К основному контенту

Почему преподаватели так сильно не хотят использовать технологии?

Мы сидим за круглым столом и пытаемся понять, что мешает ППС использовать новые технологии. При это не просто для отправки писем, а для постоянной, ежедневной работы, для развития содержания, для развития предмета и методики его преподавания. И мы заняты тем, чтобы найти для них инструменты, которые помогут им быстро и просто переносить знания в наши учебные материалы.

Только вот вопрос: даже если мы подготовим методику переноса и дадим им инструменты, будут ли они их использовать? Тогда мы говорим о новыках - а может быть они не могут их использовать? Может быть знаний не хватает? И начинаем вспоминать учили ли мы их этому или нет? Достаточно обучения или нет? Очевидно, что учили. И учили много, и сравнительно недавно. Плохо учили? Да нет, хорошие тренеры, отличные материалы, специально сделанные и заточенные. И проверяли знания, и по тестам все было почти отлично. Может быть стоит еще учить? Но как сказать, что мы вас опять будем учить тому, чему уже учили?

Больше вопросов чем ответов... Ситуация не простая - мы учим, тратим деньги и время, а результат никуда не годится. А может мы плохо их мотивируем? Может нужна более жесткая система, и любая работа будет оплачена только тогда, когда на руках будет результат. А разве сейчас не так? Так. И не работает, потому что уже научились ее обходить. А можно ли создать такую систему, которую обойти нельзя? Если кто-то хочет обойти, всегда найдет путь. А если и не сможет обойти, то какая-то часть людей точно примет более низкую оплату, только чтобы не делать лишнюю, непонятную, ненужную лично им работу.

Получается, что даже если мы даем нужные инструменты и методики, да еще сопровождаем все это системой мотивации, преподаватели все равно не делают того, что мы от них хотим. А мы продожаем искать решения, продолжаем подбирать им инструменты, менять схему мотивации, пробовать самые разные подходы...

А может мы не там ищем? Или не то? Может нужно показать нашим преподавателям, что их роль и функции поменялись? Сегодня, они живут в одной модели, а то, что мы от них хотим - части совершенно другой, новой модели. Той модели, где преподаватель автор материала и гид по миру знаний в предметной области. Поменялась связь между доступностью и ценностью информации, а потому знания, которые может студент получить в аудитории уже не уникальны, и теперь доступны далеко не только через преподавателя, но и, скажем, с мобильного, который тут же в аудитории и доступен.

Получается, что преподаватель играет старую роль, а костюм на нем для новой. Значит вопрос не в костюме, точнее не в инструментах. Вопрос в самом преподавателе и его роли в учебном процессе. Наши программы обучения, наши курсы и наши семинары сейчас должны в меньшей степени учить работе с инструментами, а большей - менять понимание, мотивацию, формировать новые роли и новые облики преподавателя. Что-то мне подсказывает, что преуспев в этом, долго учить инструментам не нужно будет....

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
Причина - очень низкий return on investment, вернее, отрицательный.

Учитель "старой школы" инвестирует огромное количество времени и усилий в обучение, а потом каждый раз - огромное количество времени, нервов и усилий в собственно те операции, которые должны сэкономить ему время/усилия/нервы. Зачем этому человеку включать компьютер, напрягаться, нервничать, выставлять себя дураком, спрашивать что-то у кого-то, когда можно по старинке всё сделать от руки?

