Вышла новая книга Teaching Digital Natives - Обучая цифровых резидентов - Марка Пренски.
Самые интересные мысли:
- Современных студентов нужно учить не через монолог, не говорить и потом протестировать знания, а учить нужно в сотрудничестве.
- Вместо модели, когда преподаватель говорит, а студент записывает, преподаватель должен быть гидом, помогать студентам искать знания с помощью самых разных устройств.
- В педагогике происходит глобальное изменение. Мы должны работать с людьми теми средствами, которыми они хотят, чтобы с ними работали и использовать методы, которые студенты понимают.
- образование было построено «Сверху-вниз» (это вам нужно выучить), а теперь оно стало «снизу-вверх», потому что студенты хотят получить ответ на вопрос «Почему я должен это учить? Какое отношение это имеет к тому, что мне интересно?"
- Современный преподаватель должен найти время, чтобы понять, что именно интересно студентам. И помочь студентам сформировать отношения между тем, что им интересно и тем, что они изучают.
- Сегодня не нужно рассказывать все, что мы знаем на лекции. Важно спровоцировать вопросы, которые приведут к самостоятельному познанию.
Очень хорошая и полезная книга.
Комментарии
http://www.sueddeutsche.de/digital/internet-debatte-das-netz-ein-tal-vertrauter-fremder-1.956452
Вы в своей статье лишь упомянули о том как Пренски предлагает обучать современных студентов, но ведь главная его идея в том, что он говорит о существовании огромного цифрового разрыва между современными студентами и сегодняшними преподавателями.
Также Габи Райнманн в своем блоге говорит о том, что часто студенты сами не знают что и как они хотели бы изучать и преподавателю нужно в первую очередь полагаться на свой опыт
http://gabi-reinmann.de/?p=1429
Я как раз пишу статью на эту тему, если кто-то встречал дебаты на эту тему в рунете, буду очень благодарна за ссылку.
:) Мне вспоминается изгнание учителя словесности из Республики ШКИД (эх мА тру-ля-ля).
>> Важно спровоцировать вопросы, которые приведут к самостоятельному познанию.
А что здесь, собственно, нового и революционного? Посмотрел в википедии требования к лекции в ВУЗе. Одна строка: «Каждая лекция в ВУЗ должна: быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления». Там еще много подобных. И все это я слышал от руководителя более 10 лет назад, когда готовился к первой своей лекции.
Пренски вызвал много споров не только в Германии. Кто-то говорит, что разница - в различии поколений, кто-то говорит о том, что такого понятия, как цифровой разрыв не существует.
Я уважаю Пренски, считаю, что пусть и спорны некоторые вещи, но тем не менее, в них есть суть. Технологии действительно поменяли то, как люди воспринимают информацию, то как они что-то познают. И возможно такое понятие, как цифровой разрыв именно в том, как люди разного возраста наиболее эффективно воспринимают информацию.
Почему студентыт сегодня не хотят идти на лекцию? Отчасти потому, что все это можно прочитать в сети, а время лекции потратить на что-то иное (пусть и не всегда с пользой). А вот на лекции тех, кто читает нестандартно и нескучно, кто вызывает вопросы - идут все равно.
Вопрос, наверно, в том, что все принципы успешного обучения всем уже давно известны и проверены. Но вот как их применить к новому поколению, к тем, кто никогда не ходил в библиотеку, не переписывал там в тетрадку что-то для курсовой. Вопрос в том, как работать с теми, кто электронные источники читает чаще печатных...
Сейчас читаю книгу про то, как интернет влияет на работу мозга. Дочитаю - расскажу
Гипотеза Пренски бесспорно представляет определенный интерес... но то, что цифровой разрыв именно в различии поколений - действительно спорный вопрос. Ведь существует множество примеров, когда зачастую цифровые аборигены, гораздо лучше ориентируются в цифровом пространстве, чем нынешняя молодежь (к примеру, Ваше сообщество e-learning PRO хорошее тому подтверждение).
Я также уважаю Пренски и была бы Вам благодарна, если бы Вы поделились ссылкой на источник, в котором Пренски вызвал споры и в русскоязычном сегменте сети.
Студенты сейчас действительно все реже ходят в библиотеку, а чаще ищут информацию в Интернете и читают электронные источники чаще печатных. А вот то, что они их стратегии поиска далеко не эффективны и они не умеют оценивать качество найденной информации и источников, а также считают при этом необходимым ссылаться лишь на печатные источники информации, как раз подтверждает проводимое мною в данный момент социологическое исследование.
