К основному контенту

10 заповедей e-learning

В каждом деле есть правила и принципы, нарушая которые делу можно навредить. Где-то просто ничего не получится, а где-то эффективность сделанных усилий будет слишком низкой. E-learning как и любое другое дело имеет свои правила, свои заповеди.

1.Помните о цели.

У каждого e-learning-проекта должна быть своя уникальная и чётко сформулированная цель. Начиная проект, задайте себе вопрос: какую задачу вы решаете, что вы хотите получить в итоге? Не зная, куда вы идёте, вы никогда не сможете определить, достигли ли вы цели. Такая же чёткая цель должна быть и у каждого курса, каждого учебного модуля.

2.Технологии — это не главное.

В инструменты e-learning можно вложить огромные деньги, но в итоге не получить ничего. А можно — не вкладывать ни копейки, но при этом иметь очень эффективный и качественный проект. Нужно помнить, что сами по себе технологии — это всего лишь поддержка процесса и не более. «Из коробки» ни одна e-learning-система не повысит эффективность обучения в вашей организации. Нужна методика.

3.Помните о людях.

E-learning-проект создаётся для достижения определённой цели, но сам по себе он ничего сделать не может. За ним стоят люди, слушатели, которые, пройдя курс, должны будут действовать и применять полученные знания на практике. Поэтому e-learning-проект должен учитывать потребности и особенности, пожелания и мнение своей целевой аудитории — тех людей, которые будут проходить курсы, сдавать тесты, участвовать в вебинарах.

4.Встречают по одёжке…

В книжном магазине мы всегда обращаем внимание на хорошо оформленные издания. Иногда мы даже покупаем не самые лучшие книги только потому, что они красиво оформлены. Оформление электронного курса должно быть аккуратным, ненавязчивым, приятным взгляду, с самого первого экрана. Именно внешний вид должен помочь слушателю расслабиться и понять, что из этого курса он сможет спокойно и легко узнавать что-то новое, не прищуриваясь над мелким текстом, не задумываясь над тем, к чему относится картинка, не борясь с рябью в глазах от множества несочетающихся цветов.

5.…а провожают по уму.

Можно написать текст чёрным по белому, добавить в него пару самых простых картинок, но его будут читать с удовольствием и запомнят каждое слово. Содержание любого электронного курса должно быть интересным тем, кто будет его изучать, оно должно быть полезным и актуальным.

6.Чем проще, тем лучше.

В e-learningвсё должно быть просто: простой, незамысловатый текст курсов, лёгкие диалоги героев, простая навигация внутри курса, элементарные инструменты. Чем больше усилий потребуется слушателю, чтобы разобраться с технологиями, тем чаще ему придётся задумываться о том, на какую кнопку нажать, чтобы начать работать, тем больше драгоценного внимания человека тратится на вещи второстепенные — то есть, не на само изучение курса, а на процесс его использования.

7.E-learning —это самостоятельный проект.

Он требует много внимания и, не смотря на все возможности автоматизации, над ним нужно постоянно и много работать. Поручив такой проект человеку, который одновременно с ним будет заниматься аттестацией персонала, организацией внутренних тренингов и чем-нибудь ещё, вы вряд ли сможете ощутить на себе все преимуществаe-learning.

8.Обучение должно быть активным.

Вспомните самый скучный семинар в своей жизни, где ведущий говорил, говорил, говорил и ничего больше, а вы боролись со сном, осваивая все игры на своём мобильном телефоне. Электронный курс может быть ещё хуже, потому что сидеть перед экраном, читать и слушать и никак не участвовать в процессе — ещё более тоскливое занятие. В любом, даже самом простом курсе, должны быть провокационные вопросы, интерактивные фрагменты, игры, тренажёры — что угодно, только чтобы слушатель действовал.

9.Нужна поддержка.

Даже у самого продвинутого пользователя в самом хорошем курсе могут возникнуть вопросы. Не нажимается кнопка, не открывается тест, кажется, должна быть картинка, но она не загружается… А ведь от прохождения этого курса может зависеть и переаттестация на должность, и повышение по службе, и многое другое. Не оставляйте слушателя в панике с ощущением, что он безграмотный и ничего не понимает. На все вопросы пользователей e-learning системы должны быть ответы.

10.«От улыбки станет мир светлей».

Чувство юмора выручает нас в самых непростых жизненных ситуациях. Хорошая и добрая шутка в электронном курсе не только заставит слушателя улыбнуться, но и оставит самые позитивные впечатления от обучения в целом. Даже в самой серьёзной теме есть, пусть и немного, но места для юмора.

Это мои 10 заповедей. Создавая новый курс или проект, я стараюсь постоянно о них помнить. Может быть, у вас есть свои заповеди? Давайте вместе дополним этот список! Давайте в 2011 году создадим настольную книгу электронного обучения из принципов и правил, проверенных на практике.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около