К основному контенту

Электронная книга - меньше внимания, больше эмоций

TE-AA754_BOOKS_DV_20090413131323.jpg
Вместо обеденного перерыва читала The Wall Street Journal про то, как меняется наше чтение и письмо с появлением электронных книг. И появились интересные выводы.

Раньше, когда я хотела купить книгу, мне нужно было ехать в магазин. Я и сейчас езжу в магазин, но сейчас это больше событие, чем обычное действие. Стоит мне задуматься о том, что я что-то хочу прочитать, я открываю Google и ищу там новую книгу. Вместе с книгой я нахожу отзывы на нее, популярность, выдержки и ссылки и понимаю, стоит или нет мне ее покупать. Получается, что для издателей книг процесс книгоиздания стал труднее, ведь раньше, первую партию книг могли купить и по хорошей обложке, потому что негде было посмотреть про то, что же пишут другие и сделать осознанный выбор.

Еще покупка стала более эмоциональным решением. Ведь если я могу купить книгу на станции метро, в тот момент, когда мы придумалось ее почитать, и мне не нужно для этого ехать в книжны, то я делаю это на мгновенных эмоциях. А пока я так доберусь до книжного, я могу и забыть, какая именно книга меня туда привела.

При всем этом великолепии и доступности книг из любой точки мира, мы все-таки страдаем самой большой, по мнению Стивена Джонсона, проблемой 21-ого века - невниманием. Мы уже настолько привыкли к тому, что постоянно переключаем окна, от электронной почты, к блогу, к комментариям, к статье, которую писали, к документу над которым работали, что и электронную книгу мы читаем наискосок. Просто привычка к методу обработки электронной информации.

Теперь еще стоит учесть и общую перегрузку информацией, собственно то, из-за чего у нас так потерялось внимание. У нас такое количество источников, из которых мы читаем, смотрим, слышим, что очень сложно полностью сфокусировать свое внимание на чем-то одном. Именно поэтому многие электронные книги не читаются целиком, а некоторые издатели и вовсе продают их по главам.

Изменения серьезные, поменялось то, как мы воспринимаем информацию. Напрашивается вывод - книги для электронной формы должны быть другими. Они должны быть короче, проще написаны, потому что это другой источник и другой метод восприятия информации. Тоже самое и с учебниками и курсами, потому что никто не будет слушать полный цикл лекций в записи, повторяющий запись обычной лекций - не тот формат, не та обстановка.

Чтение классической книги для меня - отдельной занятие, более вдумчивое, погруженное, внимательное. Электронные документы - рабочий материал, откуда нужно выбрать главное и немедленно использовать. Эти изменения влияют на то, как мы работаем с информацией и на то, как мы учимся. Очевидно, что при разработки курсов нужно это помнить. Краткость действительно стала сестрой таланта.

Комментарии

Анонимный написал(а)…
Елена, соглашусь с Вами, что контент для электронного обучения должен быть другим - короче, проще сформулирован. Только давайте разделять - лаконичный фрагмент информации, который можно использовать как инструкцию и научиться применять в работе - это одно. А вот теоретическое познание, осмысление и синтезирование нового знания (все то же учение)- это совсем другое. Здесь ничего сократить и упростить нельзя. Давно задаюсь вопросом о том, как перевести гуманитарное знание на "электронные" рельсы. Как, например, "залить" работы (пусть даже отрывки) Канта и Вл.Соловьева в электронные курсы и научить студентов сравнивать эти философские системы, находить общие черты и истоки противоречий. И все чаще прихожу к выводу, что старую добрую книгу (с закладками и отметками на полях) ничто не заменит:)
Владимир Наумов написал(а)…
to Анонимный
"Залить" Канта или Соловьева в эл.вид, на самом-то деле не представляет особого труда. Достаточно созать интсрумент (специфическое ПО) для обучения, к примеру, философствованию или иному гуманитарному мышлению или интерпертации таких знаний приментельно к практике, вплоть до повседневной. Фишка в том, что никому в голову не приходит подобные инструменты создать. Мне лично известны на нашей почве только 2 исключения (применение теорий мотивации, в том числе и гуманистических (Маслоу) в практике менеджмента) и обучение генерированию идей. В первом случае продукт сам инициировал. в другом, одна компания заказала.
Ну и известны (читал, сам не видел) эл. средства, обеспечивающие реализацию риторического изобретения (для студентов и ораторов)

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около