Это тот самый вариант, когда дешевле "до основанья всё разрушить, а затем..."
Вячеслав написал(а)…
Нельзя перепрыгнуть через фундаментальные закономерности, как бы этого ни хотелось.
"Природа" заложила в человека консерватизм, как элемент системы защиты вида. Это качество наиболее развито у преподавателей. "Не навреди!".
Всему своё время. Оглянитесь назад,за какой исторически короткий пермиод уже произошли фундаментальные изменения. "Природа" сопротивляется: "Нельзя ребёнку давать спички!"
Вячеслав написал(а)…
Нельзя перепрыгнуть через фундаментальные закономерности, как бы этого ни хотелось.
"Природа" заложила в человека консерватизм, как элемент системы защиты вида. Это качество наиболее развито у преподавателей. "Не навреди!".
Всему своё время. Оглянитесь назад,за какой исторически короткий пермиод уже произошли фундаментальные изменения. "Природа" сопротивляется: "Нельзя ребёнку давать спички!"
Анонимный написал(а)…
Мне кажется, что надо:
1. Надо продолжать показывать возможности ИКТ и разрабатывать методики
2.Мотивировать и совершенствовать оплату труда
3.Терпеливо ждать смены поколений преподавателей
Эдуард написал(а)…
На мой взгляд, Елена,Вы обозначили центральный вопрос современной педагогики. Дело в том,что между образом мышления учителя и IT-технологиями, как правило, отсутствует одно существенное звено - философский аспект, интерфейс. Между тем, наличие концепции, контекста и единой терминологии существенно помогают гармонизации взаимодействия и понимания. Будут эти компоненты - можно говорить о мотивации и внедрении IT-технологий.
Михаил Протасов написал(а)…
Забавно, что под мотивацией понимается "более жесткая система".

Думаю, что если начать с мотивации, хорошо подумать над ней (только не с точки зрения жесткости, а с точки зрения того, что нужно преподавателям), то это будет хорошим началом решения существующих проблем.

Размышления над мотивацией практически наверняка приводят к изменениям в предлагаемых технологиях. И так далее.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Сергей, тут я с вами согласна. Недавно у меня был такой диалог с одним преподавателем: "Почему вы не используете университетскую почту?" - "Она глючит, там проблемы и все такое прочее". И начинает мне рассказывать о проблемах, которые были больше чем два года назад. То есть однажды что-то не понравилось, что-то не получилось и все - больше я туда ни ногой. И уж конечнно - никто не хочет спрашивать, консультироваться и все такое прочее...
Elena Tikhomirova написал(а)…
andrsans, со схемой действий я согласна. Но вот как быть, если главный для ППС инструмент, оплата, уже так усовершенствовали, что больше уже некуда?

А про смену поколений есть вопрос - я не всегда вижу связь "молодой преподаватель - активное использование технологий".
Elena Tikhomirova написал(а)…
Михаил, я тоже этому удивляюсь! Почему-то мотивация в вузе всегда произносится в контексте "закрутить гайки". И я работала со многими ВУЗами - на мои предложения типа "Давайте посмотрим на людей, на их потребности и желания" всегда были косые взгляды и обвинения в том, что я ничего в этом не понимаю.

Тут два варианта - либо я действительно чего-то не вижу и не понимаю, либо просто стиль управления ВУЗом именно такой, но вот по каким-то причинам?
Webils написал(а)…
Я с вами не соглашусь. Мы сейчас делаем проект "Российская интернет Школа". И в нашей школе вся суть в новых технологиях, и без них не возможно существовать нашей школе. И преподаватели охотно соглашаются участвовать в проекте. Смысл в том, чтобы доступно объяснить им, что новые технологии открывают для них новые возможности, и что их главная задача дать знание людям - становится доступнее, и даже тот, кто раньше, в силу удаленности от преподавателя, или в силу того что имеет некоторые физические ограничения, теперь тоже имеет доступ к нему. Поэтому, надо объяснить что им так не просто проще будет работать, но и в целом от этого обществу будет лучше! (Для преподавателей это важно)
Elena Tikhomirova написал(а)…
2Rish.ru - как раз сегодня ваш проект изучала. Очень интересно! Вы знаете, в таком проекте вопрос немного иначе стоит - вы правильно сказали, что вся суть в технологиях. Но вот когда суть остается той же и идет работа в аудиториях, что почему-то технологии воспринимаются вяло. И даже после многократных объяснений все остается там же...
Анонимный написал(а)…
Елена, причин множество, и нельзя определять их круг по отношению ко всему ППС.
Мотивация, Вы говорите что систему мотивации "уже так усовершенствовали, что больше уже некуда" - усовершенствовали когда? Если я не ощибаюсь более двух лет система мотивации в известном мне и Вам ВУЗе остается неизменной. А сколько дополнительных процессов за эти два года возложено на ППС? Где в той идеальной системе о которой Вы говорите подталкивание ППС к внедрению инноваций? Система мотивации должна быть динамичной, и частично индивидуализированной.
Второй проблемой, по моему мнению, является роль пользователя которую отвели ППС. Преподаватель не учавствует в процессе, он только использует его. У преподавателя не спрашивают какие инструмены он хотел бы применять и использовать. Простите "поисходит насаждение идей".
Преподавателя нужно сделать активным участником процесса, тем самым Вы увидите кто реально хочет, а кто нет. Вы увидите кто чего стоит. Вы найдете соратников и помошников.
С уважением, Девяткин Евгений
Unknown написал(а)…
Очень правильные мысли, Елена.

