К основному контенту

Совет №28 - Как избежать информационной перегрузки в курсе?

Мы живем в информационном обществе и мы все сильно перегружены информацией. Разной - от рекламы до электронных изданий, от новостей в самых разных форматах до электронного общения. И теперь еще у нас появилось электронное обучение, то есть еще один источник информации. Но только в отличии ото всех других, этот источник нельзя просто пролистать и забыть. Из него нужно чему-то научиться и как можно быстрее начать применять новые знания. По крайней мере компания, которая создает курсы для своих сотрудников, преследует именно такую цель.

Задача разработчика курсов в таких условиях становится совсем непростой. Потому что кроме того, что курс нужно создать, правильно оформить и сделать удобным, нужно еще каким-то образом гарантировать, что его не пролистают, а информация, которая в нем будет представлена уложится в голове слушателя. Кроме того, что для решения этой задачи нужно сделать курс увлекательным и активным, в курсе еще нужно избежать избыточной информации. В этом случае слушателю будет просто концентрироваться, а его мозгу не будет трудно работать.

Все дело в том, что когда мы что-то изучаем, то в первую очередь работает оперативная память. Она все впитывает и обрабатывает. Если она перегружается, то она перестает передавать информацию в более глубокие отсеки мозга. А если она это делает, то получается, что сама с себя снимает нагрузку.

Например, если мы делаем курс по приготовлению утки для новогоднего стола, то мы очень часто пробуем включить в курс и историю блюда, и особенности утиного мяса и особенности приспособлений для приготовления. Причем кладем мы это не в дополнительную информацию, а в основной цикл изучения. В итоге получаем:

  • Особенности новогоднего застолья
  • Утка как новогоднее блюдо
  • История утки в медовой корочке
  • Особенности приготовления утки
  • Основные приспособления для приготовления утки и их история
  • Процесс приготовления утки
  • Подача утки на стол
  • Утиное мясо - его основные полезные свойства и влияние на организм

Когда мы начинаем изучать такой курс, то все вроде бы интересно. Тут только нужно сделать пометку, что не смотря на тему, мы изучаем его не для себя, а потому что нам это предписано компанией. Но вот часть информации реально к процессу приготовления утки не имеет никакого отношения, в самом начале оперативная память перегружается и к важной части материала, она уже не работает и думает только о том, что на новогодней стол у вас в семье принят кролик, нужно его купить и еще нужно купить плед бабушке и еще...

Что делать? Как заставить мозг все это воспринять и научить его готовить утку правильно? Самое первое - нужно поставить точную цель курса. То есть ответить на вопрос - что должен слушатель делать в итоге, после обучения? В нашем случае - готовить утку в медовой корочке к новогоднему столу. Что он для этого должен знать?

  • Выбор утки для приготовления
  • Приспособления для приготовки утки - какие инструменты и посуда вам потребуются
  • Какие продукты нужны кроме утки?
  • Процесс приготовления - по шагам
  • Сервировка блюда для новогоднего стола
  • Особенности приготовления и сервировки (и то не обязательно)

Большинство «теории» оказалась не нужной. Да, она полезная, и ее можно включить в курс, но уже в качестве дополнительного материала, для особо увлеченных утками. При таком построении курса мозг ненужной и несвязанной с основной задачей информацией, такой как история новогоднего застолья, не перегружается и равномерно воспринимает материал. Более того, ему не скучно - он идет уверенными шагами к поставленной цели и в результате мы получаем не человека, который прошел курс про утку, а утку, вкусную и ароматную.

Комментарии

Постников Сергей написал(а)…
Получается, что традиционное "Введение" практически к любому учебнику - дополнительная информация?
Elena Tikhomirova написал(а)…
В современных условиях - да. Потому что люди перегружены и все равно не могут вчитаться.
Петров И.Е. написал(а)…
Хочу сказать спасибо с удовольствием прочитал ваши материалы, со многим согласен. Что касается проблем, это не возможность применения педагогики в качестве основы e-learning. Воспитывать дистантно невозможно. Выход есть это переход e-learning на технологии обучения построенные на информационном обмене между людьми, т.е. применение психоинформационных технологии и как следствие обучение с помощью аддаптивных информационных структур. Перов И.Е
Петров И.Е. написал(а)…
Хочу сказать спасибо с удовольствием прочитал ваши материалы, со многим согласен. Что касается проблем, это не возможность применения педагогики в качестве основы e-learning. Воспитывать дистантно невозможно. Выход есть это переход e-learning на технологии обучения построенные на информационном обмене между людьми, т.е. применение психоинформационных технологии и как следствие обучение с помощью аддаптивных информационных структур. Перов И.Е

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около