Очень часто задают вопрос - при каких условиях e-learning работать не будет? Хороший вопрос. Мой ответ не имеет никакого отношения к технологиям, хотя плохие технологии могут сильно все испортить. Основные причины в том, как мы проектируем, планируем и ведем электронное обучение.
E-learning не будет работать (или будет неэффективным), если...
1. Не выполнен анализ целевой аудитории. Мы должны понимать кого мы учим, какие у наших слушателей возможности, пожелания и ограничения. Вот примеры простых ошибок, которые ведут к отрицательному имиджу проекта:
- Все курсы сделаны со звуком. Звук не дублирует написанное на экране, а является самостоятельным носителем информации. Субтитров нет. Большинство сотрудников компании не имеют наушников, работают в открытом офисе (open space) и уровень шума достаточно велик. Как изучать курс, если звук всем мешает или его просто не слышно из-за разговоров соседей по рабочему месту.
- В курсах большое количество интерактивных фрагментов, нужно что-то перетаскивать на экране. Большинство сотрудников имеют низкий уровень компьютерной грамотности, а drag’n’drop - не самое простое действие.
- Курсы большие и подробные. Большинство сотрудников уже давно работают в компании, много знают. 70% информации в курсе им не нужна, нужны лишь изменения и нововведения.
Знание целевой аудитории помогает адаптировать разработки по их потребности и возможности. И сократить количество недовольных тем, что курс они изучить не могут, пользоваться им сложно, да и половина материала и так известна.
2. Не выполнен анализ задачи обучения. Нужно ответить на вопрос: «А чему именно нужно научить?». Слушатели должны что-то выучить, что-то понять, начать что-то применять? Какое именно действие или его формат или критерий качества будет считаться успехом? Например:
- Мы обучаем новых сотрудников работе в компании. В тестах - проверка знания дат и названий. Но разве мы хотим, чтобы они могли назвать точную дату основания третьего филиала? Нет, мы хотим, чтобы они эффективно включились в работу. Например, знали как оформляются документы. Значит показывать и проверять мы должны именно это.
- Нам нужно научить операциониста правильно заполнять форму заявки на ремонт. Самое большое количество ошибок сейчас - при вводе кода проблемы. Тогда почему в тренажере по заполнению формы коды выпадают из списка? Ведь в реальной работе коды нужно вводить руками, нет списка. Значит и в проверке знаний нужно давать вводить, а не выбирать.
- Обучаем продажам. Нужно научить работать с возражениями клиента. Даем теорию по работе с возражениями. Но ведь задача обучения в том, чтобы научить работать с возражениями, а не знать теорию. Нужна история, практика с реальными примерами. Можно и теорию не давать. Вместо этого опросить 20 продавцов с хорошим опытом и выяснить у них, как они работают с возражениями и эти кейсы поместить в курс.
Главное понимать, чему именно нужно учить. Что должно быть в итоге? Про этот вопрос мы часто забываем.
3. Идет «оцифровка» материалов очного обучения. Тут проблема в том, что какими бы подробными не были материалы и презентации тренингов, они подстроены под очное обучение. И хороший тренер рассказывает историю или много, где и как можно применить новые знания. А в презентации этого может не быть. Когда мы начинаем использовать то, что уже есть, это нужно править.
Нужна история, которая покажет связь между материалами курса и реальной жизнью, которая поможет сформировать правильную мотивацию к обучению. В противном случае мы получаем сухую презентацию в электронном виде.
Самый главный демотиватор в e-learning - контент. Когда он непонятен, неинтересен, лишний и неудобный, даже самая отлаженная система мотивации и обучения даст сбой.
Есть еще несколько моментов с точки зрения организации, но они в следующий раз.
Комментарии