Почитал я Ваш пост и подумал - а может быть в новой системе получения знаний... просто не нужны преподаватели?

Кто такой преподаватель. Человек, который прочитал несколько учебников, программу по своей дисциплине, написал свои лекции, читает эти лекции в принимает по ним экзамены.

Хорошо, если этот самый преподаватель талантлив, любит свой предмет и лекции у него такие, что по ним можно новую книгу издавать. Но ведь мы реалисты и знаем, что в большинстве случаев это далеко не так.

А если представить идеальную картину, что те кто учатся - мотивированы к получению знаний (поэтому и пользуется e-learning). Материалы, которые большинство преподавателей читают в лекциях такие студенты найдут сами (и таким студентам слушать типовые лекции преподавателей - это, простите, - вынос мозга).
В этом случае, занятия могли бы вести практики. Известные маркетологи, управленцы, банкиры. На всю страну. Они бы не читали определения менеджмента и не учили бы, как сводить баланс. Они бы говорили свое видение бизнес-процессов, как бы они решили кейс и прочее. Обучение происходило бы через этих людей и открытые материалы в интернете. Эти люди могли бы рекомендовать какие-то источники.

А экзамен можно сдавать "преподавателям". Ставить зачеты - это то, что они отлично умеют, в отличии от умения делиться знаниями. Последним обладают единицы.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Евгений, спасибо за комментарий! Он оказался как нельзя более кстати после Школы. Я чуть позже все свои мысли вынесу в отдельный пост.

Андрей, спасибо большое за мысль. Тоже сразу натолкнула на ряд идей и тоже напишу в отдельном посте.
Максим написал(а)…
Мне кажется, многие преподаватели не понимают, зачем нужно что-то менять, если и так есть результат. Кроме того, такие изменения навязываются "сверху" да еще ожидаются быстрые результаты... Это хорошо, наверное, для бизнеса, но в академической среде другой темп.

Или еще пример: учебно-методический отдел пишет, что в программе не отражены компетенции, но преподаватели не знают, что такое компетенция (на самом деле, что это - мало кто знает) и чем компетенция отличается от ЗУН. Думаю, преподаватели и администрация вуза говорят на разных языках.
Natalia Dmitrievskaia написал(а)…
Не все не хотят, но речь не об этом)) На мой взгляд корень проблемы "сопротивления ППС" в вузах к активному использованию инструментов электронного обучения кроется в профиле самих преподавателей, которые выбирали это призвание совершенно в других условиях. Многим преподавателям в рамках профессиональной самореализации необходим живой контакт со студентами, их ответная реакция (взгляды, жесты и пр.), необходимо выплеснуть свою энергию в аудитории и зарядиться новой (как на сцене в театре). Если посмотреть на ППС, которые хороши он-лайн, то в живой аудитории они редко блещут харизмой, контактом аудиторией.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около