У Загашева есть книга по применению технологии критического мышления в вузе. Есть много приёмов превратить лекцию в обоюдную работу преподавателя и студентов. Кто-то использует?
Пока ничего другого в рунете не видела, потому что не искала. Будет попадаться - опубликую обязательно!
Так ли у нас? Не слишком ли часто мы говорим молодежи, что для успеха нужен ДИПЛОМ? Без ДИПЛОМА не возьмут работать? Диплом ли? Может быть все-таки знания? Умения?
Я преподаю в вузе, но я не вижу там студентов, которые используют все возможности для обучения, который в мобильном носят полезные вещи и программы, а не игрушки, чтобы скоротать лекцию... Мне кажется, что нам пора проводить исследование своих студентов, понимать зачем они пришли в институт, зачем используют интернет? ...
Елена, это не худший вариант! У них хоть какая-то цель есть. А как быть с теми, кто пришел не зачем-то, а потому что? (потому что родители так решили). Как Вы думаете, каков процент таких студентов?! (к вечерникам и заочникам имеет отношение в меньшей степени).
Мне не раз приходилось слышать выступления ректоров (в основном платных ВУЗов), которые открыто заявляют, что основным их заказчиком являются родители.
Мне с каждым днем все больше хочется увидеть анализ нашей, российской студенческой аудитории.
у меня проблемы схожие. Точнее это даже не проблемы, а вопрос - каким путем пойти?
Лично на практике сталкиваюсь с двумя сторонами "оцифровки студентов". Сам, как студент, заранее изучаю теоретический материал, иногда его знаю, и стараюсь спровоцировать педагога на более современные аспекты предмета и его практического применения.
А как преподаватель, вынужден постоянно возвращаться к фундаментальным основам преподаваемого предмета и вести занятия согласно календарному плану. И не давать студентам использовать «современные примочки» в учебе.
Подобное балансирование и управление "цифровыми" студентами в динамичных группах , на мой взгляд, и есть сейчас педагогический талант. Вне зависимости от уровня школы. Ведь IPad -ы уже становятся повседневностью в школах, и запрещать их нельзя. Важно встроиться самому в этот процесс "оцифровки" и донести свой предмет.
Теперь успешность подобного учебного процесса все цело зависит от преподавателя, и уже не от его владения компьютером ( что обязательно), а его умения передавать знания в любой ситуации, руководить студентами, передавать и прививать им интерес к знаниям вне зависимости от динамики студентов.
Елена, как раз провожу в данный момент исследование, которое частично захватывает данный вопрос, а именно: как и с какой целью студенты используют Интернет. Результаты буду сравнивать с похожим исследованием в Германии (университет Аугсбург) для сравнения уровня ИКТ-компетентности наших студентов с немецкими.
Мотивации студентов немецких вузов я удивляюсь до сих пор. Многие из них приходят к началу семестра учиться, уже полностью прочитав список рекомендованной литературы. К сожалению, наши студенты действительно идут в вуз учиться в большинстве случаев по желанию родителей и оносятся к выбору специальности неосознанно.
А мне известны другие факты. В той же Германии огромное количество разных реабилитационных центров и центров переподготовки для людей попавших в трудную жизненную ситуацию (бездомные, безработные и тд). Для таких центры работают бесплатно. А есть «дети», кот берут за деньги. Это дети обеспеченных родителей. Дети ничего не хотят, а родители платят, чтобы они не «сдохли на улице». Вот и катаются эти «дети»по всей стране из центра в центр!
Не исключаю, что и в университетах такие есть.
>>как раз провожу в данный момент исследование, которое…
А как Вы проводите исследование? Как проводите анкетирование? Где размещаете анкету?
Т.е. попадет ли в исследование категория «нихачу вААще ничЁ»?
Но вот вопрос, который меня мучает. В последнем комментарии есть хорошая категория "Не хочу совсем ничего". Я вчера вела лекцию по управлению знаниями у третьего курса. У них нет интереса, они задают вопросы, хотя я их на это очень активно провоцирую.
Они не читают то, что им даешь заранее. Внутренней мотивации практически нет. Той, которая заставит все читать заранее, готовить вопросы, увлекаться и разбираться. Для них гаджеты - средство развлечения, но не средство работы. Как таких вовлекать, ведь их не мало?
Т.е. попадет ли в исследование категория «нихачу вААще ничЁ»?
Конечно же в основном получается опросить студентов своего вуза. Изначально задумывалось провести онлайн-тестирование, анкета размещена здесь http://internetopros.tk/ Но поскольку привлекать студентов к заполнению онлайн анкеты довольно сложно (в лучшем случае заполняют 30% из тех, кто даже начинает) опрашиваю своих студентов с бумажными анкетами. обработка данных получается разумеется гораздо более трудоемкой. Привлекать студентов других вузов тоже довольно сложно, помогают только друзья в других городах.
