К основному контенту

Синхронное обучение или как стать современным преподавателем

image Помните, когда вы первый раз стояли перед аудиторией? Это могло быть еще в школе или не защите проекта в институте. Помните свою первую лекцию или семинар, как было немного (а может и не немного) страшно, что не получится заинтересовать слушателей, не получится завладеть их вниманием? Постепенно мы набираемся опыта публичных выступлений, нас учат старшие коллеги, мы ходим на тренинги по эффективной презентации, и уже скоро понимаем важность зрительного контакта, правильных движений и мимики, знаем, как писать на доске, как привлекать внимание, если аудитория начинает вдруг дремать.

Вообще, быть тренером или преподавателем - приятно. Это понимание собственного опыта и знаний, радость от умения передать людям что-то новое и интересное, организация увлекающих практических работ. Это какое-то особое чувство, которое испытывал хоть каждый тренер после успешного учебного мероприятия.

И вот вам предалагают стать онлайн тренером. Хорошо понятно, почему многие опасаются такой новой работы - придется работать и быть лидером в среде незнакомой, и навыков быть лидеров в ней у вас нет. Привычных методов зрительного контакта и движений тут нет, механизмов эмоционального воздействия на слушателя тоже. Как же быть? Осваивать новые технологии все равно нужно, и если уж быть хорошим преподавателем, то быть им в любой среде.

Для начала давай-те посмотрим на то, что должен делать онлайн тренер в виртуальной среде:

  • Направлять обучение. Нужно следить за временем и за тем, чтобы слушатели достигали поставленных учебных целей.
  • Контролировать учебную среду. Там много всего может произойти одновременно. Если все участники пытаются говорить сразу или у вас слишком много разговоров не по теме или многие неактивны в работе, тренеру нужно найти способ вернуть все на пути своя и предвратить замешательство и потерю интереса.
  • Общаться с участниками. Достаточно просто отследить тех, кто не активен на занятии. Тренер должен уделять внимание всем и удостовериться, что все участвуют и вовлечены в процесс.
  • Предсказывать потребности участников. Новые слушатели могут нуждаться в большем времени для выполнения заданий, потому что они еще не очень знакомы с инструментами. Чтобы длинные лекции не были монотонными, стоит прерывать их небольшими активными заданиями для всей группы.
  • Поощрять общение между участниками занятия. Важно, чтобы синхронный урок не строился вокруг тренера, и его участники тоже могли работать и обшаться. Если участникам нечем заняться, то они могут потерять внимание.

Очевидно, что сразу возникает вопрос: "А какое занятие можно предложить слушателям на синхронном занятии?". Можно придумать разные штуки, например, ответы на вопросы в чате (чтобы можно было попечатать), задать вопрос тьютору, небольшой тест (подумать и понажимать кнопки) и тому подобное. Главное, чтобы участники не просто сидели пред экраном.

Получает, что предаватель в онлайн среде по своим функциям во многом похож на преподавателя в обычном классе. Самое главное, что стоит помнить - синхронные мероприятия очень обагащают обучение, делают его более живым., а еще это быстрый и простой способ передачи знаний на расстоянии. А так как работать в синхронной среде совсем не трудно, то стоит попробовать.

В следующем посте обязательно напишу про навыки, которые должны быть у онлайн тренера.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела