Сегодня на одной из встреч у меня был очень интересный разговор про то, как информационные технологии меняют образование. Не буду пересказывать разговор, но расскажу некоторые свои соображения.
Раньше мы читали лекции и проводили семинары. И давали самостоятельные работы. Сейчас тоже читаем лекции и проводим семинары. И самостоятельные работы тоже даем. Но вот только качество работ стало ниже. Почему? Потому что большинство тем рефератов и курсовых есть в сети и можно скачать полностью готовую работу, а за деньги - она будет вполне приличной. Если 15 лет назад для того, чтобы написать реферат действительно нужно было идти в библиотеку или в книжный, искать литературу, журналы и прочее, все оттуда выбирать, то сегодня мы просто вводим тему работы в Гугл и получаем нужный нам результат.
Да, и сейчас можно искать новые материалы, и сейчас источников больше, доступ к ним проще. И вроде бы все должно быть наоборот. Но соблазн получить готовую работу в ночь накануне сдачи велик, и не все могут устоять. Можно ли сделать что-то, чтобы и студенты самостоятельно действительно работали, и результат их работы был качественным? Нужно менять тип самостоятельных работ.
Изменения должны быть такими, чтобы студенту было необходимо думать, действовать, реагировать. Скажем, реферат можно заменить на совместное ведение блога студентами, где каждый отвечает за определенную тему и должен в течение семестра ее раскрыть. Или можно вместе делать вики. Но опять же мы должны требовать, чтобы они использовали только свежий и актуальный материал. И не просто его копировали в блог, но выражали свое мнение, реакцию, мысли. Посмотрите на активность в популярных блогах, в Живом Журнале - ведь есть же у людей желание говорить свои соображения, подбирать материал для спора.
Но тут мы видим не только изменения в самой структуре самостоятельных работ. Мы сталкиваемся с тем, что нужно поменять и культуру и практику работы преподавателя. При такой модели темы работ для каждого семестра и каждой группы должны быть новыми, потому что будет скучно. Преподаватель должен сам выступать в активной роли, когда он и сам знает последние новости по теме, сам пишет в тот же блог, сам призывает людей к диалогу. И более того, преподаватель должен быть в курсе всех основных источников по теме, чтобы направить студентов в нужное место за нужным материалам, чтобы подтолкнуть к спорной и провокационной публикации, добиться желания критиковать, обсуждать.
Получается, что сегодня просто применения технологий в процессе недостаточно. Материала, написанного на года, в большинстве тем уже нет, он должен меняться, быть не менее интересным чем блоги, газеты, вики и прочее. А преподаватель больше не может работать по написанному конспекту и не знать больше чем там написано. Нужно стать исследователем, практиком хотя бы в части знаниями информационного поля своего предмета.
Раньше мы читали лекции и проводили семинары. И давали самостоятельные работы. Сейчас тоже читаем лекции и проводим семинары. И самостоятельные работы тоже даем. Но вот только качество работ стало ниже. Почему? Потому что большинство тем рефератов и курсовых есть в сети и можно скачать полностью готовую работу, а за деньги - она будет вполне приличной. Если 15 лет назад для того, чтобы написать реферат действительно нужно было идти в библиотеку или в книжный, искать литературу, журналы и прочее, все оттуда выбирать, то сегодня мы просто вводим тему работы в Гугл и получаем нужный нам результат.
Да, и сейчас можно искать новые материалы, и сейчас источников больше, доступ к ним проще. И вроде бы все должно быть наоборот. Но соблазн получить готовую работу в ночь накануне сдачи велик, и не все могут устоять. Можно ли сделать что-то, чтобы и студенты самостоятельно действительно работали, и результат их работы был качественным? Нужно менять тип самостоятельных работ.
Изменения должны быть такими, чтобы студенту было необходимо думать, действовать, реагировать. Скажем, реферат можно заменить на совместное ведение блога студентами, где каждый отвечает за определенную тему и должен в течение семестра ее раскрыть. Или можно вместе делать вики. Но опять же мы должны требовать, чтобы они использовали только свежий и актуальный материал. И не просто его копировали в блог, но выражали свое мнение, реакцию, мысли. Посмотрите на активность в популярных блогах, в Живом Журнале - ведь есть же у людей желание говорить свои соображения, подбирать материал для спора.
Но тут мы видим не только изменения в самой структуре самостоятельных работ. Мы сталкиваемся с тем, что нужно поменять и культуру и практику работы преподавателя. При такой модели темы работ для каждого семестра и каждой группы должны быть новыми, потому что будет скучно. Преподаватель должен сам выступать в активной роли, когда он и сам знает последние новости по теме, сам пишет в тот же блог, сам призывает людей к диалогу. И более того, преподаватель должен быть в курсе всех основных источников по теме, чтобы направить студентов в нужное место за нужным материалам, чтобы подтолкнуть к спорной и провокационной публикации, добиться желания критиковать, обсуждать.
Получается, что сегодня просто применения технологий в процессе недостаточно. Материала, написанного на года, в большинстве тем уже нет, он должен меняться, быть не менее интересным чем блоги, газеты, вики и прочее. А преподаватель больше не может работать по написанному конспекту и не знать больше чем там написано. Нужно стать исследователем, практиком хотя бы в части знаниями информационного поля своего предмета.
Комментарии
Ни одной - ни единой - темы курсовика за все годы в вузе я не мог найти в Интернете. Более того, поиск в базе курсовых прошлых лет -- многие ли вузы могут себе позволить держать такую базу открытой для студентов? - ничего не давал. Да и с гуглом приходилось работать больше, чем в "доинтернетные" годы в библиотеке. Ну как, скажите на милость, найти уже готовый материал по темам, которые только вошли на полосы газет и самый связный анализ которых находится в блоге твоего же препода?
В школах сейчас появляются интерактивные доски и интерактивные пульты для ответов на вопросы, а в педагогических вузах никто не менял предмет "методика преподавания", и учителей "учат учить", опираясь, по прежнему, на доску и мел.
Елена, я веду блог под названием "Организация учебной работы при помощи блога" (http://blognauroke.blogspot.com/). Он рассчитан на учителей, работников детского сада и преподавателей университетов. Возможно, Вы найдете что-то интересное для себя. Буду рада видеть Вас в читателях.
Если темы новые, то найти по ним ничего не получится. Придется думать. Но вот если старые, то находится просто все. А базу ВУЗу и не нужно держать, студенты вполне справляются с этой задачей самостоятельно.