К основному контенту

Почему e-learning может не работать?

Очень часто задают вопрос - при каких условиях  e-learning работать не будет? Хороший вопрос. Мой ответ не имеет никакого отношения к технологиям, хотя плохие технологии могут сильно все испортить. Основные причины в том, как мы проектируем, планируем и ведем электронное обучение.

E-learning не будет работать (или будет неэффективным), если...

1. Не выполнен анализ целевой аудитории. Мы должны понимать кого мы учим, какие у наших слушателей возможности, пожелания и ограничения. Вот примеры простых ошибок, которые ведут к отрицательному имиджу проекта:

  • Все курсы сделаны со звуком. Звук не дублирует написанное на экране, а является самостоятельным носителем информации. Субтитров нет. Большинство сотрудников компании не имеют наушников, работают в открытом офисе (open space) и уровень шума достаточно велик. Как изучать курс, если звук всем мешает или его просто не слышно из-за разговоров соседей по рабочему месту.
  • В курсах большое количество интерактивных фрагментов, нужно что-то перетаскивать на экране. Большинство сотрудников имеют низкий уровень компьютерной грамотности, а drag’n’drop - не самое простое действие.
  • Курсы большие и подробные. Большинство сотрудников уже давно работают в компании, много знают. 70% информации в курсе им не нужна, нужны лишь изменения и нововведения.

Знание целевой аудитории помогает адаптировать разработки по их потребности и возможности. И сократить количество недовольных тем, что курс они изучить не могут, пользоваться им сложно, да и половина материала и так известна.

2. Не выполнен анализ задачи обучения. Нужно ответить на вопрос: «А чему именно нужно научить?». Слушатели должны что-то выучить, что-то понять, начать что-то применять? Какое именно действие или его формат или критерий качества будет считаться успехом? Например:

  • Мы обучаем новых сотрудников работе в компании. В тестах - проверка знания дат и названий. Но разве мы хотим, чтобы они могли назвать точную дату основания третьего филиала? Нет, мы хотим, чтобы они эффективно включились в работу. Например, знали как оформляются документы. Значит показывать и проверять мы должны именно это.
  • Нам нужно научить операциониста правильно заполнять форму заявки на ремонт. Самое большое количество ошибок сейчас - при вводе кода проблемы. Тогда почему в тренажере по заполнению формы коды выпадают из списка? Ведь в реальной работе коды нужно вводить руками, нет списка. Значит и в проверке знаний нужно давать вводить, а не выбирать.
  • Обучаем продажам. Нужно научить работать с возражениями клиента. Даем теорию по работе с возражениями. Но ведь задача обучения в том, чтобы научить работать с возражениями, а не знать теорию. Нужна история, практика с реальными примерами. Можно и теорию не давать. Вместо этого опросить 20 продавцов с хорошим опытом и выяснить у них, как они работают с возражениями и эти кейсы поместить в курс.

Главное понимать, чему именно нужно учить. Что должно быть в итоге? Про этот вопрос мы часто забываем.

3. Идет «оцифровка» материалов очного обучения. Тут проблема в том, что какими бы подробными не были материалы и презентации тренингов, они подстроены под очное обучение. И хороший тренер рассказывает историю или много, где и как можно применить новые знания. А в презентации этого может не быть. Когда мы начинаем использовать то, что уже есть, это нужно править.

Нужна история, которая покажет связь между материалами курса и реальной жизнью, которая поможет сформировать правильную мотивацию к обучению. В противном случае мы получаем сухую презентацию в электронном виде.

Самый главный демотиватор в e-learning - контент. Когда он непонятен, неинтересен, лишний и неудобный, даже самая отлаженная система мотивации и обучения даст сбой.

Есть еще несколько моментов с точки зрения организации, но они в следующий раз.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...