К основному контенту

Как работает наша голова и зачем нам это знать?

Джон Медина, молекулярный биолог и нейрофизиолог, автор бестселлера "Правила мозга", говорит, что практически не знаем, как работает наш мозг. И именно поэтому делаем многие вещие не верно. В своей небольшой статье в Секрете Фирмы он говорит, что даже то, что Джордж Буш катался на электосамокате, не сделало его популярным, потому что люди так и не поняли, куда его можно применять. Автор пишет:
"При встрече с любым объектом мы задаем себе шесть вопросов. Первая пара: "съест ли он меня?" и "могу ли я его съесть?" На современный язык это переводится так: "Зачем мне эта штука? Не опасна ли она?" Вторая пара вопросов: "могу ли я иметь секс с этим объектом?" и "может ли он иметь секс со мной?" Что означает: "доступен ли продукт по цене?", "подходит ли он под мой имидж?" И третья пара вопросов: "видел ли я его раньше?" и "видело ли он меня?" — оценивает инновационность, трендовость продукта.

В начале 2000-х все ждали бума на электросамокаты Segway. На такой самокат залез сам Джордж Буш — казалось, лучшей рекламы не придумать. Проблема была в том, что люди никогда раньше не видели такого устройства и не могли связать его с контекстом своей жизни, оценить по шкале третьей пары вопросов. С точки зрения нейрофизиологии Segway был обречен."


Мне кажется, что мы должны задуматься об этом и в обучении. Всегда ли мы помним о том, как учится наш мозг? Скажем, очень важный момент - мы не можем ничего усвоить, пока не можем выстроить у себя в голове связь имеющихся знаний и новых. Множество исследований в области нейрофизиологии показывают, что для освоения нового связь со старым необходима. Всегда ли мы помним об этом и пишем в начале курса ту самую связку, которая связывает новое и старое?

И не от того ли, что мы забываем о том, как люди учатся и как работает мозг, мы зачастую создаем заведомо неэффективные решения?

Комментарии

Olga Pavlenko написал(а)…
Вы правы большинство специалистов, обучающие людей, не задумываются о том, как работает наш мозг. Это часто приводит к ошибкам в обучающем процессе.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования.

Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок:

От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения; Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами.
У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают. справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, это сильно напоминает ч…

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло.

Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты.

1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В.
2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий.
3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных.
4. Выбирайте ответы в середине. Многие…

Трендов не будет. Будут выводы.

Было время, когда в декабре и январе я старалась отловить все тренды нашей области. От экспертов, от пользователей. Потом обязательно писала сама, по мотивам и по собственным ощущениям. В какой-то момент остались только свои мысли, потому что в очередной раз говорить про геймификацию, мобильное, дополненную и все остальное - скучно. В этом году трендов вообще не будет. Будут выводы, потому что именно выводы, из реальной практики и наблюдений, могут дать нужное направление для размышлений и развития.

Вывод #1. Обучение - это все-таки процесс. 
Формат имеет значение, но это не главное. Может быть и увлекательно и скучно, и мобильно и очень даже стационарно. Главное - чтобы было долго. Точно больше одного раза. Поведение не меняется по щелчку пальцев, от одного курса на 40 минут, от одного тренинга на 1 день. Единственный результат, который нам нужен - изменение поведения. И еще изменение ментальной модели и установок. По сути - слушатели должны начать делать иначе и думать иначе (что сн…