К основному контенту

Как учить современных студентов?

NewImage.jpg

Вышла новая книга Teaching Digital Natives - Обучая цифровых резидентов - Марка Пренски.

Самые интересные мысли:

- Современных студентов нужно учить не через монолог, не говорить и потом протестировать знания, а учить нужно в сотрудничестве.

- Вместо модели, когда преподаватель говорит, а студент записывает, преподаватель должен быть гидом, помогать студентам искать знания с помощью самых разных устройств.

- В педагогике происходит глобальное изменение. Мы должны работать с людьми теми средствами, которыми они хотят, чтобы с ними работали и использовать методы, которые студенты понимают.

- образование было построено «Сверху-вниз» (это вам нужно выучить), а теперь оно стало «снизу-вверх», потому что студенты хотят получить ответ на вопрос «Почему я должен это учить? Какое отношение это имеет к тому, что мне интересно?"

- Современный преподаватель должен найти время, чтобы понять, что именно интересно студентам. И помочь студентам сформировать отношения между тем, что им интересно и тем, что они изучают.

- Сегодня не нужно рассказывать все, что мы знаем на лекции. Важно спровоцировать вопросы, которые приведут к самостоятельному познанию.

Очень хорошая и полезная книга.

Комментарии

Yuri Eelmaa написал(а)…
И где скачать?
Постников Сергей написал(а)…
Чего-то... какие-то банальности...
Unknown написал(а)…
Еще после выхода первых тезисов Марка Пренски в 2001 году, когда он разделил пользователей Интернета на цифровых аборигенов и иммигрантов, в Германии возникло очень много дискуссий и Интернет-дебатов. Немцы до сих пор очень много дискутируют на эту тему и пытаются доказать неправомерность класссификации пользователей Интернета по Пренски. Цифровыми аборигенами они считают сегодняшних школьников (а не студентов) и предлагают другую классицикацию пользователей Интернета: активные создатели и пассивные пользователи цифрового пространства.
http://www.sueddeutsche.de/digital/internet-debatte-das-netz-ein-tal-vertrauter-fremder-1.956452
Вы в своей статье лишь упомянули о том как Пренски предлагает обучать современных студентов, но ведь главная его идея в том, что он говорит о существовании огромного цифрового разрыва между современными студентами и сегодняшними преподавателями.
Также Габи Райнманн в своем блоге говорит о том, что часто студенты сами не знают что и как они хотели бы изучать и преподавателю нужно в первую очередь полагаться на свой опыт
http://gabi-reinmann.de/?p=1429
Я как раз пишу статью на эту тему, если кто-то встречал дебаты на эту тему в рунете, буду очень благодарна за ссылку.
sw написал(а)…
>> «Почему я должен это учить? Какое отношение это имеет к тому, что мне интересно?"- Современный преподаватель должен найти время, чтобы понять, что именно интересно студентам.
:) Мне вспоминается изгнание учителя словесности из Республики ШКИД (эх мА тру-ля-ля).

>> Важно спровоцировать вопросы, которые приведут к самостоятельному познанию.
А что здесь, собственно, нового и революционного? Посмотрел в википедии требования к лекции в ВУЗе. Одна строка: «Каждая лекция в ВУЗ должна: быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления». Там еще много подобных. И все это я слышал от руководителя более 10 лет назад, когда готовился к первой своей лекции.
Elena Tikhomirova написал(а)…
2Жукова:
Пренски вызвал много споров не только в Германии. Кто-то говорит, что разница - в различии поколений, кто-то говорит о том, что такого понятия, как цифровой разрыв не существует.

Я уважаю Пренски, считаю, что пусть и спорны некоторые вещи, но тем не менее, в них есть суть. Технологии действительно поменяли то, как люди воспринимают информацию, то как они что-то познают. И возможно такое понятие, как цифровой разрыв именно в том, как люди разного возраста наиболее эффективно воспринимают информацию.
Elena Tikhomirova написал(а)…
2SW: согласна, что во многих утверждениях нет ничего нового. Но все же - люди, которых мы сегодня учим - другие, они иначе воспринимают информацию (мой коммент выше) и потому нужно искать более подходящие способы работы с ними.

Почему студентыт сегодня не хотят идти на лекцию? Отчасти потому, что все это можно прочитать в сети, а время лекции потратить на что-то иное (пусть и не всегда с пользой). А вот на лекции тех, кто читает нестандартно и нескучно, кто вызывает вопросы - идут все равно.

Вопрос, наверно, в том, что все принципы успешного обучения всем уже давно известны и проверены. Но вот как их применить к новому поколению, к тем, кто никогда не ходил в библиотеку, не переписывал там в тетрадку что-то для курсовой. Вопрос в том, как работать с теми, кто электронные источники читает чаще печатных...

