К основному контенту

Синхронное обучение или как стать современным преподавателем

image Помните, когда вы первый раз стояли перед аудиторией? Это могло быть еще в школе или не защите проекта в институте. Помните свою первую лекцию или семинар, как было немного (а может и не немного) страшно, что не получится заинтересовать слушателей, не получится завладеть их вниманием? Постепенно мы набираемся опыта публичных выступлений, нас учат старшие коллеги, мы ходим на тренинги по эффективной презентации, и уже скоро понимаем важность зрительного контакта, правильных движений и мимики, знаем, как писать на доске, как привлекать внимание, если аудитория начинает вдруг дремать.

Вообще, быть тренером или преподавателем - приятно. Это понимание собственного опыта и знаний, радость от умения передать людям что-то новое и интересное, организация увлекающих практических работ. Это какое-то особое чувство, которое испытывал хоть каждый тренер после успешного учебного мероприятия.

И вот вам предалагают стать онлайн тренером. Хорошо понятно, почему многие опасаются такой новой работы - придется работать и быть лидером в среде незнакомой, и навыков быть лидеров в ней у вас нет. Привычных методов зрительного контакта и движений тут нет, механизмов эмоционального воздействия на слушателя тоже. Как же быть? Осваивать новые технологии все равно нужно, и если уж быть хорошим преподавателем, то быть им в любой среде.

Для начала давай-те посмотрим на то, что должен делать онлайн тренер в виртуальной среде:

  • Направлять обучение. Нужно следить за временем и за тем, чтобы слушатели достигали поставленных учебных целей.
  • Контролировать учебную среду. Там много всего может произойти одновременно. Если все участники пытаются говорить сразу или у вас слишком много разговоров не по теме или многие неактивны в работе, тренеру нужно найти способ вернуть все на пути своя и предвратить замешательство и потерю интереса.
  • Общаться с участниками. Достаточно просто отследить тех, кто не активен на занятии. Тренер должен уделять внимание всем и удостовериться, что все участвуют и вовлечены в процесс.
  • Предсказывать потребности участников. Новые слушатели могут нуждаться в большем времени для выполнения заданий, потому что они еще не очень знакомы с инструментами. Чтобы длинные лекции не были монотонными, стоит прерывать их небольшими активными заданиями для всей группы.
  • Поощрять общение между участниками занятия. Важно, чтобы синхронный урок не строился вокруг тренера, и его участники тоже могли работать и обшаться. Если участникам нечем заняться, то они могут потерять внимание.

Очевидно, что сразу возникает вопрос: "А какое занятие можно предложить слушателям на синхронном занятии?". Можно придумать разные штуки, например, ответы на вопросы в чате (чтобы можно было попечатать), задать вопрос тьютору, небольшой тест (подумать и понажимать кнопки) и тому подобное. Главное, чтобы участники не просто сидели пред экраном.

Получает, что предаватель в онлайн среде по своим функциям во многом похож на преподавателя в обычном классе. Самое главное, что стоит помнить - синхронные мероприятия очень обагащают обучение, делают его более живым., а еще это быстрый и простой способ передачи знаний на расстоянии. А так как работать в синхронной среде совсем не трудно, то стоит попробовать.

В следующем посте обязательно напишу про навыки, которые должны быть у онлайн тренера.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу ...

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что н...