Но в бумажном варианте анкеты есть свои плюсы - охватываю аудиторию даже не использующую Интернет (или очень редко), а также «нихачу вААще ничЁ». Стремлюсь к выборке около 500 человек (для достойного сравнения в Германией), делаю не для галочки, а для диссертации :-)
Планирую в январе опубликовать статью по результатам.
>> Коллега в Твиттер кинул подборку ссылок по цифровому разрыву...
Елена, большое спасибо за подборку. Я тоже написала статью по данной теме, взгляд Германии, как опубликуют, дам ссылку.
>> Для них гаджеты - средство развлечения, но не средство работы. Как таких вовлекать, ведь их не мало?
Согласна с Вами. Сейчас обрабатываю постепенно результаты исследования и, например, ответом на вопрос: что из нижеперечисленного Вы используете для учебных целей в социальных сетях? встречается вариант ответа: я там не учусь, а отдыхаю. Хотя мой научный руководитель организует дистанционную поддержку студентов в контакте и часто это получается более эффективно. Здесь другая проблема, обучение получается более неформальным, иногда даже слишком. Я пока использую Moodle. Студенты действительно чаще используют новые технологии для развлечения, а не для учебы. Но из различных форм организации занятий в моем исследовании чаще всего пока выбирают Blended Learning.
>>А в книге student - это именно студент или школьник тоже?
хороший вопрос, меня тоже интересует. Я предложила профессору в Германии проект и описывала его, относя нынешних студентов к цифровым аборигенам. На что она мне ответила, что студенты не являются цифровыми аборигенами, а только школьники. Хотя Пренски писал в 2001 году о школьниках, поэтому можно было бы предположить, что они пошли уже в вуз. Но если в Америке и в Германии - это студенты, то мы лет так на пять еще отстаем. Можно ли действительно нашых студентов назвать цифровыми аборигенами?
- Современных студентов нужно учить не через монолог, не говорить и потом протестировать знания, а учить нужно в сотрудничестве.
Для построения сотрудничества, необходимо грамотно строить коммуникации преподаватель – студент, построить со всеми одинаково не выйдет, следовательно необходимо управлять информационным обменом в группе. Избегать конфликтных отношений и взаимодействовать с конфликтером через другого студента. Это управление взаимо отношениями.
- Вместо модели, когда преподаватель говорит, а студент записывает, преподаватель должен быть гидом, помогать студентам искать знания с помощью самых разных устройств.
Для того, чтобы помогать искать знания студентам необходимо прежде всего граммотно проводить профориентацию абитурьентов, когда студент грамотно профориентирован и навигация его без проблем.
- В педагогике происходит глобальное изменение. Мы должны работать с людьми теми средствами, которыми они хотят, чтобы с ними работали и использовать методы, которые студенты понимают.
По поводу глобальных изменений в педагогике хотелось бы с этого места поподробнее…Как я уже писал она для дистанционного обучения не катит.
- образование было построено «Сверху-вниз» (это вам нужно выучить), а теперь оно стало «снизу-вверх», потому что студенты хотят получить ответ на вопрос «Почему я должен это учить? Какое отношение это имеет к тому, что мне интересно?"
В принципе образование и должно быть построенно «Сверху-вниз» только в ключе программа развития экономики региона -- кадровое решение этой задачи Вузом. При этом необходимо отслеживание жизненного цикла каждого студента и поддержка его совершенствования и обучения в рамках индивидуальных потребностей предприятий. Ну и в дополнение это опьять же грамотная профориентация абитурьентов. Когда в нашей стране поймут, что не могут два человека грамотно и одинаково закручивать гайку ;-).
- Современный преподаватель должен найти время, чтобы понять, что именно интересно студентам. И помочь студентам сформировать отношения между тем, что им интересно и тем, что они изучают.
Единственно, что хотелось добавить, что знания необходимо давать с учетом профориентации и опережающие(передовые и перспективные).
- Сегодня не нужно рассказывать все, что мы знаем на лекции. Важно спровоцировать вопросы, которые приведут к самостоятельному познанию.
Процесс самостоятельного познания у всех разный. Досадно, что в нашей стране изучение процессов познания практически не ведется. Наиболее интересная на мой взгляд книга это Метод военных наук. Теоретический труд, 1894 год. Леер Г.А.- один из самых известных (наряду с М.И. Драгомировым) русских военных теоретиков конца 19 начала 20 века.