Сейчас читаю книгу про то, как интернет влияет на работу мозга. Дочитаю - расскажу
Unknown написал(а)…
2Elena Tikhomirova:
Гипотеза Пренски бесспорно представляет определенный интерес... но то, что цифровой разрыв именно в различии поколений - действительно спорный вопрос. Ведь существует множество примеров, когда зачастую цифровые аборигены, гораздо лучше ориентируются в цифровом пространстве, чем нынешняя молодежь (к примеру, Ваше сообщество e-learning PRO хорошее тому подтверждение).
Я также уважаю Пренски и была бы Вам благодарна, если бы Вы поделились ссылкой на источник, в котором Пренски вызвал споры и в русскоязычном сегменте сети.
Студенты сейчас действительно все реже ходят в библиотеку, а чаще ищут информацию в Интернете и читают электронные источники чаще печатных. А вот то, что они их стратегии поиска далеко не эффективны и они не умеют оценивать качество найденной информации и источников, а также считают при этом необходимым ссылаться лишь на печатные источники информации, как раз подтверждает проводимое мною в данный момент социологическое исследование.
Volna написал(а)…
Да, сверхнового вроде бы нет, но многие ли так учат? И действительно, как узнать потребности студентов, артикулированные или ещё нет? ;) Напоминает релевантность и пертинентность (лекции по отношению к запросам студентов).

У Загашева есть книга по применению технологии критического мышления в вузе. Есть много приёмов превратить лекцию в обоюдную работу преподавателя и студентов. Кто-то использует?
Elena Tikhomirova написал(а)…
Коллега в Твиттер кинул подборку ссылок по цифровому разрыву

Пока ничего другого в рунете не видела, потому что не искала. Будет попадаться - опубликую обязательно!
Elena Tikhomirova написал(а)…
2Volna: Вы подняли очень важный вопрос- все понимают, но мало кто использует. Еще важно, что исследование в книге - про западных студентов. А наши студенты - такие же? Или же они пришли в ВУЗ за корочкой, от армии, найти мужа? На западе вуз выбирают осознано, платят за обучение и идут туда, чтобы в дальнейшем работать успешно.

Так ли у нас? Не слишком ли часто мы говорим молодежи, что для успеха нужен ДИПЛОМ? Без ДИПЛОМА не возьмут работать? Диплом ли? Может быть все-таки знания? Умения?

Я преподаю в вузе, но я не вижу там студентов, которые используют все возможности для обучения, который в мобильном носят полезные вещи и программы, а не игрушки, чтобы скоротать лекцию... Мне кажется, что нам пора проводить исследование своих студентов, понимать зачем они пришли в институт, зачем используют интернет? ...
sw написал(а)…
>>Или же они пришли в ВУЗ за корочкой, от армии, найти мужа?
Елена, это не худший вариант! У них хоть какая-то цель есть. А как быть с теми, кто пришел не зачем-то, а потому что? (потому что родители так решили). Как Вы думаете, каков процент таких студентов?! (к вечерникам и заочникам имеет отношение в меньшей степени).
Мне не раз приходилось слышать выступления ректоров (в основном платных ВУЗов), которые открыто заявляют, что основным их заказчиком являются родители.
Elena Tikhomirova написал(а)…
2SW: Я тут с вами полностью согласна, что есть такие, которые вообще не знают, что они в вузе делают. И да, родители, как заказчики обучения меня смущают, потому что в 17-18 лет человек вроде бы уже сам должен решать за себя. Во всем мире так.

Мне с каждым днем все больше хочется увидеть анализ нашей, российской студенческой аудитории.
Саша написал(а)…
О да, такого анализа явно не хватает. Сделал бы только кто-нибудь. и причем - не для галочки и стеба, а реальную картину.


у меня проблемы схожие. Точнее это даже не проблемы, а вопрос - каким путем пойти?

Лично на практике сталкиваюсь с двумя сторонами "оцифровки студентов". Сам, как студент, заранее изучаю теоретический материал, иногда его знаю, и стараюсь спровоцировать педагога на более современные аспекты предмета и его практического применения.
А как преподаватель, вынужден постоянно возвращаться к фундаментальным основам преподаваемого предмета и вести занятия согласно календарному плану. И не давать студентам использовать «современные примочки» в учебе.

Подобное балансирование и управление "цифровыми" студентами в динамичных группах , на мой взгляд, и есть сейчас педагогический талант. Вне зависимости от уровня школы. Ведь IPad -ы уже становятся повседневностью в школах, и запрещать их нельзя. Важно встроиться самому в этот процесс "оцифровки" и донести свой предмет.


