15.06.2010

Что такое конструктивизм?

По следам одного из вебинаров публикую материалы по основным теориям педагогического дизайна.
Конструктивизм
В педагогике конструктивизм появился благодаря Жану Пиаже (Jean Piaget). Он сказал: «Знание не передаётся, оно создаётся». После Пиаже над конструктивизмом поработал Меррилл (Merryll), а затем Уилсон (Wilson), Теслоу (Teslow) и Осман-Жошу (Osman-Gouchoux).
Лучше всего суть конструктивизма представить на схеме.
image
Конструктивизм говорит нам о том, что обучение должно учитывать имеющийся и будущий опыт слушателей, оно должно быть активным и должно учитывать, что каждый слушатель в силу тех или иных особенностей сформирует своё личное знание.
Немаловажно помнить и о контексте. Обучение нельзя отрывать от реальности и проверять знания нужно также на реальных примерах.
Опасность конструктивизма состоит в том, что можно очень легко перейти от действий ради достижения цели к действиям ради действий, то есть, когда мы говорим, что обучение должно быть реальным и активным, в нашу программу обучения никогда не должны попасть мероприятия, вставленные туда просто потому, что иначе будет скучно.
Очень часто разработчики учебных программ и материалов сначала думают о мероприятиях и действиях, тогда как в первую очередь мы должны думать о целях обучения и уже под них подбирать средства их достижения.

3 коммент.:

iwannt комментирует...

Вы, наверное, имели ввиду знаменитого психолога ЖАНА Пиаже (Jean Piaget)?

Конструктивизм оказал большое влияние на современную педагогику, но тем не менее так и не стал теорией обучения, но теорией познания. Социальный конструктивизм тоже есть теория познания. Обе они позволяют трактовать процесс обучение на свой лад.

В самой же педагогике есть, например, конструкционизм Пейперта (Seymour Papert) и коннективизм (существ.одноим.теор.познания) Даунса и Сименса (Stephen Downes, George Siemens).

Всеволод комментирует...

Очень многие конструктивисты (возможно даже большинство) осознанно и не очень тяготеют к солипсизму. Причем не только радикальные, но и вполне себе обычные конструктивисты. О причинах можно спорить, но не уверен, что в этом есть хоть какой толк... Т.е. не то, чтобы они совершенно отрицают реальность мира, но вот роль реальности в формировании единичной психической квазиреальности они явно недооценивают. Рефлексивность последней для них пустая тема. Им важны ее содержание, структура, внутренняя динамика, но вопросы ее происхождения, детерминации реальным миром им малоинтересны. Еще одна проблема - зацикленность на знаниях. Очень многие "конструктивисты" страшатся даже случайно молвить "поведение". Еще бы, могут невзначай спутать с погаными бихевиористами. Также очень странно видеть притянутыми за уши к конструктивизму ДЖИна (это просто атас!) Пиаже, Выготского, Дьюи, Монтессори и др. Никто из них по сути не был конструктивистом в современном понимании оного. Чтобы это понимать, достаточно почитать их переводы.

Всеволод комментирует...

Елена Владимировна, обратите на это внимание - Пиаже все же Jean (Жан), здесь не может быть разночтений. А то Вы его именуете странным именем Gean не только здесь...