Случайно нашла на одном канадском сайте (только не спрашивайте, как меня туда занесло) интересную статью про то, что школам нужны новые учебники. Ниже пишу дословный перевод, потому что очень понравилась мысль автора и ход ее развития.
У меня есть идея, как сократить потери государства и помочь окружающей среде одновременно. Нужно прекрать все время платить за бумажные учебные материалы, такие как учебники.
В былые времена, когда один студент читал текст, другие его читать не могли, поэтому нам приходилось покупать много копий учебника или предлагать ученикам читать по очереди. Это было, продолжает быть, очень дорого. Когда-то это было необходимо, теперь просто не имеет смысла.
С появлением всемирной паутины миллионы студентов могут использовать один и тот же ресурс в одной и то же время. Сейчас, тысячи людей читают одну и ту же статью в онлайн газеты или в электронном журнале или на сайте. Наши студенты могут делать так же.
Электронные ресурсы можно производить повторно с практически нулевыми затратами. Тогда зачем платить за что-то больше, чем один раз? Зачем наши безденежные школьные советы и провинциальные государственные службы платят снова и снова за те же самые ресурсы, будь то покупка новых печатных копий или лицензирование? Это рекурсивные расходы, которые мы больше себе не можем позволить. На самом деле это потеря денег налогоплательщиков. Одной копии достаточно.
Аналогично и исследованиями. Сейчас исследователи отдают свои права издательствам, которые отправляют их статьи в университетские библиотеки и другие исследователи вынуждены платить, если они хотят их читать.
В свою очередь, налогоплательщики платят за исследования, потом платят зарплату исследователям и потом опять платят за использование исследований. Отдельные библиотеки потом платят потом за доступ к исследованиям. И налогоплательщики, у которых нет библиотечной карточки, опять должны заплатить, чтобы воспользоваться информацией. Мы платим несколько раз за одни и те же вещи.
Налогоплательщики уже заплатили за исследования, так почему они далжны опять платить? Результаты исследований с общественным финансированием должны быть доступны для налогоплательщиков бесплатно.
Сегодня изменилась экономика распространения книг и другого контента. Больше нет расходов на копирование, хранение и дистрибуцию. Поставщики уже об этом знают и зарабатывают деньги. Почему тогда департамент образования и школьные советы не хотят немного подумать и посмотреть на сокращение расходов, тем самым сэкономив нам немного денег?
Ответ простой, вместо покупки или аренды контента мы можем производить свой или покупать полные права один раз. Или, что еще лучше, эффективно использовать общественные материалы или материалы с открытыми авторскими правами. Сегодня десятки тысяч бесплатных, качественны курсов или учебных модулей производятся учебными заведениями Канады, в США и во всем мире. Такие сайты как WikiEducator, Connexions, Merlot and Curriki вырастили коллекции бесплатного образовательного контента.
Дополнительным преимуществом использования открытого контента является возможность изменять его очень быстро в ответ на новые знания, новые технологии или новые методы обучения. Если кто-то другой владеет контентом, мы должны ждать, пока они его изменять. Мир очень быстро меняется, мы больше не можем использовать модели контента 19-ого века.
По всей Канаде и по всему миру, государственные организации могут работать вместе, чтобы обмениваться высококачественным мультимедийным образовательным контентом. Кроме того, есть разница между физикой в разных штатах или городах? Между химией в Католической школе Онтарио и химией в государственной школе Альберты. Не одни ли законы работают на всей планете?
Наши школьные советы и департамент образования должны обратить внимание на открытый доступ. Если налогоплатильщики платят деньги за разработку учебных планов, тогда материалы этих учебных планов должны быть бесплатными. Они нам принадлежат. Почему мы должны платить снова и снова? Стоит проснуться и почувствовать запах кофе!
Автор: Рори МакГриал, Associate Vice-President, Исследовательский Университет Атабаски
Комментарии
Аналогичная мысль была на TED у создателя WWW.
Он говорил о новой сети, сети в которой будут не страницы с гипертекстом, а связанные данные.
И говорил о том, что деятельность каждого государственного института должна быть доступна в виде связанных данных гражданам.
И мы не должны платить за справку о том, что у нас нет задолженности по налогам, например, т.к. мы же их уже заплатили (= заплатили зарплаты гос. служащим).
Все данные которые например наш РосСтат собирает принадлежат нам на правах собственности, и это новый социальный порядок если хотите.
А теперь вспомните, что надо сделать, что бы поменять паспорт, получить права, оформить право собственности и т.д.
Задайте себе вопрос – что такое гос. пошлина и почему мы ее платим «дважды»?
Именно поэтому вся Европа и США, и Корея (Южная) так активно работают над проектами электронного правительства. Потому что технологии - не мода, а новое условие жизни. И если те, чью з/п и все прочее мы оплачиваем, работают не для нас, то стоит ли платить.
Вопрос мой в другом - у нас такая статья бунта не поднимет. Потому что мы привыкли к тому, что ничего поменять нельзя. Простите за политическую окраску.
По теме: несомненно, так всё и будет, но не здесь и не сегодня.
Боюсь, что мы с Вами и прочими налогоплательщиками готовы к такой идее, а Россия - нет.
Я тож высказывался по поводу свободных учебников в своем блоге.
http://funofteaching.tumblr.com/post/197412255/ck-12