Отпуск - прекрасная пора исследования интернета, особенно, когда этот отпуск на даче и можно лежать с ноутом в тени сосен. Неспешные прогулки по сети привели меня к трудам Михай Чиксентмихайи (только вот не знаю, как это имя можно склонять). Внимание привлекла его идея потока, когда человек погружается полностью в то, что он делает. Это состояние возникает, когда задача перед человеком стоит достаточно сложная, но и навыков и знаний у него тоже достаточно. Общий смысл - сделать можно, но нужно концентрироваться и думать.
Пока читала увидела рядом живой пример - мужа, который собирает катер. Отвлечь ничем нельзя, за обедом мысль только про то, как поставить очередной вводной предохранитель. У мужа за плечами Физтех плюс много всего сделанного своими руками, то есть знаний и навыков для переделки электрики в катере достаточно. Но при это старая электрика там так криво сделана, что просто так с паяльником туда не прийдешь. Кроме того, нужно сделать так, чтобы все было очень надежно, на ходу не отвалилось, было защищено от воды и прочее, прочее, прочее. То есть задача непростая, над ней нужно думать. При этом задача интересна: кроме как на этом на катере на рыбалку за щукой больше идти не на чем, а еще хочется самому себе показать, что задача выполнима. Вот и получилось состояние потока.
А если нам идею потока приложить к обучению? Ведь если человек впадет в такой транс в момент прохождения электронного курса, то есть полностью будет им увлечен, то мы получим прекрасные результаты. Ведь мы только над этим работаем: увлечь слушателя, сделать его активным участником процесса обучения, сделать так, чтобы он сам познавал. Потому что это обязательные условия для того, чтобы слушатель потом применял полученные новые знания и навыки на практике.
Давайте посмотрим, что говорит теория потока. Будем ориентироваться по схеме автора.
Итак, существует зависимость между уровнем сложности задачи и уровнем навыков того, кто ее выполняет. Если задача слишком сложная, а навыков мало, то возникает состояние раздражения. При слишком простой задаче и хороших навыках человек расслабляется, а при такой же задаче и среднем уровне навыков - ему скучно. Самые продуктивные зоны: возбуждение (Arousal - сочетание среднего уровня навыков и сложности задачи от средней до высокой), контроль (Control - средняя сложность и уровень навыков от среднего до высокого) и, собственно, поток (Flow - сложная задача и высокий уровень знаний). В работе Чиксентмихайи также отмечено, что состояние потока возникает тогда, когда обеспечено оптимальное соотношении внимания, мотивации и состояния окружающей среды или ситуации, в которой происходит действие.
Если мы посмотрим на электронные курсы, то для того, чтобы "не потерять" слушателя, а также не заставить его нервничать, нам нужно соблюдать баланс сложности задачи обучения и имеющихся знаний и навыков слушателя. Здесь нам необходимо обратиться к анализу целевой аудитории, которому уделяется много внимания в педдизайне. Один из самых главных вопросов, на который мы должны ответить - Что уже знают наши слушатели?
При работе с большими целевыми аудиториями этот аспект особенно актуален. Скажем, наша задача - обучить большое количество сотрудников новым версиям документов. Если мы не оценим уровень знаний в этой области, который уже есть, то может оказаться, что часть сотрудников хорошо знают прошлую версию, а часть с ней почти не знакомы. И если в одном курсе будет собран материал и для тех и для других, то есть полный курс, то он будет скучным и неинтересным для тех, кто уже работал с документами. А если мы сделаем курс полагая, что все уже знают прошлую версию, то заставим нервничать тех, кто с документами еще не знаком. Получается, что делать нужно несколько курсов. Но это не так сложно, как кажется - делаем один большой курс с модульной структурой, а потом под каждую целевую группу готовим выборку.
Очевидно, что если курс буде слишком простой, то человек вместо обучения, будет отдыхать и не будет думать, это нам также не нужно. Если мы не заставим человека думать, то ему не будет интересно изучать то, что мы ему предложили. И исходя из этого я прихожу к выводу, что для достижения эффекта возбуждения интереса, нужно ставить перед слушателем проблему или задачу, чтобы он сразу задумался: "А как же ее можно решить?". При этом для подготовки этой задачи нам стоит использовать результаты оценки имеющихся знаний целевой аудитории, тогда сразу будет понятно, чего люди не знают и как поставить задачу так, чтобы они задумались.
Еще Чиксентмихайи говорит, что есть 8 компонентов удовольствия. А ведь обучение с удовольствием - это то, что нужно! Раз человеку нравится, то он видит в этом что-то полезное и приятное для себя, и тут срабатывает один из главных принципов обучения взрослых: мы отвечаем слушателю на вопрос о том, что в этом курсе есть для меня лично. Для того, чтобы обучение было приятным, Чиксентмихайи предлагает помнить о следующих компонентах:
- Работа над задачей, которую в нашем понимании можно завершить;
- Концентрация;
- Четкие цели;
- Быстрая (если не моментальная) обратная связь;
- Глубокое вовлечение, которое не требует особых усилий;
- Ощущение контроля над ситуацией;
- Минимальное беспокойство за собственную состоятельность;
- Быстрое и незаметное течение времени.