Теперь успешность подобного учебного процесса все цело зависит от преподавателя, и уже не от его владения компьютером ( что обязательно), а его умения передавать знания в любой ситуации, руководить студентами, передавать и прививать им интерес к знаниям вне зависимости от динамики студентов.
Unknown написал(а)…
>>Мне кажется, что нам пора проводить исследование своих студентов, понимать зачем они пришли в институт, зачем используют интернет?

Елена, как раз провожу в данный момент исследование, которое частично захватывает данный вопрос, а именно: как и с какой целью студенты используют Интернет. Результаты буду сравнивать с похожим исследованием в Германии (университет Аугсбург) для сравнения уровня ИКТ-компетентности наших студентов с немецкими.
Мотивации студентов немецких вузов я удивляюсь до сих пор. Многие из них приходят к началу семестра учиться, уже полностью прочитав список рекомендованной литературы. К сожалению, наши студенты действительно идут в вуз учиться в большинстве случаев по желанию родителей и оносятся к выбору специальности неосознанно.
sw написал(а)…
>>в 17-18 лет человек вроде бы уже сам должен решать за себя. Во всем мире так.
А мне известны другие факты. В той же Германии огромное количество разных реабилитационных центров и центров переподготовки для людей попавших в трудную жизненную ситуацию (бездомные, безработные и тд). Для таких центры работают бесплатно. А есть «дети», кот берут за деньги. Это дети обеспеченных родителей. Дети ничего не хотят, а родители платят, чтобы они не «сдохли на улице». Вот и катаются эти «дети»по всей стране из центра в центр!
Не исключаю, что и в университетах такие есть.
sw написал(а)…
2Жукова
>>как раз провожу в данный момент исследование, которое…

А как Вы проводите исследование? Как проводите анкетирование? Где размещаете анкету?
Т.е. попадет ли в исследование категория «нихачу вААще ничЁ»?
Elena Tikhomirova написал(а)…
Я полностью поддерживаю необходимость баланса. Нужно считаться с тем, что люди изменились, мобильники, нетбуки и планшеты мы уже не "выведем", они точно с нами будут еще долго. И нужно искать методы, которые будут студентов, которые постоянно смотрят в свои гаджеты увлекать.

Но вот вопрос, который меня мучает. В последнем комментарии есть хорошая категория "Не хочу совсем ничего". Я вчера вела лекцию по управлению знаниями у третьего курса. У них нет интереса, они задают вопросы, хотя я их на это очень активно провоцирую.

Они не читают то, что им даешь заранее. Внутренней мотивации практически нет. Той, которая заставит все читать заранее, готовить вопросы, увлекаться и разбираться. Для них гаджеты - средство развлечения, но не средство работы. Как таких вовлекать, ведь их не мало?
Ivan Travkin написал(а)…
А в книге student - это именно студент или школьник тоже?
Unknown написал(а)…
2sw: >>А как Вы проводите исследование? Как проводите анкетирование? Где раз;мещаете анкету?
Т.е. попадет ли в исследование категория «нихачу вААще ничЁ»?

