К основному контенту

Педагогический дизайн - практика обучения

На прошлой неделе мы завершили обучение первой осенней группы по курсу «Педагогический дизайн». В четверг, на последнем вебинаре, мне было и радостно и грустно одновременно. Радостно потому что все прошло отлично, без проблем, сбоев и накладок, с хорошими отзывами. Грустно потому что мне было искренне жаль расставаться со своей группой. В течении 6-ти недель мы общали почти каждый день, вместе думали и учились.

Это был очень яркий опыт в моей жизни. Курс «Педагогический дизайн» я планировала сделать очень давно. Я проводила тренинги и семинары на эту тему, делала доклады, писала статьи, но мне всегда не хватало времени рассказать обо всем. В прошлом году я все-таки решила сделать этот курс и приступила к разработке.

Оказалось, что уложить весь ПД в электронный курс не так-то просто. Нужно много примеров и много пояснений. Получается или непонятно или много текста. Более того, некоторых терминов, которые я знаю на английском, на русском нет и их нужно пояснять. И это требует времени.

Но даты обучения были объявлены и мы рискнули курс начинать. Первые несколько тем мы публиковали по графику. Потом я перестала успевать готовить темы. Начались первые задержки.

Отсюда Вывод №1 - онлайн обучение без поддержки тютора нужно начинать только когда весь материал готов полностью. Иначе любой сбой отражается на слушателях. В очном обучении неготовые слайды презентации или раздаточные материалы можно компенсировать знаниями преподавателя, который все расскажет своими словами. Тут компенсировать нечем.

На этом проблемы не закончились. В тот момент я стала совмещать работу в компании с работой на должности директора НИИ Управлениями знаниями в МЭСИ. И если в компании я привыкла, что мой график зависит только от меня, то на новой работе слишком многое от меня не зависело. Меня включали все в новые и новые проекты, которые требовали работы по 12 и более часов в сутки. А кроме того, что у меня начались проблемы со здоровьем и проблемы дома. Поэтому времени и внимания на то, чтобы поддерживать со слушателями постоянный контакт у меня не осталось совсем. И слушатели остались сами по себе.

Вывод №2 - онлайн курс, даже если он для самостоятельного обучения, требует постоянного внимания со стороны тьютора. Связь со слушателями поддерживать нужно постоянно.

Дальше все пошло еще более сложно. Мы не успевали сделать все в те сроки, про которые говорили, я не успевала отвечать на вопросы. Контакт с группой был потерян, а спустя некоторое время наши участники поняли, что про них забыли и начали совершенно справедливо возмущаться. В итоге мы получили негативные отзывы, вернули деньги.

Но желание развавать этот курс у нас все равно не пропало. Проблемы и трудности - это опыт. Мы сделали работу над ошибками, разобрали все проблемы, которые были и с 6 сентября 2010 года набрали новую группу. Организацию курса мы полностью пересмотрели, за лето обновили и улучшили все материалы.

В основу курса мы взяли вебинары: 3 вебинара в неделю в течение 6 недель. Вебинары провожу я сама. За весь период у нас был только один небольшой технический сбой, и то не по нашей вине. Но он не помешал активному обучению.

В ходе обучения слушатели самостоятельно выполняли три работы. Все работы делались в одном общем документе, слушатели могли смотреть работы друг друга и комментировать. Все работы мы обсуждали на вебинарах.

Все записи вебинаров и материалы публиковали до окончания рабочего дня, в тот день когда мероприятие проходило. Я регулярно писала слушателям, отправляла ссылки на дополнительные источники, отмечала важные моменты, рассказывала про задания.

Группа работала очень активно и усердно. В результате мы сделали очень хорошие проекты, которые можно воплощать в жизнь уже завтра. Отзывы мы получили очень хорошие, общая оценка 67 из 70 возможных баллов (по результатам итоговой анкеты).

Сегодня начинаем обучение еще одной группы.

Но и из положительного опыта мы тоже сделали ряд выводов:

1. Для курсов, которые организованы на основе вебинаров, обязательно нужен продюсер. Когда преподаватель сконцентрирован на материале и на работе со слушателями, он может забыть включить или выключить запись, может забыть, что обещал что-то прислать. Более того, продюсер должен быть на каждом вебинаре и дублировать вопросы в чат, если кто-то вдруг не расслышал. Также от продюсера я стала просить готовить выводы из чата, чтобы можно было потом передать их участникам;

2. Полностью свободным курс делать нельзя. Нужно сказать слушателям, сколько вебинаров они могут пропустить, какие работы обязательно нужно сделать. Во-первых, если этого не сделать, что пропуская несколько вебинаров, слушатели теряют нить диалога и не могут принимать активное участие. Во-вторых, я, как преподаватель, не могу быть уверена в том, что слушатель меня понял, пока не увижу самостоятельные работы.