Конечно, не все мы можем навязать и обеспечить в электронном курсе. Но давайте обратим внимание на то, что еще в одной теории внимание уделяется четко поставленным целям. Для эффективной жизни человеку очень важно четкое представление того, что именно от него требуется. И особенно сегодня, когда почти все работают в напряженном и многозадачном режиме. Открывая электронный курс мы должны быстро понять, зачем нам нужно его изучать и чего мы в результате обучения должны достигнуть.
Еще я обратила внимание на обратную связь. Я проанализировала свое отношение к различным занятиям и поняла, что, например, от рисования я получаю максимум удовольствия, когда кто-то сидит рядом и сразу говорит, хорошо или плохо, что лучше поправить или изменить. А вот если я рисунок сделала, а потом кто-то говорит о том, как его можно улучшить, то мне приходится себя заставлять это делать. Отсюда делаем вывод: в электронном курсе должна быть такая обратная связь, чтобы слушатель мог сразу сообразить, что он делает не так, что нужно еще изучить, или понять, что он все знает и похвалить себя.
А вот на пункт 6 про контроль я посмотрела с точки зрения навигации в курсе. У человека должны быть все возможности, чтобы в любой момент остановить происходящее на экране, вернуться назад или заглянуть вперед. Также нужно, чтобы слушатель видел, сколько он изучил, где остановился, сколько осталось. А еще на контроль за ситуацией можно посмотреть со стороны оценки знаний - тут тоже важно, чтобы была возможность пройти задание, проанализировать результат и повторить его. Это, конечно, не относится к итоговым тестам и кейсам, но те, которые внутри курса, такие возможности давать должны.
Еще раз возвращаясь к схеме - нам нужно работать в желтом сегменте, чтобы обеспечить эффективность обучение. А это значит, что кроме четко поставленных целей, обучение должно помогать в решении насущных рабочих задач сотрудника, соотносится с уже имеющимися знаниями и навыками, быть просто интересным. И тут дело вовсе не в красоте анимации и представления материала, нужен простой и понятный язык изложения, примеры, которые близки слушателю и некий вопрос, ответ на который будет любопытно найти.
Комментарии
У меня вопрос:
Почему в координатах
low+low=apathy?
Тут что-то не складывается. Должно быть =flow если же это не так, то "при низком уровне скилов везде должна быть апатия"!
:)
О.Лавров
Если "я ничего не знаю, да еще и не проблемно", то скорей всего "пройдет" просто фоном...
"Общий смысл - сделать можно, но нужно концентрироваться и думать." Не совсем так, на сколько я понял из трудов автора - состояние потока случайно. Находясь в нем человек не может его искусственно поддерживать. А концентрация, которая у Вас предлагается как рекомендация для вхождения в это состояние, является как бы побочным эффектом, как и чувства приятия деятельности (получение удовольствия)
"Один из самых главных вопросов, на который мы должны ответить - Что уже знают наши слушатели?"
Михай Чиксентмихайи связывает свой поток с аутотелической (т.е. внутренней) мотивацией. я думаю, что тогда главным становится не столько вопрос о навыках слушателя, сколько о его мотивации (а следовательно интересе к тематике курса). Оптимальный уровень навыков едва ли сам по себе сможет вызвать состояние потока без заинтересованности.
Если говорить о работе с "большими целевыми аудиториями" едва ли опять можно говорить о состоянии потока, т.к., как уже отмечалось, оно является случайным и основано на внутренних устремлениях человека.
Правда нельзя сказать, что это невозможная задача. Мне трудно себе представить несколько хирургов, находящихся одновременно в состоянии потока при выполнении сложной операции. Но хорошим примером может являться оркестр, где каждый выполняя свою роль по своим причинам создаёт изумительную симфонию.
Таким образом, я вообще не уверен в возможности создания универсального курса, вызывающего состояние потока без групповой работы (пресловутой социальной составляющей).
Что касается апатии, так там действительно именно она. Когда человек не может решить сложную задачу anxiety (беспокойстово), когда же человек не может решить простую задачу apathy (апатия) чувство несостоятельности.
http://www.koob.ru/csikszentmihalyi/
кстати, в отечественной психологии состояние потока называют поглощенность (или вовлеченность в) деятельностью.
http://www.psychology-online.net/articles/doc-757.html
еще схожее явление рассматривается у маркетолога Мозера http://www.koob.ru/moser_klaus/psihologiya_marketinga_i_reklami