К основному контенту

Что делать с привычками?

Сегодня на одной из встреч у меня был очень интересный разговор про то, как информационные технологии меняют образование. Не буду пересказывать разговор, но расскажу некоторые свои соображения.

Раньше мы читали лекции и проводили семинары. И давали самостоятельные работы. Сейчас тоже читаем лекции и проводим семинары. И самостоятельные работы тоже даем. Но вот только качество работ стало ниже. Почему? Потому что большинство тем рефератов и курсовых есть в сети и можно скачать полностью готовую работу, а за деньги - она будет вполне приличной. Если 15 лет назад для того, чтобы написать реферат действительно нужно было идти в библиотеку или в книжный, искать литературу, журналы и прочее, все оттуда выбирать, то сегодня мы просто вводим тему работы в Гугл и получаем нужный нам результат.

Да, и сейчас можно искать новые материалы, и сейчас источников больше, доступ к ним проще. И вроде бы все должно быть наоборот. Но соблазн получить готовую работу в ночь накануне сдачи велик, и не все могут устоять. Можно ли сделать что-то, чтобы и студенты самостоятельно действительно работали, и результат их работы был качественным? Нужно менять тип самостоятельных работ.

Изменения должны быть такими, чтобы студенту было необходимо думать, действовать, реагировать. Скажем, реферат можно заменить на совместное ведение блога студентами, где каждый отвечает за определенную тему и должен в течение семестра ее раскрыть. Или можно вместе делать вики. Но опять же мы должны требовать, чтобы они использовали только свежий и актуальный материал. И не просто его копировали в блог, но выражали свое мнение, реакцию, мысли. Посмотрите на активность в популярных блогах, в Живом Журнале - ведь есть же у людей желание говорить свои соображения, подбирать материал для спора.

Но тут мы видим не только изменения в самой структуре самостоятельных работ. Мы сталкиваемся с тем, что нужно поменять и культуру и практику работы преподавателя. При такой модели темы работ для каждого семестра и каждой группы должны быть новыми, потому что будет скучно. Преподаватель должен сам выступать в активной роли, когда он и сам знает последние новости по теме, сам пишет в тот же блог, сам призывает людей к диалогу. И более того, преподаватель должен быть в курсе всех основных источников по теме, чтобы направить студентов в нужное место за нужным материалам, чтобы подтолкнуть к спорной и провокационной публикации, добиться желания критиковать, обсуждать.

Получается, что сегодня просто применения технологий в процессе недостаточно. Материала, написанного на года, в большинстве тем уже нет, он должен меняться, быть не менее интересным чем блоги, газеты, вики и прочее. А преподаватель больше не может работать по написанному конспекту и не знать больше чем там написано. Нужно стать исследователем, практиком хотя бы в части знаниями информационного поля своего предмета.

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
Да неправда, не нужно ничего менять, просто предподавателям нужно не давать из года в год одни и те же темы, а быть заинтересованными в своем предмете и в своих студентах.

Ни одной - ни единой - темы курсовика за все годы в вузе я не мог найти в Интернете. Более того, поиск в базе курсовых прошлых лет -- многие ли вузы могут себе позволить держать такую базу открытой для студентов? - ничего не давал. Да и с гуглом приходилось работать больше, чем в "доинтернетные" годы в библиотеке. Ну как, скажите на милость, найти уже готовый материал по темам, которые только вошли на полосы газет и самый связный анализ которых находится в блоге твоего же препода?
Marina написал(а)…
Елена, я соглашусь с Вами. Менять, действительно, надо. "Измененные" задания должны заставлять студентов думать, анализировать и искать. Должны меняться и сами преподаватели и методики преподавания в университетах.

В школах сейчас появляются интерактивные доски и интерактивные пульты для ответов на вопросы, а в педагогических вузах никто не менял предмет "методика преподавания", и учителей "учат учить", опираясь, по прежнему, на доску и мел.

Елена, я веду блог под названием "Организация учебной работы при помощи блога" (http://blognauroke.blogspot.com/). Он рассчитан на учителей, работников детского сада и преподавателей университетов. Возможно, Вы найдете что-то интересное для себя. Буду рада видеть Вас в читателях.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Сергей, соглашусь с вами в том, что если преподаватель меняет свои задания, развивает содержание - ничего менять не нужно. Но вот что делать с тем, что они ничего не меняют. Таких много.

Если темы новые, то найти по ним ничего не получится. Придется думать. Но вот если старые, то находится просто все. А базу ВУЗу и не нужно держать, студенты вполне справляются с этой задачей самостоятельно.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около