3. Для участия в курсе с вебинарами у всех слушателей должны быть микрофоны. Тогда можно организовать различные форматы общения. Например, защиту самостоятельных работ, коллективное обсуждение не только в чате. Это делает вебинары более активными и интересными, больше вовлекает слушателей.

4. Работа онлайн тьютора это большая нагрузка и ее трудно совмещать с другими делами. По сути, теперь за час до вебинара я должна быть на месте проведения (где-то, где есть сеть). После вебинара я на час точно я выключаюсь, потому что нужно привыкнуть к живому общению. И теперь я очень хорошо понимаю преподавателей, которые говорят, что совмещать аудиторное и онлайн обучение - трудно, потому что это разные виды нагрузки, требуют переключения.

Я также отметила, что у средства для проведения вебинаров должна быть возможность загрузки нескольких файлов с презентациями, например, когда рассматриваются самостоятельные работы. Тогда можно по очереди включать каждую, а не сводить в общий файл.

Нужна и доска, как отдельный инструмент средства для проведения вебинара. В текущем инструменте я могу рисовать только на слайде, а это не всегда удобно. Там может быть недостаточно места, чтобы нарисовать полную картинку. А кроме того, я не всегда знаю, где именно нужно будет что-то иллюстрировать, поэтому не могу поставить себе в нужном месте пустой слайд.

И еще - для моей темы обязательно нужна возможность показа моего экрана, чтобы на нем я могла показать примеры. Можно, конечно, дать ссылку на примеры и попросить слушателей самостоятельно посмотреть. Но это занимает больше времени и я не могу быть уверенной, что они открыли то, что я хотела.

Я отметила, что для организации групповой самостоятельно работы хорошо подходит Google Docs. Там есть возможности и общего доступа и одновременной работы и комментирования. И все это очень просто.

С новой группы мы добавили новые правила, обновили методику и я обновила содержание почти всех тем, с учетом опыта работы с первой группой этой осени. Из опыта прошлой зимы и весны мы сделали выводы и работу над ошибками. Именно это помогло нам стать лучше и сделать курс таким интереснее и активнее.

Комментарии

Максим Скрябин написал(а)…
Спасибо, Елена, за честность насчет ошибок и т.п. Мне понравилась такая Ваша позиция, когда тогда начались проблемы с группой.
Анонимный написал(а)…
Очень полезный опыт.

По "выводу 1": наверное не "продюсер", а ассистент.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Мы для себя такого человека называем продюсером, но по сути это ассистент, помощник, который следит за процессом.
Unknown написал(а)…
Елена, спасибо Вам за курс! Если Вы еще собираете отзывы, то я написала бы такой (уже пройдя обучение): Если Вы не знаете с чего начать разработку электронного курса, начните с обучения по курсу "Педагогический дизайн". Относительно орг.вопросов я соглашусь, что микрофоны должны быть обязательными - обсуждение самостоятельных работ требует дискуссии и очень сложно успевать фиксировать мысли в чате. И еще. Участникам курса из компаний,где серьезная зашита и где соединение возможно через прокси-сервер я бы рекомендовала пользоваться выделенными интернет-линиями. MTS-коннект меня очень спас, т.к. со стационарного рабочего места подключиться к веб-классу было невозможно.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Большое спасибо за отзыв и за советы! Про доступ - обязательно учту рекомендациях по обучению.

Спасибо!
Unknown написал(а)…
Елена, спасибо Вам за то, что Вы не останавливаетесь на достигнутом, и не только отмечаете свои промахи, но и работаете над их устранением. Благодаря этому, группа, в которой я обучалась, достигла таких результатов.

Считаю, что идея проведения вебинаров в паре с продюсером – замечательная, ведь одному трудно за всем уследить. В случае с нашей группой, незримое присутствие Зухры (думаю, в роли продюсера) на вебинарах была. Может, это был эксперимент с продюсером?

Мне также понравилась идея дублирования вопросов в чат, потому что я лично испытывала в этом необходимость из-за проблем со звуком, а также когда вопрос оставался на слайде, а мы работали в режиме чата. К тому же осуществить это просто, и для ускорения процесса можно заранее подготовить список вопросов, а затем их просто копировать в чат.

С уважением, Алёна.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около