Конечно же в основном получается опросить студентов своего вуза. Изначально задумывалось провести онлайн-тестирование, анкета размещена здесь http://internetopros.tk/ Но поскольку привлекать студентов к заполнению онлайн анкеты довольно сложно (в лучшем случае заполняют 30% из тех, кто даже начинает) опрашиваю своих студентов с бумажными анкетами. обработка данных получается разумеется гораздо более трудоемкой. Привлекать студентов других вузов тоже довольно сложно, помогают только друзья в других городах.
Но в бумажном варианте анкеты есть свои плюсы - охватываю аудиторию даже не использующую Интернет (или очень редко), а также «нихачу вААще ничЁ». Стремлюсь к выборке около 500 человек (для достойного сравнения в Германией), делаю не для галочки, а для диссертации :-)
Планирую в январе опубликовать статью по результатам.
Unknown написал(а)…
2Elena Tikhomirova
>> Коллега в Твиттер кинул подборку ссылок по цифровому разрыву...
Елена, большое спасибо за подборку. Я тоже написала статью по данной теме, взгляд Германии, как опубликуют, дам ссылку.
>> Для них гаджеты - средство развлечения, но не средство работы. Как таких вовлекать, ведь их не мало?
Согласна с Вами. Сейчас обрабатываю постепенно результаты исследования и, например, ответом на вопрос: что из нижеперечисленного Вы используете для учебных целей в социальных сетях? встречается вариант ответа: я там не учусь, а отдыхаю. Хотя мой научный руководитель организует дистанционную поддержку студентов в контакте и часто это получается более эффективно. Здесь другая проблема, обучение получается более неформальным, иногда даже слишком. Я пока использую Moodle. Студенты действительно чаще используют новые технологии для развлечения, а не для учебы. Но из различных форм организации занятий в моем исследовании чаще всего пока выбирают Blended Learning.
Unknown написал(а)…
2iwannt
>>А в книге student - это именно студент или школьник тоже?
хороший вопрос, меня тоже интересует. Я предложила профессору в Германии проект и описывала его, относя нынешних студентов к цифровым аборигенам. На что она мне ответила, что студенты не являются цифровыми аборигенами, а только школьники. Хотя Пренски писал в 2001 году о школьниках, поэтому можно было бы предположить, что они пошли уже в вуз. Но если в Америке и в Германии - это студенты, то мы лет так на пять еще отстаем. Можно ли действительно нашых студентов назвать цифровыми аборигенами?
Unknown написал(а)…
Согласен с каждым пунктом, кроме "образование было построено «Сверху-вниз» (это вам нужно выучить), а теперь оно стало «снизу-вверх», потому что студенты хотят получить ответ на вопрос «Почему я должен это учить? Какое отношение это имеет к тому, что мне интересно?", здесь "интересно" заменил бы на "полезно" или "нужно", т.к. это не всегда тождественно. Преподаватель должен быть коллегой-наставником, уметь так построить изучение предмета, чтобы студент сам захотел потратить свое СВОБОДНОЕ время на его изучение, почитать литературу и т.д., а не пару раз пробежать глазами лекции в ночь перед зачетом. И конечно, учить с использованием IT. Меня удивляет, что до сих пор огромное количество преподавателей не умеют осуществлять поиск информации в сети, пользоваться электронной почтой и т.д., организовывать онлайн-консультации и т.д. Традиционный тип занятий (лекция по конспекту присыпающим студентам и семинар под страхом незачета) не особо неэффективен. Нужно больше мультимедиа, живого общения, в том числе и в не лекционное время. Но палка о двух концах - преподавателю должно быть интересно работать со студентами, он должен ощущать отдачу, а не распылять усилия на тех, кто это не оценит и не поймет. А за этим следуют уже глобальные вопросы о повышении оплаты труда за творческое преподавание, более строгий отбор в вуз и т.п. То, что я описал выше, скорее идеальный, утопичный, чем реальный портрет преподавателя, но радует, что многие к  нему успешно стремятся.
Петров И.Е. написал(а)…
По каждому пункту:
- Современных студентов нужно учить не через монолог, не говорить и потом протестировать знания, а учить нужно в сотрудничестве.
Для построения сотрудничества, необходимо грамотно строить коммуникации преподаватель – студент, построить со всеми одинаково не выйдет, следовательно необходимо управлять информационным обменом в группе. Избегать конфликтных отношений и взаимодействовать с конфликтером через другого студента. Это управление взаимо отношениями.
- Вместо модели, когда преподаватель говорит, а студент записывает, преподаватель должен быть гидом, помогать студентам искать знания с помощью самых разных устройств.
Для того, чтобы помогать искать знания студентам необходимо прежде всего граммотно проводить профориентацию абитурьентов, когда студент грамотно профориентирован и навигация его без проблем.
- В педагогике происходит глобальное изменение. Мы должны работать с людьми теми средствами, которыми они хотят, чтобы с ними работали и использовать методы, которые студенты понимают.
По поводу глобальных изменений в педагогике хотелось бы с этого места поподробнее…Как я уже писал она для дистанционного обучения не катит.
- образование было построено «Сверху-вниз» (это вам нужно выучить), а теперь оно стало «снизу-вверх», потому что студенты хотят получить ответ на вопрос «Почему я должен это учить? Какое отношение это имеет к тому, что мне интересно?"
В принципе образование и должно быть построенно «Сверху-вниз» только в ключе программа развития экономики региона -- кадровое решение этой задачи Вузом. При этом необходимо отслеживание жизненного цикла каждого студента и поддержка его совершенствования и обучения в рамках индивидуальных потребностей предприятий. Ну и в дополнение это опьять же грамотная профориентация абитурьентов. Когда в нашей стране поймут, что не могут два человека грамотно и одинаково закручивать гайку ;-).
- Современный преподаватель должен найти время, чтобы понять, что именно интересно студентам. И помочь студентам сформировать отношения между тем, что им интересно и тем, что они изучают.
Единственно, что хотелось добавить, что знания необходимо давать с учетом профориентации и опережающие(передовые и перспективные).
- Сегодня не нужно рассказывать все, что мы знаем на лекции. Важно спровоцировать вопросы, которые приведут к самостоятельному познанию.
Процесс самостоятельного познания у всех разный. Досадно, что в нашей стране изучение процессов познания практически не ведется. Наиболее интересная на мой взгляд книга это Метод военных наук. Теоретический труд, 1894 год. Леер Г.А.- один из самых известных (наряду с М.И. Драгомировым) русских военных теоретиков конца 19 начала 20 века.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около