал(а)…
Первое, с чего необходимо начинать это определиться с методологией, какие методы обучения будем применять под цели и задачи электронного курса.
Отсюда вытекает выбор софта, обычно среда разработки имеет ограничения в реализации методологии, вот вам второй критерий выбора. Обычно разработчики софта, особо над этим не думают, они предлагают набор инструментов автоматизирующих отдельные операции. (пример Moodle) Что касается разработки, то конечно в команде специалистов разрабатывать лучше, но и индивидуально возможно. Можно начать с малого, ну и совершенству предела нет.
SunnyBeam написал(а)…
Инструментарий - это важно, конечно.
Но даже самый красивый курс, сделанный в Adobe Captivate, но скудный по содержанию, неграмотно выстроенный или просто со скучным текстом не будут использовать. Даже самый аскетично оформленный курс, но хороший по содержанию и грамотно реализованный, будет использоваться.
Инструментов - море. Не нравится MOODLE - возьмите eFront - возможностей поменьше, но красив и выглядит современнее. Нет желания работать с LMS - можно и любой редактор для html-страниц использовать. Хороший инструмент - это не всегда тот, который специально заточен. Это чаще тот, которым разработчик умеет пользоваться.
Точно так же и плохой курс - это не тот, который сделан плохим инструментом. Это тот, который сделан неумелым разработчиком.
Elena Tikhomirova написал(а)…
2Сергей Снегирев - картина как раз такая, бюджет на нормальный инструмент не дают, а вот сделать что-то симпатичное не все бесплатные инструменты позволяют. Или даже так - позволяют, но затраты на это выше.
Elena Tikhomirova написал(а)…
2 Петров И.Е. - Я полностью с вами согласна! Методика всегда на первом месте должна быть. Потому что иногда слишком сложный инструмент и не нужен, потому что ничего сложного не требуется. А иногда нужен хороший инструмент. Для меня хороший - тот, которым не просто удобно пользоваться, но и который при минимальных затратах времени и усилий разработчика позволяет делать многое.
Elena Tikhomirova написал(а)…
2SunnyBeam - Про содержание полностью поддерживаю! Я на тренингах постоянно это повторяю, что даже если вам курс нарисует профессиональная дизайн-студия и там будет все просто топ-класса внешне, ерунду и плохое качество контента ничем не скроешь.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около